Дело № 2-3576/2022
УИД 51RS0002-01-2022-001254-96
Изготовлено 18 августа 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 августа 2022 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чеботаевой Н.В. к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области о защите трудовых прав, признании приказов незаконными, взыскании невыплаченной сумм заработной платы, премии, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чеботаева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области о защите трудовых прав, признании приказов незаконными, взыскании невыплаченной сумм заработной платы, премии, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленный требований указано, что истец замещает должность федеральной гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области (далее – УФК по Мурманской области) – <данные изъяты>, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ. Территориально осуществляет свои обязанности по служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате премии» с формулировкой «за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление, а также результативность их деятельности в ДД.ММ.ГГГГ и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» за ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата премии в размере <данные изъяты> рублей. Однако другим сотрудникам, замещающим аналогичные должности осуществлена выплата в размере <данные изъяты> рублей.
Основанием издания приказа послужили служебные записки начальников отделов от №. Исходя из служебной записки врио начальника отдела информационных систем, а также приложенному расчету и обоснованию, из «суммы премии исходя из планового премиального фонда» и «дополнительного премиального фонда», выплата по которому обосновывается по отдельной позиции, обозначенной как «обоснование, служащее основанием для увеличения/ снижения гражданскому служащему размера премии, указанной в гр.4», фактически весь размер премии складывается из дополнительного премиального фонда» выплата по которой обосновывается «обеспечением устойчивого функционирования Управления в период распространения коронавирусной инфекции». Снижение премии ничем не обосновано.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинации сотрудников Управления Федерального казначейства по Мурманской области (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ №) истец была уведомлена о необходимости прохождения процедуры вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ медицинский документа, подтверждающий проведение вакцинации, а также медицинский документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации истцом работодателю представлен не был.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель отстранил истца от замещаемой должности без сохранения денежного содержания, в связи с непрохождением вакцинации, на период с ДД.ММ.ГГГГ до окончания периода эпиднеблагополучия на территории Мурманской области.
Полагает, что снижение оплаты труда гражданского служащего в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является незаконным и необоснованным и носит дискриминационный характер. Также является незаконным отстранение от замещаемой должности.
Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», просит признать незаконным и необоснованным приказ руководителя УФК по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и аналогичные приказы за последующие месяцы; обязать ответчика начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ и до дня отмены приказа № от ДД.ММ.ГГГГ из расчета среднего заработка; выплатить компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Истец Чеботаева Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, представила письменные возражения на отзыв ответчика, в которых не согласилась с доводами ответчика.
Представитель ответчика УФК по Мурманской области Вихарева М.В. в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях. Полагала требования истцом необоснованными, просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса РФ).
В силу статьи 5 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
Судом установлено, что Чеботаева Н.В. замещает должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта Отдела информационных систем УФК по Мурманской области.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинации сотрудников Управления Федерального казначейства по Мурманской области» (в редакции приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №) сотрудникам Управления, поименованным в Приложении к приказу, установлено обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в удобной для них медицинской организации; сотрудникам, отказавшимся от вакцинации без уважительных причин, а именно при отсутствии документально подтвержденного противопоказания к вакцинации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить на имя руководителя Управления письменное заявление об отказе от вакцинации. Также в приказе указано, что начальникам отделов обратить внимание сотрудников о возможном отстранении от работы без сохранения денежного содержания (заработной платы) в случае отказа от вакцинации без уважительной причины.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Чеботаева Н.В. в установленный срок не представила документы, подтверждающие прохождение вакцинации или медицинских документов, подтверждающих противопоказания к вакцинации. Письменное заявление на имя руководителя об отказе от вакцинации также не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отказе истца от вакцинации.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении федерального государственного служащего от замещаемой должности» Чеботаева Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ отстранена от замещаемой должности до окончания периода эпиднеблагополучия на территории Мурманской области либо предоставления сертификата/справки о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID -19), предоставления медицинского заключения/справки, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID -19); предоставления сертификата/справки о перенесенной менее шести месяцев назад новой коронавирусной инфекции (COVID - 19).
Приказом УФК по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате премии» с формулировкой «за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление, а также результативность их деятельности в ДД.ММ.ГГГГ и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» за ДД.ММ.ГГГГ Чеботаевой Н.В. была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.
Обращаясь с настоящим иском, истец полагает незаконным свое отстранение от исполнения должностных обязанностей, обусловленного непрохождением вакцинации.
Считает незаконным снижение размера денежного содержания, также связанным с непрохождением вакцинации.
Проверяя доводы истца в части отсутствия оснований для отстранения от замещаемой должности, суд учитывает следующее.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Санитарно – эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний к массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболевании.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715, включена коронавирусная инфекция (2019-пСоV).
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 №1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и определены категории граждан, подлежащих вакцинации.
В указанный перечень включены, в том числе, государственные гражданские служащие.
Согласно Указу Президента РФ от 02 февраля 2020 года №239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определив в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, а также установив особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц.
Анализируя вышеназванные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что если соответствующее постановление в отдельном субъекте об обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 №175-ПП в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Мурманской области постановлением Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.07.2021 № 116 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID -19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, включая в том числе государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы (подпункт 1.2 пункта 1). Руководителям учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сферах, установленных п. 1 указанного постановления, необходимо в срок до 12.08.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.09.2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников (подпункт 3.1 пункта 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Мурманской области от 13.10.2021 №122 (ред. от 22.10.2021) «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» также определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, включая в том числе государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы (подпункт 1.2 пункта 1).
В соответствии с пункта 2 указанного постановления руководителям организаций и учреждений, осуществляющим деятельность в сферах, установленных пунктом 1 указанного постановления необходимо в срок до 12.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 03.12.2021 –вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Как следует из совместных разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора (письмо Минтруда России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532) и принятых Рекомендаций действий работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов РФ решений о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному нормативным правовым актом сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). Основания – абзац 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Как указывалось выше Приказом Управления от 20.09.2021 №1206 л/с «О вакцинации сотрудников Управления Федерального казначейства по Мурманской области» (в редакции приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №) сотрудникам Управления, поименованным в Приложении к приказу, установлено обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в удобной для них медицинской организации; сотрудникам, отказавшимся от вакцинации без уважительных причин, а именно при отсутствии документально подтвержденного противопоказания к вакцинации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить на имя руководителя Управления письменное заявление об отказе от вакцинации; начальникам отделов обратить внимание сотрудников о возможном отстранении от работы без сохранения денежного содержания (заработной платы) в случае отказа от вакцинации без уважительной причины.Таким образом, приказом был определен перечень сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации, приказ доведен до лиц, указанных в приложении к приказу, о чем имеется соответствующий лист ознакомления, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления, начальником отдела информационных систем, начальником юридического отдела в присутствии истца составлены акт об отказе в вакцинации. При составлении акта Чеботаева Н.В. в устной форме выразила отказ от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Указывая о незаконности отстранения от исполнения должностных обязанностей, истец приводит доводы о том, что в Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указан исчерпывающий перечень оснований для отстранения государственного служащего от исполнения должностных обязанностей. И такого основания отстранения, как «отказ от вакцинации», либо «непрохождение вакцинации» закон не содержит.
Суд отклоняет указанные доводы в связи со следующим.
Государственная гражданская служба представляет собой особый вид профессиональной служебной деятельности – на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, что, с одной стороны, учитывает особый правовой статус государственных гражданских служащих, обусловленный спецификой государственной гражданской службы как профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности, а с другой стороны, позволяет использовать нормы трудового законодательства в том случае, если соответствующие отношения не урегулированы специальным законом. Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года №1291-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябухина В.В. на нарушение его конституционных прав статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Возникшее правоотношение, связанное с отстранением государственных служащих от должности, не урегулировано Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с чем при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ.
Статьей 76 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность представителя нанимателя (работодателя) отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положениями Трудового кодекса предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы работника по основаниям, предусмотренным статьей 76 Трудового кодекса РФ.
Вопреки суждениям истца, что её должность не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825, суд отмечает, что указанный Перечень не зависит от наличия либо отсутствия на территории Российской Федерации или отдельного субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности по эпидемиологическим показаниям, применяется на постоянной основе.
Вместе с тем, вышеприведенные нормативные правовые акты –постановления главного санитарного врача Российской Федерации и главного санитарного врача Мурманской области не противоречат указанному Перечню, поскольку главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наделены полномочиями вынесения мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Применение таких мер носит срочный характер на период неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа руководителя УФК по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отстранении от замещаемой должности федерального государственного гражданского служащего главного специалиста-эксперта отдела информационных систем Чеботаевой Н.В., суд не усматривает, в связи с чем требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Истцом заявлены требования о признании незаконным и необоснованным приказа руководителя УФК по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части снижения денежного содержания за октябрь 2021 по основаниям, не связанным с исполнением служебных обязанностей; обязании руководителя УФК по Мурманской области произвести доплату денежного содержания за октябрь 2021 года и в последующие месяцы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Как следует из подпункта 5 части 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год): премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении должностных окладов и окладов за классный чин» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.07.2020 №455 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» истцам с ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад <данные изъяты> рублей и оклад за классный чин в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно расчету планового премиального фонда, представленному стороной ответчика, плановый премиальный фонд истца, включаемый в фонд оплаты труда Управления, составляет <данные изъяты> рублей в расчете на год или <данные изъяты> рублей в месяц.
Руководителем Управления был утвержден и доведен дот начальника отдела информационных систем премиальный фонд за <данные изъяты>, в том числе плановый премиальный фонд Чеботаевой Н.В. в размере <данные изъяты> рублей.
На основании служебных записок начальника отдела информационных систем от ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена премия в размере: ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, согласно служебным запискам начальника отдела информационных систем от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Чеботаевой Н.В. осуществлено дополнительное премирование за дополнительную нагрузку за другого сотрудника в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона №79-ФЗ, пунктом 7 Постановления Правительства РФ №176 порядок выплаты премии и конкретные размеры устанавливаются представителем нанимателя (руководителем государственного органа).
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий (работников – по результатам работы), связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Мурманской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, поставленных Федеральным казначейством и руководством Управления. Выплата премий производится в пределах утвержденного Управлению фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии и максимальными размерами не ограничивается.
Как указывалось выше постановлениями главного государственного санитарного врача по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Мурманской области» предусмотрена обязанность руководителей организаций обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы.
Руководителем Федерального казначейства в целях исполнения поручений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, заместителя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перед своими территориальными органами поставлена задача о проведении вакцинации и о достижении коллективного иммунитета против новой коронавирусной инфекции не менее 80% (письма от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Учитывая изложенное, одной из основных задач Управления с учетом пункта 8.6 Положения об Управлении Федерального казначейства по Мурманской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ №, в период распространения новой коронавирусной инфекции являлась организация проведения профилактических прививок (вакцинации) и достижение коллективного иммунитета.
Также в целях обеспечения устойчивого функционирования Управления в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вакцинации сотрудников Управления Федерального казначейства по Мурманской области» (в редакции приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №). Данным приказом руководитель поручил сотрудникам Управления обеспечить прохождение процедуры вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для достижения коллективного иммунитета.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 должностного регламента истца предусмотрено, что истцы осуществляют иные права и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации, Положением об Управлении Федерального Казначейства по Мурманской области от 27.12.2013 №316, Положением об отделе информационных систем.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Главный государственный санитарный врач по Мурманской области пунктами 1 и 1.2 Постановления №116 обязала обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы.
В целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Мурманской области врио Главного государственного санитарного врача по Мурманской области пунктами 1 и 1.2 Постановления №122 также обязал обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной служб, работникам органов власти и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.
Правомерность постановлений №№116, 122 истцом в суде не оспорена.
Учитывая приведенные положения закона, суд признает, что порядок и размер дополнительного премирования за выполнение особо важных и сложных заданий государственными гражданскими служащими определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Суд отмечает, что снижения заработной платы истца допущено не было. Дополнительное премирование служащих Управления произведено за обеспечение устойчивого функционирования Управления в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) за ДД.ММ.ГГГГ с учетом необходимости выполнения задач, стоящих перед Управлением, что не противоречит положениям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Злоупотребление правом выражается также в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом права и законные интересы других лиц.
Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений.
В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
При этом, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
В этой связи, отклоняются судом как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства доводы истца о том, что к таким неправомерным действиям ответчика в отношении нее относится снижение заработной платы, а также отстранение от работы, связанное с непрохождением вакцинации, непредоставления справок о медотоводе.
Исходя из обстоятельств дела, не усматривается оснований полагать, что отстранение от работы истца было вызвано неправомерными действиями руководителя Управления, который действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а также обязанностей, возложенных на него Федеральными законами и нормативными правовыми актами. При этом, осуществить перевод истца на дистанционную работу не представлялся возможным в силу особенностей выполняемых трудовых функций, связанных с необходимостью непосредственного личного присутствия на рабочем месте.
Снижения заработной платы истца работодателем не допущено, а отсутствие дополнительного премирования за октябрь 2021 года и в последующие месяцы дискриминационным не может быть признано по изложенным выше основаниям, с учетом необходимости выполнения задач, стоящих перед Управлением.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, исковые требования в полном объеме удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░