Решение по делу № 8Г-10158/2024 [88-13782/2024] от 15.03.2024

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 32RS0021-01-2022-000658-91

№ 88-13782/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                                                        10 июня 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Матросовой Г.В., Скоковой Д.И.,

с участием прокурора Юнусовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шнейдера В.И. к Отделу образования Новозыбковской городской администрации Брянской области, Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, материальной помощи к отпуску, компенсации за частично неиспользованный отпуск и за просрочку выплаты заработной платы, морального вреда,

по кассационной жалобе Шнейдера В.И.

на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от                13 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 января 2024 г.,

заслушав доклад судьи Матросовой Г.В., выслушав посредством видеоконференц-связи пояснения Шнейдера В.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Юнусовой А.И., полагавшей судебные акты не подлежащими отмене,

установила:

Шнейдер В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Отделу образования Новозыбковской городской администрации Брянской области, Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, материальной помощи к отпуску, компенсации за частично неиспользованный отпуск и за просрочку выплаты заработной платы, морального вреда.

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 1 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований Шнейдера В.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 г. решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 1 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 ноября 2022 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Новозыбковский городской суд Брянской области.

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 13 сентября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Шнейдера В.И. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 января 2024 г., с учетом дополнительного апелляционного определения от 6 мая 2024 г., решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 13 сентября 2023 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Шнейдером В.И. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела.

Отдел образования Новозыбковской городской администрации, Новозыбковская городская администрация Брянской области, Комитет по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области, Государственная инспекция труда в Брянской области, Ковалевский В.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 5 мая 2022 г. учредителем Муниципального казенного учреждения «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова» (далее - МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова») является Муниципальное образование «Новозыбковский городской округ Брянской области».

В соответствии с Уставом Муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области», принятым решением Совета народных депутатов г.Новозыбкова от 21 мая 2019 г. № 5-572, собственником муниципального имущества является муниципальное образование г.Новозыбков (статья 56 Устава).

В соответствии со статьей 47 Устава Новозыбковская городская администрация - исполнительно-распорядительный орган Новозыбковского городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. К отраслевым и функциональным органам Новозыбковской городской администрации, наделенным правами юридического лица, относятся комитеты, отделы, руководители которых в пределах переданных им полномочий издают приказы и распоряжения.

Муниципальное образование может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждения осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должности и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования (статья 57 Устава).

В соответствии с Уставом Отдела образования Новозыбковской городской администрации Брянской области, утвержденным постановлением Новозыбковской городской администрации Брянской области от 18 сентября 2019 г. № 607, Отдел образования – муниципальный орган управления образованием муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области» - является функциональным органом Новозыбковской городской администрации. Учредителем Отдела образования является муниципальное образование «Новозыбковский городской округ Брянской области» (пункт 1.1 Устава).

Основной целью деятельности Отдела образования является реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития муниципальной системы образования (пункт 2.1 Устава).

Отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе, функции учредителя подведомственных учреждений муниципальной системы образования в рамках переданных полномочий; координирует и контролирует деятельность подведомственных образовательных учреждений по реализации федеральных государственных образовательных стандартов; утверждает уставы подведомственных Отделу образования учреждений; выполняет другие функции в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, Брянской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (пункты 3.1, 3.7, 3.30, 3.32 Устава).

Пунктом 4.1.4 Устава предусмотрено, что Отдел образования, осуществляя возложенные на него задачи, имеет право издавать приказы, инструкции, правила и другие акты на основании и во исполнение законодательных и правовых актов Российской Федерации, Брянской области, муниципальных правовых актов и контролировать их исполнение.

Согласно должностной инструкции начальника Отдела образования Новозыбковской городской администрации, утвержденной постановлением Новозыбковской городской администрации Брянской области от 30 декабря 2021 г. № 1162, начальник отдела образования имеет право назначать и освобождать от должности, в том числе, руководителя МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова».

В соответствии с Уставом МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова» учредителем Центра является муниципальное образование «Новозыбковский городской округ Брянской области», функции и полномочия учредителя осуществляет Новозыбковская городская администрация в лице Отдела образования Новозыбковской городской администрации. Собственником имущества Центра является муниципальное образование «Новозыбковский городской округ Брянской области», функции и полномочия собственника имущества Центра осуществляет Комитет по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации (пункт 1.2 Устава).

Непосредственную организацию и координацию деятельности Центра осуществляет Отдел образования Новозыбковской городской администрации (пункт 1.3 Устава).

Управление Центром осуществляет директор. Назначение на должность и освобождение от должности директора Центра, а также заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора осуществляется начальником отдела образования Новозыбковской городской администрации (пункты 3.2, 3.3 Устава).

В соответствии с должностной инструкцией директора МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова», утвержденной и.о. начальника отдела образования Новозыбковского городского округа, директор назначается на должность и освобождается от должности начальником отдела образования Новозыбковской городской администрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, уставом учреждения (пункт 1.2).

Судами установлено, что Шнейдер В.И. на основании трудового договора      от 7 июля 2020 г., заключенного с отделом образования Новозыбковской городской администрации на неопределенный срок, принят на работу в МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова» на должность директора.

Письмом начальника отдела образования Новозыбковской городской администрации от 12 апреля 2022 г. согласовано расторжение трудового договора с Шнейдером В.И. с председателем комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации, как с собственником имущества МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова».

Приказом начальника отдела образования Новозыбковской городской администрации от 13 апреля 2022 г. Шнейдер В.И. уволен с занимаемой должности директора МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г.Новозыбкова» 13 апреля 2022 г. по пункту 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора).

13 апреля 2022 г. Шнейдер В.И. ознакомлен с приказом и ему выплачена компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка в соответствии со статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Шнейдера В.И. о признании увольнения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, из нормативных положений муниципальных правовых актов муниципального образования «город Новозыбков» следует, что учредителем и собственником имущества МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г.Новозыбкова» является муниципальное образование, его функции и полномочия в отношении данного учреждения осуществляет Отдел образования Новозыбковской городской администрации, которому передано полномочие принимать решение о прекращении трудового договора с руководителем МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г.Новозыбкова», пришел к выводу о том, что начальник Отдела образования Новозыбковской городской администрации является уполномоченным собственником лицом на принятие решения о прекращении трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации с директором МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г.Новозыбкова».

При этом отметил отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что Шнейдер В.И. подвергался дискриминации в сфере труда, а также о наличии злоупотребления правом со стороны работодателя, указав на соблюдение процедуры увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отказав в удовлетворении требований о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении Шнейдера В.И. на работе, полагал производные требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты не начисленной заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с 7 мая 2022 г. по 13 сентября 2023 г. и по дату фактической выплаты заработной платы за время вынужденного прогула не подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что при увольнении Шнейдеру В.И. была выплачена заработная плата за неиспользованные 9 календарных дней в связи с отзывом из очередного отпуска, использования истцом пяти календарных дней пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца на получение компенсации за часть неиспользованного отпуска при увольнении, отказав в удовлетворении данной части исковых требований.

Суд первой инстанции полагал не подлежащими удовлетворению требования о взыскании в пользу истца материальной помощи за 2022 год в размере двух должностных окладов, так как указанная выплата носит заявительный характер, выплачивается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, указав на то, что в период с 1 января 2022 г. по 12 апреля 2022 г. очередной отпуск    Шнейдеру В.И. не предоставлялся.

Не установив нарушение трудовых прав истца, указал об отсутствии оснований для взыскания в пользу Шнейдера В.И. компенсации морального вреда.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

При рассмотрении дела суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовались положениями статей 278, 279, Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным правоотношениям, с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», в судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.

Изложенные Шнейдером В.И. в кассационной жалобе доводы о том, что Отдел образования не мог являться уполномоченным лицом по его увольнению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации противоречат имеющимся в материалах дела муниципальным нормативным актам, исходя из которых начальник Отдела образования Новозыбковской городской администрации Брянской области является уполномоченным лицом на принятие решения о прекращении трудового договора с директором МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования              г. Новозыбкова».

Ссылки кассационной жалобы о необходимости указания формулировки основания увольнения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а не в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации основаны на неверном понимании норм материального права.

Доводы кассационной жалобы о неправильном истолковании судами норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о неправильной оценке постановлений Главы Новозыбковской городской администрации, приказа начальника отдела образования Новозыбковской городской администрации от         10 января 2022 г. № 2 «Об утверждении Устава МКУ «Комплексный центр обслуживания системы образования г. Новозыбкова» ввиду того, что они не были официально опубликованы в периодическом печатном издании – информационном бюллетене «Официальный Новозыбков» выражают субъективное, не основанное на нормах закона мнение автора кассационной жалобы.

Изложенные в кассационной жалобе о невыплате при увольнении компенсации неиспользованных отгулов противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судами в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении дела судами установлено соблюдение процедуры увольнения истца.

Ссылки кассационной жалобы о не рассмотрении судом апелляционной инстанции апелляционного представления Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области опровергаются дополнительным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 13 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шнейдера В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-10158/2024 [88-13782/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Новозыбковский межрайонный прокурор
Шнейдер Владимир Иванович
Ответчики
Новозыбковская городская администрация Брянской области
Отдел образования Новозыбковской городской администрации
Другие
Комитет по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области
Кардаш Константин Евгеньевич
Ковалевский Владимир Вячеславович
Государственная инспекция труда в Брянской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
13.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее