86RS0№-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Шаньшиной Р.А.,
с участием представителя истца Ларман Ф.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-<данные изъяты>/2020 по исковому заявлению Александрова Александра Александровича к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании отказа в предоставлении субсидии, решения об исключения из единого списка на получение мер государственной поддержки незаконными, восстановлении в списке участников программы,
УСТАНОВИЛ:
Александров А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании отказа в предоставлении субсидии, решения об исключении из единого списка на получение мер государственной поддержки незаконными, восстановлении в списке участников программы. Требования мотивированы тем, что Александров А.А. на основании решения АО «Ипотечное агентство Югры» от 02.07.2012 года о признании участником подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» стал участником целевой программы по категории «Работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, сотрудники и работники органов внутренних дел автономного округа, Государственной противопожарной службы по автономному округу, вставшие на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года по месту службы и уволенные до 31 декабря 2011 года по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие стаж службы в учреждениях автономного округа не менее 10 лет». Ответчик направил истцу уведомление на право получение субсидии номер <данные изъяты> от 30.11.2019, в котором указал, что у истца, в соответствии с Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года №346-п, возникло право на получение субсидии. Истцу для получения субсидии было предложено в течение 15 календарных дней предоставить пакет документов ответчику, в соответствии с п. 10 Порядка. Истец с соблюдением всех сроков предоставил ответчику необходимый пакет документов, однако, ответчик 23.12.2019 года издал Решение об исключении истца из Единого списка граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки на основании пп. 2 п. 6 Порядка. Основанием для исключения из Единого списка граждан указано, что истец изменил место работы, финансирование которого осуществляется не за счет средств бюджета автономного округа. Истец считает отказ незаконным, указывая, что Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в котором работает истец, является органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - субъекта РФ, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, следовательно, основания для принятия решения ответчиком об отказе в предоставлении субсидии отсутствовали. Считает, что учитывая, что истец в данный момент осуществляет свою деятельность в органе государственной власти ХМАО-Югры, денежное содержание которого осуществляется за счет средств бюджета ХМАО-Югры, что полностью соответствует условиям, указанным в Порядке предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», Решение об исключении из Единого списка граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки от 23.12.2019, изданное АО «Ипотечное агентство Югры» является неправомерным.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным отказ Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в предоставлении субсидии в соответствии с мероприятием Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года №346-п; признать незаконным Решение об исключении из Единого списка граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержи от 23.12.2019; восстановить Александрова А.А. в Едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года№346-п; взыскать с АО «Ипотечное агентство Югры» в расходы на оплату услуг представителя в размере 45 000 рублей; взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца Ларман Ф.К. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения согласно исковому заявлению.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, представителя ответчика.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявлений от 13.06.2012 г. Истец признан участником подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» по категории «Работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники государственных учреждений автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011г. № 108-п.
На дату постановки на учет истец работал в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» экономистом планово-экономического отдела. То есть соответствовал категории «Работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники государственных учреждений автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа».
08.04.2013 г. истец по договору купли-продажи приобрел квартиру, расположенную по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. <данные изъяты>, общей площадью 56,2 кв.м, с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО «Ханты-Мансийский банк» по кредитному договору № <данные изъяты> г.
12.04.2013 г. между истцом, ответчиком и ОАО «Ханты-Мансийск банк» заключено Трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору № <данные изъяты>
В соответствии с данным Соглашением, ответчик взял на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки истцу в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита в течение 240 месяцев.
В соответствии с Трехсторонним соглашением за период с 11.07.2013г. по 24.01.2020г. предоставлена компенсация части банковской процентной ставки в размере 922 938 рублей 64 копейки.
С 01.01.2019г. вступило в силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1.02.2019г. №20-п).
02.12.2019 года истцом получено уведомление о возникновении права на получение субсидии от 30.11.2019 г.
10.12.2019 года истец предоставил ответчику необходимый пакет документов, в том числе: копию трудовой книжки и справку с места работы, согласно которым с 10.06.2013 года по настоящее время истец работает в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в должности государственного гражданского служащего Ханты-Мансийского комплекса и территориального планирования.
Согласно п. 1 Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 22.12.2012 года №163 «О Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (вместе с «Положением о Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»), Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Депстрой Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.
В соответствии с п. 11 Положения о Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетом автономного округа - Югры, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.02.2006г. № 13 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидии на строительство или приобретение жилых помещений лицам, замещающим государственные должности автономного округа, государственным гражданским служащим автономного округа.
Вышеуказанное Положение устанавливает порядок и условия предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений по месту жительства и определения размера субсидий, предоставляемых за счет средств бюджета автономного округа, лицам, замещающим государственные должности автономного округа, государственным гражданским служащим автономного округа, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по предоставлению субсидий лицам, замещающим государственные должности автономного округа, государственным гражданским служащим автономного округа определен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Следовательно, для государственных гражданских служащих предусмотрено оказание государственной поддержки в виде субсидии на строительство или приобретение жилых помещений в рамках Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.02.2006 г. № 13.
К категории «Работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники государственных учреждений автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется за счет средств бюджета автономного округа», целевой программы государственные гражданские служащие не относятся.
На дату постановки на учет, когда истец работал в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление капитального строительства» экономистом планово-экономического отдела, истец соответствовал категории «работники», предусмотренной Постановлением 108-п.
За время нахождения на учете в качестве участников подпрограммы могут измениться условия, в результате чего будут утрачены основания для участия в целевой программе. Изменение условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе, является одним из оснований для принятия ответчиком решения об исключении из Единого списка участников.
Гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, что не является гарантией получения такой субсидии или обязанности государственного органа ее выдать.
Признание участником подпрограммы не является безусловным основанием получения субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п. 6 Приложения 17, граждане исключаются из единого списка.
Так в соответствии с пп. 2 п. 6 Приложения 17, граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии, в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий).
Утрата оснований произошла в связи с изменением места работы истца на учреждение, финансирование которого осуществляется не полностью за счет средств бюджета автономного округа - Югры. Кроме того, занимаемая должность истца не соответствует категории «работники», предусмотренной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 N 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года».
При таких обстоятельствах, исходя из утраты истцом оснований, дающих право на получение субсидии, ответчиком законно и обоснованно принято решение об исключении истца из Единого списка граждан, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки от 23.12.2019г. на основании пп. 2 п. 6 Приложения 17.
На основании вышеизложенного, исковые требования Александрова А.А. о признании незаконным отказа Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в предоставлении субсидии в соответствии с мероприятием Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года №346-п; признании незаконным Решения об исключении из Единого списка граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержи от 23.12.2019; восстановлении в Едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года№346-п, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 16 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░