Решение по делу № 2-4147/2024 от 05.02.2024

                Дело № 2-4147/2024

УИД24RS0041-01-2024-000879-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2024 года                             г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Полынкиной Е.А.

при секретаре Шаховой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора к СНТ «Гремячий ключ» о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к СНТ «Гремячий ключ» о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы межведомственной рабочей группы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 1-е полугодие 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что СНТ «Гремячий ключ» в установленном порядке не заключен с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, площадки (места) накопления ТКО на территории садоводческого товарищества отсутствуют, за согласованием таких мест в администрацию муниципального района СНТ не обращалось. Выявленные нарушения обязательных требований ст. 51 Закона № 7-ФЗ; ст. ст. 11, 24.7 Закона № 89-ФЗ; ст. Ст. 11, 22 Закона № 52-ФЗ; п. 5.10 СНиП 20-02-97, п.п. 3,4 Правил № 1039; п. 8 917) Правил № 1156 являются недопустимыми, оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, приводят к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем возникает угроза причинения вреда жизни и здоровья жителям города Красноярска. Просит обязать СНТ «Гремячий ключ» согласовать с администрацией Октябрьского района г. Красноярска создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В судебном заседании представитель истца помощник Красноярского природоохранного прокурора Пискорская А.И. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика СНТ «Гремячий ключ» Маркина И.В., Куваева Р.В. возражали против удовлетворения исковых требований, так как в настоящее время основания для удовлетворения требований отпали, контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества оборудована, с администрацией района согласовано, заключен 13.09.2024 года договор с ООО «РОСТтех» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик не имел возможности создать место (площадку) накопления ТКО, так как председатель СНТ находился на СВО, а доверенность с такими полномочиями отсутствовала. Более того, ответчик не имел возможности согласовать именно это место, так как в производстве Октябрьского районного суда г. Красноярска находилось гражданское дело № 2-3569/2022 по иску ДМИЗО к Вигель И.А., и в настоящее время находится гражданское дело № 2-1076/2024 по иску СНТ «Гремячий ключ» к Вигель И.А. об оспаривании результатов межевания и признании права. В связи с тем, что Вигель И.А. признал в судебном порядке захват муниципальных земель, и земель, принадлежащих СНТ, у СНТ появилась возможность освободить место под площадку ТКО. Ранее такое место отсутствовало в том числе по вышеуказанной причине. Ответчик не удовлетворил требования прокурора, а исполнил обязанность предусмотренную законом, как только появилась фактическая возможность. Если бы Вигель И.А. не признал факт захвата земель и не уточнил был размеры оспариваемых земельных участков, путем подачи встречного иска, то у СНТ не было бы возможности разместить площадку ТКО, ибо ответчик мог только выбирать между нарушением пожарных норм и не оборудованием площадки ТКО. Нет ни одного факта нарушения экологического законодательства, в СНТ отсутствуют стихийные свалки мусора, такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Кроме того, являются некорректными требования прокурора о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку такая обязанность существует у регионального оператора, СНТ может лишь обратиться с заявлением на заключение такого договора.

Третьи лица администрация Октябрьского района г. Красноярска, ООО «РОСТтех» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Требования, предъявляемые к деятельности в области обращения с отходами, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву, водосборные площади, водные объекты и недра запрещен.

В силу ст. 11 Закона № 89-ФЗ, ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и санитарные требования, уставленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5.10 СНиП 20-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводства запрещается организовывать свалки отходов. На земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены места (площадки) накопления ТКО (по таблице 5.1). По заданию на проектирование предусматривают раздельный сбор мусора.

Площадки накопления ТКО должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ садовых земельных участков.

Расстояние от площадок накопления ТКО до жилых домов устанавливается по СанПиН 2,1,3684.

На основании ч. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.п, 3, 4 разд. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Подпунктом 6 п. 7 ст. 18 Федерального Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям правления товарищества отнесено в том числе принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства об отходах, в результате которой в деятельности СНТ «Гремячий ключ» выявлены нарушения.

Так, СНТ «Гремячий ключ» в нарушение требований ст. 51 Закона № 7-ФЗ; ст. ст. 11, 24.7 Закона № 89-ФЗ; ст. Ст. 11, 22 Закона № 52-ФЗ; п. 5.10 СНиП 20-02-97, п.п. 3,4 Правил № 1039; п. 8 917) Правил № 1156 не приняты меры по обустройству на территории СНТ места (площадки) накопления ТКО, согласованию таких мест с администрацией муниципального района, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений 27.06.2023 года председателю правления СНТ «Гремячий ключ» прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

В ответ на представление председателем СНТ «Гремячий ключ» Куваевым К.В. дан ответ от 26.07.2023 года, о том, что СНТ предпринимает все необходимые меры по предотвращению нарушений в сфере экологии, к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на территории СНТ нет никаких источников угрожающих окружающей среде и благополучию человека.

В ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю рассмотрен запрос администрации Октябрьского района г. Красноярска по заявке СНТ «Гремячий ключ» на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, схемы размещения места (площадки) накопления ТКО, и выдано заключение № 24-00-06/04-11034-2024 от 05.09.2024 года о том, что место (площадка) накопления ТКО, размещенная на территории СНТ «Гремячий ключ» по адресу: Х кадастровый У соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании данного заключения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 24-00-06/04-11034-2024 от 05.09.2024 года администрация Октябрьского района г. Красноярска согласовала СНТ «Гремячий ключ» создание места (площадки) накопления ТКО, расположенного в границах кадастрового номера У с адресным ориентиром Х

13.09.2024 года между ООО «РОСТтех» и СНТ «Гремячий ключ» заключен договор № КРК/АТ-25 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что СНТ «Гремячий ключ» в адрес органа местного самоуправления и к региональному оператору до обращения в суд с иском прокурора с заявкой для согласования места (площадки) накопления ТКО, и для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось.

Таким образом, неприятие СНТ мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории товарищества до обращения прокурора с иском нарушало право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на СНТ «Гремячий ключ» обязанности согласовать с администрацией Октябрьского района г. Красноярска создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Гремячий ключ» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обратиться к региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 ГК РФ), и в соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора, соответственно возлагать такую обязанность на СНТ является некорректным, в данном случае на СНТ может быть только возложена обязанность обратиться к региональному оператору с заявлением о заключении такого договора.

Вместе с тем, поскольку в настоящее время в ходе судебного разбирательства обязанность СНТ по согласованию с администрацией Октябрьского района г. Красноярска создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства выполнена, как и заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами решение считать исполненным и принудительному исполнению не приводить.

Доводы СНТ суд отклоняет, поскольку согласно ст. 5 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества. Таким образом, законом на СНТ «Гремячий ключ» возложена обязанность организовать контейнерную площадку на территории товарищества, соответствующую установленным требования, чего вплоть до сентября 2024 года выполнено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к СНТ «Гремячий ключ» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на СНТ «Гремячий ключ» обязанность согласовать с администрацией Октябрьского района г. Красноярска создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Гремячий ключ» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обратиться к региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решение суда считать исполненным и к принудительному исполнению не приводить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий        (подпись)            Е.А. Полынкина

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2024 года.

Копия верна                                Е.А. Полынкина

2-4147/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
СНТ "Гремячий ключ"
Другие
ООО "Красноярская рециклинговая компания"
Администрация Октябрьского района г. Красноярска
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Полынкина Е.А.
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
05.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.05.2024Предварительное судебное заседание
14.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.07.2024Предварительное судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее