Судья Петухова О.Н Дело № 33-10848/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,

судей Мизюлина Е.В., Тегуновой Н.Г.,

при секретаре Зайцеве И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 14 сентября 2015 года

по делу по иску Е.Ю. к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсационных выплат в порядке наследования и судебных расходов,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителей ответчиков, представителя 3-лица,

У С Т А Н О В И Л А:

Е.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за приобретенные технические средства реабилитации в порядке наследования в размере 62 641 руб. 50 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 2080 руб.

В обоснование требований указала, что является дочерью инвалида 2-ой группы Ю.П., который в период жизни нуждался в технических средствах реабилитации. Данные средства приобретались Н.Ю. (сестра истицы) за свой счет, которая осуществляла за Ю.П. уход. Ю.П. предоставил ответчику документы, подтверждающие понесенные расходы на технические средства реабилитации. Ответчик обязан был выплатить Ю.П. 125 343 рубля. Данную выплату Ю.П. не получил. 14.11.2014 года Ю.П. умер. Наследниками по закону являются его дочери Н.Ю. и Е.Ю. С учетом изложенного просила взыскать с ответчика компенсацию за приобретенные технические средства реабилитации в размере 1/2 доли.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С Министерства социального развития Московской области в пользу Е.Ю. взыскана компенсация за приобретенные технические средства реабилитации Ю.П. в порядке наследования в размере 62 641 руб. 50 коп. В удовлетворении иска Е.Ю. о взыскании судебных расходов отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить и взыскать заявленные истицей денежные средства с ГУ — Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2014 году Ю.П., умершим 14.11.2014 года в порядке наследования в размере 62671 рубль 50 копеек, постановив по делу в данной части новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции данным требованиям закона не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Ю.П. являлся инвалидом 2 группы бессрочно и состоял на учете в Железнодорожном управлении социальной защиты населения как получатель мер социальной поддержки по категории «Инвалид 2 группы».

Согласно справки Железнодорожного управления социальной защиты населения, Ю.П., умершему 14.11.2014 года, Управлением начислено и не получена компенсационная выплата за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме 125 343 руб.

Истица является наследницей Ю.П.

Разрешая спор и постановляя по делу решение о взыскании с Министерства социального развития в пользу истицы денежные средства за приобретенные наследодателем – отцом истца технические средства реабилитации в размере 1/2 доли от суммы 125343 руб., суд первой инстанции исходил из того, что решение о выплате Ю.П. компенсации за приобретенные им технические средства реабилитации были приняты структурным подразделением Министерства социального развития Московской области – Железнодорожным управлением социальной защиты населения, в связи с чем, реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика, при этом, право на получение указанной компенсации у истца возникло в силу ст. 1183 ГК РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).

В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе, порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Как следует из материалов дела, 13.01.2015 года Железнодорожный отдел Министерства социальной защиты населения Московской области передал в Филиал №9 ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ согласно акта приема-передачи заявлений о возмещении расходов по приобретению ТСР и протезно-ортопедических изделий за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также программ реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсацию по состоянию на 31.12.2014 года и акта приема-передачи заявлений на обеспечение ТСР протезами, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов и ветеранов, не обеспеченных Министерством по состоянию на 31.12.2014 года.

Тем самым, с 01.01.2015 года у Министерства социального развития Московской области полномочия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации отсутствуют в полном объеме, финансирование из федерального бюджета бюджету Московской области и Министерству на эти цели не осуществляется, поскольку указанные полномочия переданы для осуществления выплат компенсаций переданы ГУ Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ за счет федерального бюджета.

В связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области нельзя признать правильным.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что право истца на получение денежных средств за самостоятельно приобретенные наследодателем – отцом истца технические средства реабилитации, не возникло.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства в числе иного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В силу п. 1 ст. 1183 ГК РФ члены семьи умершего имеют право на получение сумм пенсий или иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, если они подлежали выплате наследодателю, но не получены им при жизни по какой-либо причине.

В соответствии с разъяснением, данным в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

Как усматривается из требований вышеуказанной нормы закона компенсационные выплаты за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не относятся к выплатам, предоставленным инвалиду, в качестве средств к существованию.

Природа данных выплат носит компенсационный характер и согласно ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства, поскольку неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Таким образом, исходя из положений выше приведенных статей право на возмещение компенсации за приобретенные наследодателем технические средства реабилитации, не входит в состав наследства, его наследники вправе обращаться с самостоятельными исками лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных наследодателю в счет причитающейся компенсации денежных сумм в качестве средств к существованию, но не выплаченных ему при жизни, между тем, наследники не вправе обращаться с требованиями, связанными с выплатой компенсации за приобретенные технические средства реабилитации, причитающейся наследодателю, поскольку ч. 2 ст. 1112 ГК РФ с учетом положений ст. 1183 ГК РФ исключает возможность перехода к правопреемникам прав, связанных с личностью наследодателя.

На основании изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации расходов за приобретенные технические средства реабилитации в 2014 году Ю.П., умершим 14.11.2014 года в порядке наследования в размере 62671 рубль 50 копеек и выносит новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Доводы в просительной части жалобы о принятии нового решения о взыскании заявленных истицей денежных сумм с ГУ –Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ не могут быть удовлетворены, поскольку указанное юридическое лицо не являлось по делу ответчиком, к нему исковые требования не предъявлялись.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 2014 ░░░░ ░.░., ░░░░░░░ 14.11.2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 62671 ░░░░░ 50 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 2014 ░░░░ ░.░., ░░░░░░░ 14.11.2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 62671 ░░░░░ 50 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10848/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Путятина Е.Ю.
Ответчики
Управление с.з.
Другие
Фонд социального страхования №9
Суд
Московский областной суд
Судья
Мизюлин Е.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
20.04.2016Судебное заседание
10.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2016Передано в экспедицию
20.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее