Дело №2-1030/2023
УИД 03RS0015-01-2023-000597-72 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 года г.Салават
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Масагутовой А.Р.
при секретаре Багаутдиновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова Виктора Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Городскому бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница г.Салават о включении в стаж лечебной деятельности периодов, назначении досрочной трудовой пенсии, внесении сведений,
установил:
Федоров В.А. обратился с исковым заявлением, с учетом уточнений, к ГУ-ОПФ РФ по РБ, ГБУЗ РБ ГБ г.Салават о возложении обязанности включения в специальный стаж следующих периодов работы: 24.01.2000, 22.02.2000, с 20.03.2000 по 31.03.2000, с 03.04.2000 по 21.04.2000, 26.04.2000 – отпуска без сохранения заработной платы, с 01.01.1998 по 01.03.1998 – работа в должности заведующего Детской стоматологической поликлиники, с 02.03.1998 по 24.09.2000 - работа в должности врача-стоматолога на 0,25 ставки, с 25.09.2000 по 30.08.2006 - работа в должности врача-стоматолога на 0,5 ставки в фельдшерском пункте МУП «Салаватводоканал», с 29.04.2003 по 31.12.2008 – работа в должности врача-стоматолога МУ «Городская больница №2» г.Салават, с 24.04.2007 по 24.04.2007 – работа в должности врача-стоматолога, с 25.04.2007 по 13.11.2022 – работа в должности заместителя директора по медицинской деятельности в ООО «Жемчужина», 29 дней в 2002 году, 1 мес. 2 дня в 2003 году, 25 дней в 2004 году, 19 дней в 2005 году, 3 дня в 2009 году, 21 день в 2016 году, 4 дня в 2017 году, 29 дней в 2019 году, 12 дней в 2021 году – отпуска без сохранения заработной платы; также возложении обязанности внести скорректированные сведения в индивидуальный лицевой счет, указав, что в период с 29.04.2003 по 31.12.2008 работал в должности врача-стоматолога МУ «Городская больница №2» г.Салават на 1.0 ставки. Истец мотивировал свои требования тем, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, выработав необходимый стаж лечебной деятельности, представил соответствующие документы, однако решением ответчика в назначении пенсии ему было отказано по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности. При этом ответчик необоснованно не засчитывает ему в специальный стаж указанные периоды.
В судебном заседании Федоров В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по РБ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела по существу, в суд не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ ГБ г.Салават по доверенностям Козлицкий С.В. и Стрельникова А.А. просили исковые требования истца, в части включения в льготный стаж периода с 29.04.2003 по 31.12.2008 (5 лет 8 месяцев 2 дня) по должности врач-стоматолог в МУ «Городская больница № 2» г.Салават, а также возложения на ГБУЗ РБ ГБ г.Салават направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ уточненные сведения о работе на 1,0 (полную) ставку, удовлетворить. Пояснили, что ГБУЗ РБ ГБ г.Салават является правопреемником МУ «Городская больница № 2» г.Салават, в период с 29.04.2003 по 31.12.2008 Федоров В.А. действительно был оформлен на 0,5 ставки, однако, согласно представленным документам фактически работал на полную ставку, даже больше. Также считают, что период его работы в ООО «Жемчужина» подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. В остальной части просили принять решение на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ООО «Жемчужина», МУП «Салават водоканал», извещенные о времени и месте рассмотрения дела по существу, в суд по вызову не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22.09.1999 № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего медицинскую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Как установлено судом, 14.11.2022 Федоров В.А. обратился в Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 13.02.2023 №47 в назначении пенсии ему отказано по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности.
Страховой стаж Федорова В.А. на 14.11.2022 исчислен продолжительностью 42 года 1 мес. 18 дней.
Решением от 13.02.2023 №47 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Федорову В.А. отказано по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности. На 14.11.2022 продолжительность стажа лечебной деятельности исчислена продолжительностью 14 лет 11 мес. 7 дней.
Ответчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан из специального стажа Федорова В.А. исключены следующие периоды работы:
- 24.01.2000, 22.02.2000, с 20.03.2000 по 31.03.2000, с 03.04.2000 по 21.04.2000, 26.04.2000 – отпуска без сохранения заработной платы,
- с 01.01.1998 по 01.03.1998 – работа в должности заведующего отделением по профилактике стоматологических заболеваний в Детской стоматологической поликлинике,
- с 02.03.1998 по 24.09.2000 - работа в должности врача-стоматолога на 0,25 ставки, с 25.09.2000 по 30.08.2006 - работа в должности врача-стоматолога на 0,5 ставки в фельдшерском пункте МУП «Салаватводоканал»,
- с 29.04.2003 по 31.12.2008 – работа в должности врача-стоматолога на 0,5 ставки МУ «Городская больница №2» г.Салават,
- с 24.04.2007 по 24.04.2007 – работа в должности врача-стоматолога, с 25.04.2007 по 13.11.2022 – работа в должности заместителя директора по медицинской деятельности в ООО «Жемчужина»,
- 29 дней в 2002 году, 1 мес. 2 дня в 2003 году, 25 дней в 2004 году, 19 дней в 2005 году, 3 дня в 2009 году, 21 день в 2016 году, 4 дня в 2017 году, 29 дней в 2019 году, 12 дней в 2021 году – отпуска без сохранения заработной платы.
Требование истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку приведенными нормативными положениями о Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и действующим гражданским законодательством не предусмотрено включение указанных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В части невключения в стаж лечебной деятельности, предоставляющей право на льготную пенсию периода работы с 01.01.1998 по 01.03.1998 – работа в должности заведующего отделением по профилактике стоматологических заболеваний в Детской стоматологической поликлинике суд отмечает следующее.
Как следует из части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
В соответствии с приведёнными списками право на досрочную страховую пенсию по старости врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений) имеют при условии осуществления врачебной деятельности.
Разрешая спор, суд исследовал трудовую книжку истца, приказ о назначении Федорова В.А. заведующим отделением по профилактике стоматологических заболеваний с 03.06.1996 с испытательным сроком 6 мес., расчетные листы, согласно которым факт осуществления истцом в указанный период врачебной деятельности не подтверждается.
В связи, с чем правовых оснований для включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Федорова В.А. с 01.01.1998 по 01.03.1998 в должности заведующего отделением по профилактике стоматологических заболеваний в Детской стоматологической поликлинике не имеется.
Отказывая Федорову В.А. во включении периода работы с 02.03.1998 по 24.09.2000 - работа в должности врача-стоматолога на 0,25 ставки, с 25.09.2000 по 30.08.2006 - работа в должности врача-стоматолога на 0,5 ставки в фельдшерском пункте МУП «Салаватводоканал» суд также исходит из того, что возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работы на неполную ставку не предусмотрена приведенными выше Списками, в том числе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Относительно периода работы с 29.04.2003 по 31.12.2008 в должности врача-стоматолога на 1,0 ставки МУ «Городская больница №2» г.Салават судом установлено следующее.
В силу правовой позиции, отраженной в п.17 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» суды должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являются факты непосредственного исполнения трудовых обязанностей, в течение полного рабочего дня, вне зависимости от того на какой процент от ставки оформлен работник, то есть формального оформления трудовых правоотношений.
Судом установлено, что Федоров В.А., согласно приказу от 04.04.2003 № 25-к, принят в МУ «Городская больница № 2» г.Салават на должность врач-стоматолог на 0,5 ставки с 09.04.2003. Уволен 31.12.2008.
Согласно расчетным листам, лицевым счетам работодателя при окладе 1 205,00 руб., с ноября 2003 1 610,00 руб., Федорову В.А. начислено в мае 2003 года 3 380,43; июне 5 984,14; июле 11 931,57; августе 13 289,06; октябре 14 154,99; ноябре 10 185,42; декабре 9 255,00.
За 2004 год, при окладе 1 610,00 руб., истцу начислено за январь 12 342,45; февраль 11 960,40; март 13 264,00; апрель 10 416,00; май 10 749,00; июнь 5 931,00; июль 12 177,00; август 7 158,00; сентябрь 12 432,00; октябрь 9 648,00; ноябрь 9 327,00; декабрь 9 672,00.
В 2005 году, при окладе 1 610,00 руб., истцу начислено за январь 10 965,00; февраль 8 454,00; март 9 090,00; апрель 9 012,00; май 9 333,00; июнь 12 017,00; июль 11 596,00; август 6 336,00; сентябрь 10 549,00; октябрь 12 303,00; ноябрь 11 766,00; декабрь 9 369,00.
2006 год, при окладе 1 610,00 руб., с мая 2 470,00, с октября 2 738,00, Федорову В.А. начислено за январь 11 415,20; февраль 15 740,00; март 17 760,00; апрель 15 232,00; май 18 572,00; июнь 15 073,00; июль 8 348,00; август 16 372,00; сентябрь 13 528,00; октябрь 12 284,00; ноябрь 15 204,00; декабрь 8 288,00.
За 2007 год, при окладе 2 738,00 истцу начислено за январь 15 368,00; февраль 14 748,00; март 8 944,00; апрель 12 292,00; май 12 000,00; июнь 12 080,00; июль 13 568,00; август 6 820,00; сентябрь 8 420,00; октябрь 9 681,00; ноябрь 11 468,00; декабрь 7 541,00.
В 2008 году, при окладе 2 738,00 Федорову В.А. начислено за январь 9 140,00; февраль 10 032,00; март 8 136,00; апрель 10 940,00; май 7 381,00; июль 4 780,00; август 5 560,00; сентябрь 8 640,00.
Вышеуказанное свидетельствует о начислении заработной платы свыше оклада по ставке, что как следствие подтверждает довод истца о его работе в МУ «Городская больница № 2» г.Салават в спорный период в течение полного рабочего дня.
Кроме того из пояснений ответчика ГБУЗ РБ ГБ г.Салават правопреемника МУ «Городская больница № 2» г.Салават следует, что Федоров В.А. фактически работал на полную ставку, даже больше.
В силу представленной справки ГБУЗ РБ ГБ г.Салават личное дело, личная карточка работника (Унифицированная форма № Т-2) в отношении Федорова Виктора Анатольевича не сохранились, в связи с затоплением помещения архива ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника г.Салават до объединения с ГБУЗ РБ Городская больница города Салават.
Как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.01.2001 № 1-П, наличие вины – общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно.
Таким образом, учитывая факты начисления заработной платы в спорный период свыше оклада по ставке, а также отсутствие вины Федорова В.А. в утере работодателем его документов, подтверждающих факт работы в спорный период, принимая во внимание презумпцию виновности в гражданском праве и процессе, факт трудовой деятельности ответчика в МУ «Городская больница № 2» г.Салават в период с 29.04.2003 по 31.12.2008 постоянно в течение полного рабочего дня презюмируется, так как добросовестность работника и разумность его действий предполагаются, пока не доказано иное.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в графе наименование должностей, в подразделе Наименование должностей поименована должность - врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в графе наименование учреждений отражено - больницы всех наименований.
При указанных обстоятельствах ГБУЗ РБ ГБ г.Салават подлежит внести скорректированные сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, указав, что в период с 29.04.2003 по 31.12.2008 Федоров В.А. работал в должности врача-стоматолога в МУ «Городская больница №2» городского округа г.Салават на 1.0 ставки.
Учитывая, что истец в спорный период осуществлял трудовую деятельность постоянно в течение полного рабочего дня и в режиме нормальной продолжительности рабочего времени в должности врач-стоматолог в МУ «Городская больница № 2» г.Салават, период с 29.04.2003 по 31.12.2008, 5 лет 8 мес. 2 дня, подлежит включению в стаж, предоставляющей право Федорову В.А. на льготную пенсию.
Суд, отказывая в удовлетворении иска в части периода работы с 24.04.2007 по 24.04.2007 в должности врача-стоматолога, с 25.04.2007 по 13.11.2022 работа в должности заместителя директора по медицинской деятельности в ООО «Жемчужина», руководствуется Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания решения ответчика незаконным, включения в специальный стаж периодов работы истца в ООО «Жемчужина» не имеется.
Так, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 №173), действовавшего до 31.12.2014, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С 01.01.2015 основания назначения указанной пенсии предусмотрены п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, поскольку согласно ч.1 и 3 ст.36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный от 17.12.2001 №173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3).
В списках должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, наименование юридического лица с организационно-правовой формой «общество с ограниченной ответственностью» не указано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.1 п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п.п.19 и 20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с ч.1 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Аналогичное определение этого понятия содержалось и в ч.1 ст.120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2014.
Общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, создается в целях извлечения прибыли (ст. ст. 66, 67, 87 ГК РФ).
На основании приведенного законодательства, регламентирующего назначение досрочной пенсии, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд приходит к выводу о том, что, устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 1920-О).
Согласно решению ответчика об отказе в установлении пенсии Федорову В.А. засчитаны в специальный стаж лечебной деятельности и не оспариваются периоды работы истца продолжительностью 14 лет 11 мес. 7 дней, подсчитанные по состоянию на 14.11.2022. С учетом спорных периодов стаж лечебной деятельности Федорову В.А. по состоянию на день обращения за пенсией составил 20 лет 7 мес. 9 дней (14 лет 11 мес. 7 дней + 5 лет 8 мес. 2 дня).
Из указанного следует, что необходимый для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью специальный стаж продолжительностью 30 лет, истцом по состоянию на день отказа, а также постановления настоящего судебного акта, не выработан, в связи, с чем оснований для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 187, 256 ТК РФ, ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 4 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 00.00.0000 ░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░ ..., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ 1020203227263, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░ 1100266001043, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░ 29 ░░░░░░ 2003 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 1.0 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.20 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 29 ░░░░░░ 2003 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ___________░░░░░░░░░ ░░░░_________
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░______________░░░░░░░░░ ░░░░_______
░░░░░_______________
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-1030/2023 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.05.2023.