Дело №12-34/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Туапсе 17 июня 2024 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Альбековой Д.Ю., при секретаре Макаровой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на постановление мирового судьи судебного участка № 111 г. Туапсе от 24.04.2024 года,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением об административном правонарушении от 24 апреля 2024 мирового судьи судебного участка № 111 г. Туапсе по делу № юридическое лицо – администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 28 833,24 рубля.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Контрольно-счетная палата Краснодарского края обратилась в суд с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы указав, что согласно постановлению, вынесенному ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей по делу №, виновному лицу разъяснено право оплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае уплаты его не позднее 20 дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 1.3-3. ст.32.2 КоАП РФ. Постановление получено Контрольно-счетной палатой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное разъяснение считают неправомерным, основанном на неверном применении норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст.32 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В качестве исключения из общего правила ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Внесенные Федеральным законом № 290-ФЗ поправки обусловлены выполнением поручений Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-277, от ДД.ММ.ГГГГ Пр-2146 и пункта 1.12 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (одобрен на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций ДД.ММ.ГГГГ), разработаны в целях либерализации административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение более взвешенного подхода к определению мер воздействия при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и призваны способствовать снижению административной нагрузки на малый и средний бизнес (Пояснительная записка на проект федерального закона № «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности) размещена на сайте Государственной Думы РФ по электронному адресу: https://sozd.duma.gov.ru.).
Под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов.
Положения ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ применены неверно, поскольку основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в то время как в силу п. 8 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) положения указанного закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, который осуществляется в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в том числе контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в порядке внешнего государственного финансового контроля в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Указанные доводы согласуются с выводами Пятого кассационного суда общей юрисдикции (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №), и Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной Думы РФ (ответ Палате от ДД.ММ.ГГГГ №.1-25/1346).
Факт совершения правонарушения юридическим лицом – администрацией Туапсинского городского поселения, установлен в рамках контрольного мероприятия «Проверка эффективности и целевого расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных их краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование основных мероприятий государственной программы «Формирование современной городской среды» на 2019-2024 годы (II этап), утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (выборочно, в т.ч. аудит в сфере закупок), в 2022 году, проведенного органом внешнего государственного финансового контроля <адрес> ( Контрольно-счетной палатой <адрес>), в соответствии с пунктом 1.34 плана работы Контрольно- счетной палаты <адрес> на 2023 год.
Кроме того, в соответствии со статьей 160.1 БК РФ, постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления органами государственной власти <адрес> и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Контрольно-счетная палата <адрес> осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов краевого бюджета по административным правонарушениям, выявленным в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля.
Просят изменить постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № <адрес>, путем исключения из его резолютивной части абз. третьего следующего содержания: «наложенный штраф в размере 28 833,24 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ может быть уплачен в сумме 14 416 рублей (четырнадцать тысяч четыреста шестнадцать) рублей 62 копейки».
В судебное заседание представитель Контрольно-счетной палаты <адрес> не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы жалобы поддерживает, просит её удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации Туапсинского городского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера наказания судье необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкции, установленной законом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № юридическое лицо – администрация Туапсинского городского поселения <адрес> признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 14 416,62 рублей.
Вина привлекаемого лица установлена и подтверждена материалами дела.
При назначении административного наказания мировым судьей учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 4.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и верно назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.
Согласно ч.1.3-3. ст.32.2 КоАП РФ, при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере (часть 1.3-3 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 290-ФЗ).
Как следует из части 1 стать <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О контрольно-счетной палате <адрес>» Контрольно-счетная палата <адрес> (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным <адрес> (далее - <адрес>) и подотчетным ему.
Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетной палаты <адрес> основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, <адрес>, настоящем законе, других законах и иных нормативных правовых актах <адрес>, что закреплено в статье <адрес> от 04.10.2011г. №-КЗ « О контрольно-счетной палате <адрес>».
Согласно части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О контрольно-счетной палате <адрес>» внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и государственных унитарных предприятий <адрес>, муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности <адрес>; в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
При этом применение положений части 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ не поставлено Кодексом в зависимость от того, подпадает ли осуществление государственного контроля (надзора) (а также муниципального контроля) под регулирование отношений по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренное Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ, Федеральным законом от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) в муниципальном контроле в Российской Федерации».
Администрация Туапсинского городского поселения <адрес> допустила нецелевое использование бюджетных средств, что было установлено актом проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой <адрес>, в ходе осуществления государственного контроля. Исполнение постановления о назначении административного штрафа отсрочено либо рассрочено не было.
При таких обстоятельствах суд считает, что разъяснение в резолютивной части постановления мирового судьи возможности применения ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, законно и обоснованно.
С учетом вышеизложенного, судья не находит оснований для изменения указанного постановления и полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о признании юридического лица - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Контрольно-счетной палаты Краснодарского края – без удовлетворения.
Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном положениями статей 30.12 – 30.19 КоАП РФ.
Судья Д.Ю. Альбекова