Решение по делу № 33-2190/2024 от 01.04.2024

Судья: Вирюкина К.В.                                       УИД 39RS0002-01-2023-005126-48

Дело №2-5592/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№33-2190/2024

17 июля 2024 года                                                                                г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи               Чашиной Е.В.,

судей                                                          Макаровой Т.А., Алексенко Л.В.,

при секретаре                                            Петух А.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 декабря 2023 г. по исковому заявлению Кузнецова Владимира Павловича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Чашиной Е.В., объяснения представителя истца Ремига Ю.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузнецов В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 4 октября 2021 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано по причине не достижения возраста для назначения страховой пенсии по старости, разъяснено, что право на страховую пенсию возникает у него не ранее 22 сентября 2030 г. 30 декабря 2021 г. он вновь обратился к ответчику с аналогичным заявлением о назначении пенсии, но ему было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, который составил 1 год 2 месяца 6 дней при требуемом 10 лет. При этом из подсчета его стажа необоснованно были исключены периоды работы: с 28.04.1994 по 01.12.2000 в должности газосварщика ЖЭУ-7 Первомайского района Кыргызской Республики, с 01.01.2009 по 27.09.2011 в МУП ЖКХ «Дело». Впоследствии он также ещё несколько раз обращался с заявлением о назначении пенсии, но ему вновь было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, который составил 3 года 11 месяцев 3 дня при требуемом специальном стаже 10 лет. При этом из подсчета его стажа необоснованно был исключен период работы с 28.04.1994 по 01.12.2000 в должности газосварщика ЖЭУ-7 Первомайского района Кыргызской Республики. Его работа была непосредственно связана с вредными и тяжелыми условиями труда. Периоды работы подтверждены документально. Возможность включения этих периодов в подсчет стажа предусмотрена Соглашением стран СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил признать незаконными решения от 04.02.2022, от 14.02.2022, от 28.11.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период работы, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ г.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 14 декабря 2023 г. заявленные Кузнецовым В.П. исковые требования были удовлетворены частично: признано незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области об отказе в назначении Кузнецову В.П. страховой пенсии по старости, принятое по результатам рассмотрения его заявления №308211/21 от 30.12.2021; на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области возложена обязанность включить в специальный стаж Кузнецова В.П., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы: с 28.04.1994 по 31.07.1999 и с 01.09.1999 по 30.06.2000 в должности газосварщика ЖЭУ-7 Первомайского района Кыргызской Республики (Филиала №7 АООТ «Бишкекжилремонт», ЖЭУ №7 АОЗТ «Жилсервис»); а также назначить Кузнецову В.П. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ

В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 26 февраля 2024 г., ответчик Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области выражает несогласие с вынесенным решением в той части, в которой требования истца были удовлетворены, указывает, что спорный период работы истца подтвержден надлежащим образом компетентным органом Республики Кыргызстан в соответствии с нормами Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 только как работа в обычных условиях, подлежащая зачету в страховой стаж, а не как льготный период для назначения досрочной страховой пенсии. При этом согласно архивным справкам в спорный период на лицевых счетах отсутствовали сведения о начислении заработной платы в августе 1999 г. и с июля по декабрь 2000 г., что противоречит сведениям о полной занятости за весь период работы истца. Подтверждение льготного периода правопреемником работодателя без предоставления первичных документов (штатного расписания, лицевых счетов) не может быть принято в качестве надлежащего доказательства.

От истца Кузнецова В.П. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение оставить без изменения.

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.10.2021, 30.12.2021, 13.01.2022, 29.01.2022, 30.01.2022, 06.03.2022, 03.10.2022, 15.11.2022 и 05.07.2023 Кузнецов Владимир Павлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращался в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».

Однако ему было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, который вместо требуемого 10 лет (с учётом возраста обращения за назначением пенсии) составил 3 года 11 месяцев 3 дня.

При этом в подсчет специального стажа истца не был включен период его работы с 28.04.1994 по 01.12.2000 в должности газосварщика ЖЭУ-7 Первомайского района Кыргызской Республики.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности зачета в специальный стаж Кузнецова В.П. спорного периода работы, осуществлявшегося на территории Республики Кыргызстан (за исключением периодов, за которые отсутствуют сведения о начислении заработной платы: с 01.08.1999 по 31.08.1999 и с 01.07.2000 по 01.12.2000), в соответствии с положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» с учетом представленных документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности в эти периоды, работу в тяжелых и вредных условиях труда в должности, предусмотренной Списком №2, уплату страховых взносов. Поскольку включенных в специальный стаж истца периодов работы оказалось достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, то судом исковые требования были удовлетворены, пенсия истцу назначена с момента достижения установленной продолжительности специального стажа, то есть с 30 декабря 2021 г., при этом решение об отказе в назначении досрочной пенсии от указанной даты обращения (30.12.2021) также признано незаконным.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами поданной пенсионным органом жалобы о том, что включение спорного периода в специальный стаж как льготного периода могло быть осуществлено только при получении соответствующего формуляра от компетентного органа Республики Кыргызстан согласно положениям Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (мужчинам).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст. 2).

Действительно, с 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., ст. 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).

В целях реализации Соглашения от 20 декабря 2019 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. №122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм этого Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст. 7 Соглашения от 20 декабря 2019 г. компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).

Компетентным органом в Республике Кыргызстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определен Социальный фонд Кыргызской Республики.

По сведениям Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области из компетентного органа Республики Кыргызстан поступил ответ, но он не содержит подтверждения запрашиваемого периода как льготного для его включения в специальный стаж истца, спорный период указан как работа в обычных условиях. Однако указано, что льготные справки компетентным органом не выдаются ввиду отсутствия на хранении архивных справок.

Вместе с тем, в силу ст. 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г. назначение и выплата пенсии осуществляются за стаж работы, приобретенный до вступления в силу настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Федеральным законом от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ, вступившим в силу с 30 июня 2022 г., было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 г.

Официальным сообщением МИД РФ подтверждено, что действие вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. с другими участниками Соглашения прекращается 1 января 2023 г. Обращение истца за назначением пенсии последовало впервые 4 октября 2021 г., а датой назначения пенсии суд определили 30 декабря 2021 г., то есть до денонсации Соглашения от 13 марта 1992 г.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.

Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

Согласно п.2 ст. 13 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Иными словами, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.

Кроме того, ст. 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г., заключенным между Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, прямо предусмотрено, что назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до 1 января 2021 г., осуществляются не только в соответствии с законодательством государств-членов, но и в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.

Учитывает судебная коллегия и то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с общепризнанными принципами равенства и справедливости, на которых основано осуществление конституционных прав и свобод человека и гражданина, в Российской Федерации установлено правило о правовой определенности и связанной с ней предсказуемости правоприменительной практики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы стороны соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими право на пенсию за выслугу лет будет реализовано (п.3.1 консультативного заключения от 20 декабря 2018 г. по заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 53 и 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение №32 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.)).

С учетом изложенного, Соглашение от 13 марта 1992 г. подлежит применению к спорным правоотношениям в части определения стажа работы, приобретенного до 1 января 2021 г.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ч.1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Данные правила применяются и при определении специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии.

Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.

Спорный период работы истца подтвержден документально, в том числе записями в трудовой книжке, архивными справками и льготной справкой работодателя (его правопреемника). Должность, которую занимал истец – газосварщик, предусмотрена Списком №2 1991 г. При этом в данном списке она отражена без каких-либо дополнительных условий относительно вида сварки, используемого оборудования и т.п. (код позиции 23200000-11620, раздел XXXIII «Общие профессии»).

Действительно, в представленных документах отсутствуют сведения о начислении истцу в спорный период заработной платы за август 1999 г. и в период с августа 2000 г. по декабрь 2000 г., однако судом первой инстанции эти периоды и не были включены в подсчёт специального стажа истца. Вопреки доводам пенсионного органа, факт отсутствия сведений о начислении истцу в это время заработной платы не опровергает факта его работы с полной занятостью в иные периоды, который суд включил в его специальный стаж. Истец не может нести бремя негативных последствий за действия работодателя, не обеспечившего надлежащего хранения и оформления документов.

В льготной справке работодателя (правопреемника работодателя) отражены данные о занятости истца полный рабочий день. Никаких данных ни в трудовой книжке, ни в иных документах, указывающих на то, что истец в это время работал на неполную ставку, не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика о том, что справка, представленная правопреемником, не могла быть принята судом в качестве надлежащего доказательства в отсутствие первичной документации, судебная коллегия отмечает, что согласно справке ОсОО ОСЖТ «Акылдаш» 25.06.2000 на основании приказа №01/82 АО «Бишкекжилремонт» в связи с реорганизацией переименован в ЖЭУ – 7 АОЗТ «Жилсервис». На основании постановления Бишкекского управления Гос. Комиссии при Правительстве КР и решения собрания акционеров ЖЭУ-7 АОЗТ «Жилсервис» переименован ОсОО ОСЖТ «Акылдаш». В качестве основания выдачи справки указано: лицевые счета, штатное расписание, графики работы, журналы осмотра оборудования, карточки учета рабочего времени. У судебной коллегии не имеется оснований не доверять сведениям, представленным правопреемником работодателя истца - ОсОО ОСЖТ «Акылдаш».

Тем не менее, судом апелляционной инстанции было предложено стороне истца обратиться к правопреемнику работодателя за получением дополнительных документов о работе с учётом таких приводимых пенсионным органом доводов. В ответ на запрос стороной истца была представлена справка №7 от 5 июня 2024 г. ОсОО ОСЖТ «Акылдаш», согласно которой общество подтверждает, что ранее выданные справки на имя Кузнецова В.П. были выписаны на основании архивных данных, расчетных книжек по заработной плате. При этом выборочно представлены: книга за заработной плате за 1998 г., где значится Кузнецов В.П., указан размер его заработка, всех составляющих заработной платы, а также количество отработанных дней и часов (в частности, в конкретном месяце 19 рабочих дней, 40 часов); представлено «Годовое сообщение о занятости и заработной плате» за 1999 г. на сотрудников ЖЭУ-7, где в списке сотрудников значится Кузнецов В.П., указан размер его заработной платы помесячно; табель учёта рабочего времени за декабрь 2001 г., где значится Кузнецов В.П., сварщик, количество отработанных им рабочих дней, соответствующих полному месяцу; ведомость по начислению заработной платы за декабрь 2001 г., где под номер 91 значится Кузнецов В.П., других сотрудников с такой же фамилией нет. Указанные документы были приняты судебной коллегией в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, принимая во внимание, что они необходимы для установления тех юридически значимых обстоятельств, которые подлежат установлению при разрешении данной категории спора, а также учитывая доводы пенсионного органа о предоставлении первичных документов, на основании которых была выдана льготная справка работодателя.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 августа 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

33-2190/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Владимир Павлович
Ответчики
Отделение социального фонда РФ по Калининградской области
Другие
Ремига Юлия Юрьевна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Чашина Елена Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
04.04.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.06.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Передано в экспедицию
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее