САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег.№33а-10073/2018 Судья: Воробьева С.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 16 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Головкиной Л.А., Стаховой Т.М.
при секретаре Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2018 года административное дело №2а-548/18 по апелляционной жалобе администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2018 года по административному исковому заявлению О.Д.С. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Осипова Д.С., представителя административного ответчика Левашовой З.В., действующей на основании доверенности от 7 мая 2018 года сроком до 31 декабря 2018 года, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Законный представитель О.Д.С. обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обоснование заявленных требований законный представитель административного истца указал, что О.Д.С. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживал и воспитывался в приемной семье Дроздовой В.А., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>, где был постоянно зарегистрирован с 28 октября 2003 года; имеющаяся у него в собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания; администрация Колпинского района Санкт-Петербурга отказала в удовлетворении заявления Осипова В.А. о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2018 года административный иск удовлетворен, признано незаконным уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 21 ноября 2017 года №1824/14, на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность включить Осипова В.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Колпинского района Санкт-Петербурга (л.д.154-161).
В апелляционной жалобе администрация Колпинского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что жилое помещение, находящееся в собственности административного истца, не признано аварийным и административный истец не обращался к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; администрация Солецкого муниципального района Новгородской области, принимая 12 ноября 2015 года постановление №1541 о признании квартиры, расположенной по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Гагарина, д. 31, кв. 11, непригодной для проживания, не определила сроки отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, и административный истец вправе обратиться к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области о предоставлении ему жилого помещения взамен непригодного для проживания (л.д.162-164).
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Административный истец О.Д.С., <дата> года рождения (л.д.7).
Отец административного истца Осипов С. В. умер <дата> (л.д.12), мать Осипова М. В. лишена родительский прав в отношении О.Д.С. решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2003 года (л.д.8-11).
Опекуном О.Д.С. была назначена Дроздова В.А., которая постановлением местной администрации муниципального образования г.Колпино от 15 марта 2007 года №120 освобождена от исполнения обязанностей опекуна и с ней заключен договор о передаче О.Д.С. на воспитание в приемную семью (л.д.42).
Последний договор о приёмной семье с Дроздовой В.А. заключен 2 февраля 2014 года сроком до достижения О.Д.С. совершеннолетия (л.д.44-45).
О.Д.С. был зарегистрирован с 12 мая 2000 года по 6 сентября 2002 года по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д.132).
23 апреля 2002 года мать административного истца Осипова М.В., действуя как законный представитель сына О.Д.С., заключила 23 апреля 2002 года от его имени договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.20-21).
23 апреля 2002 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности О.Д.С. на указанную квартиру (л.д.22).
В указанной квартире были зарегистрированы: О.Д.С. -с 22 апреля 2002 года по 28 октября 2003 года, снят с регистрационного учета в связи с выбытием по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>, и его мать Осипова М.В.- с 23 апреля 2002 года по настоящее время (л.д.46,71).
Постановлением администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 12 ноября 2015 года №1541 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания (л.д.47).
В соответствии с актом обследования помещения №33 от 21 октября 2015 года, составленного Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда <адрес> в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, происходит разрушение кирпичной кладки наружных стен, из кладки выпадают отдельные кирпичи, кровля в неудовлетворительном состоянии, отдельные листы шифера отсутствуют, из-за чего все атмосферные осадки проникают внутрь жилого помещения и приводят к разрушению конструкций, вокруг дома отсутствует отмостка, на поверхности стен и потолков видны темные пятна (предположительно грибки); оконные и дверные блоки сгнили, в некоторых блоках отсутствуют рамы и стёкла; подоконные сливы отсутствуют; электропроводка проложена открытым способом, давно не ремонтировалась; полы сгнили; печи находятся в неудовлетворительном состоянии; кладка дымовых труб повреждена (л.д.48-49).
С 28 октября 2003 года О.Д.С. зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, принадлежащей на праве собственности Д.В.А. на основании договора №ДЩ11072 передачи квартиры в собственность граждан от 5 декабря 2011 года (л.д.18, 125-126).
16 ноября 2017 года О.Д.С. обратился в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д.32-33), в удовлетворении которого отказано уведомлением от 21 ноября 2017 года №1824/14 по тем основаниям, что Осипов Д.С. имеет в собственности двухкомнатную квартиру и административный истец не обращался к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; в постановлении администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 12 ноября 2015 года №1541 о признании квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, непригодной для проживания, не указаны сроки отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (л.д.30).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу, что признание принадлежащего О.Д.С. жилого помещения непригодным для проживания, является основанием для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, а поскольку местом жительства О.Д.С. является Колпинский район Санкт-Петербурга, то решение о включении О.Д.С. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, принимает администрация Колпинского района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с пунктом 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года №100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
а) обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
б) проживания в таких жилых помещениях лиц: не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено; признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган согласно пункту 2 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года №100-15 формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, для включения в который список граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи или их законные представители представляют в уполномоченный орган заявление о включении в список в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот, а также документы, перечень которых утверждается Правительством Санкт-Петербурга (пункт 3).
В соответствии постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года № 596 «О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга» администрации районов Санкт-Петербурга предоставляют жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1.1.); формируют списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (1.2.); принимают решения о признании невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (1.3.).
Согласно пункту 2 Положения о порядке ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, и обновления сведений, содержащихся в таком списке, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года № 596, администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства детей-сирот принимают решения о включении детей-сирот в список на основании документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.
В соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года № 17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
С 28 октября 2003 года Осипов Д.С. зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Указанная квартира принадлежит на праве собственности опекуну О.Д.С. Дроздовой В.А.
Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, заключая 5 декабря 2011 года с Д.В.А. договор №ДЩ11072 передачи квартиры в собственность граждан от 5 декабря 2011 года, подтвердил тем самым отсутствие у О.Д.С. прав на указанную квартиру (л.д.126).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения от 28 января 2006 года определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам работы межведомственная комиссия принимает, в том числе, решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Солецкого района Новгородской области от 21 октября 2015 года квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д.47-48).
Постановлением администрации Солецкого муниципального района Новгородской области от 12 ноября 2015 года №1541 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания (л.д.47).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что администрация Колпинского района Санкт-Петербурга обязана включить О.Д.С. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: