Решение по делу № 2а-4357/2019 ~ М-3942/2019 от 30.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2019 года                                                                     г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., помощника судьи    Бучневой А.О., при секретаре Цыбыковой А.И., с участием прокурора    Бондаря О.Н.,

с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Заигралова К.С., представителя административного ответчика Ядришникова А.А., представителя заинтересованного лица ОИК №27 Калимулина Р.Р.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                    № 2а-4357/2019 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Тихонова М.А. к зарегистрированному кандидату в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Дмитриеву Д.Н. об отмене регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Тихонов М.А. с административным исковым заявлением к Дмитриеву Д.Н. об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27.

В основание административного иска административный истец указал, что решением Думы города Иркутска от 13.06.2019 №006-20-580917/9 назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, дата голосования утверждена 08.09.2019.

Решениями Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва (далее - ОИК № 27) от 01.08.2019 №9/25, от 26.08.2019 Тихонов М.А. и Дмитриев Д.Н. зарегистрированы кандидатами в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 (далее – кандидат в депутаты).

По мнению административного истца, кандидат в депутаты Дмитриев Д.Н. осуществляет предвыборную агитацию в нарушение требований пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»), в связи с чем решение о его регистрации кандидатом в депутаты подлежит отмене.

На своей странице в социальной сети «Фейсбук» кандидат в депутаты Дмитриев Д.Н. опубликовал жалобу кандидата в депутаты Гущина И.А. о запрещении распространения агитационного материала кандидата в депутаты Дмитриева Д.Н.: футболок, бейсболок и пластиковых пакетов с политическим лозунгом «За Дмитриева», «Пора! За Дмитриева», а также листовок    Дмитриева Д.Н. «Ваш защитник в Думе г. Иркутска» формата А3, размещенных без выходных данных кандидата, как незаконных, поскольку данный агитационной материал не оплачен со специального избирательного счета.

По информации Дмитриева Д.Н., которую он размещает в социальных сетях, проверкой данных сведений занимается ОП-3 МУ МВД России «Иркутское», в ОИК №27 подтвердили данную информацию.

В течение августа 2019 года кандидатом в депутаты Дмитриевым Д.Н. в агитационных целях используются автомобили охранного агентства «Желдорохрана» без соответствующей оплаты за использование имущества юридического лица со специального избирательного счета. В своих страницах в социальных сетях Дмитриев Д.Н. не раз обращал внимание, что его предвыборную кампанию сопровождает данное охранное агентство. В ОИК №27 устно подтвердили наличие договора между кандидатом Дмитриевым Д.Н. и охранным агентством, из которого следует, что кандидатом оплачены услуги охранного агентства за участие в предвыборной кампании в размере 50 000 рублей помимо средств специального избирательного счета.

Дмитриевым Д.Н. выпущены листовки формата А3 «Ваш защитник в Думе г. Иркутска Дмитрий Дмитриев адвокат» без выходных данных кандидата, не оплаченные со специального избирательного счета, которые распространялись на территории избирательного округа в течение месяца. На своих выступлениях перед избирателями Дмитриев Д.Н. сообщил, что у него ОП-3 МУ МВД России «Иркутское» изъято более 1 000 таких листовок, из чего можно предположить, что было изготовлено как минимум 1 000 экземпляров данного агитационного материала. По данным ИП Юрковского А.В., имеющего право на печать агитационной продукции в период проведения данных выборов, стоимость изготовления листовок формата А3 в количестве от 1 000 экземпляров составляет в среднем 6 700 рублей, в связи с чем Тихонов М.А. полагает, что Дмитриевым Д.Н. понесены затраты на изготовление более 1 000 экземпляров листовок в размере более 6 000 рублей.

Также Дмитриевым Д.Н. изготовлены и оплачены не из средств избирательного фонда футболки, кепки и пластиковые пакеты с агитационными надписями «За Дмитриева», что также является агитационным материалом и должно быть оплачено из средств специального избирательного фонда. На своих выступлениях перед избирателями Дмитриев Д.Н. сообщил, что у него ОП-3 МУ МВД России «Иркутское» изъято несколько десятков таких футболок. Тихонов М.А. полагает, что кепки и футболки изготовлены в количестве не менее 100 экземпляров, поскольку все агитаторы кандидата в депутаты Дмитриева Д.Н., которых более 100 человек, проводят избирательную кампанию в данных футболках и кепках. По данным ИП Юрковского А.В. стоимость изготовления одной футболки с нанесением надписи составляет от 600 рублей, в связи с чем Дмитриевым Д.Н. понесены затраты на изготовление 100 футболок в размере более 60 000 рублей, стоимость изготовления одной бейсболки составляет 360 рублей, в связи с чем Дмитриевым Д.Н. понесены затраты на изготовление 100 бейсболок в размере не менее 35 000 рублей.

Тихонов М.А. полагает, что Дмитриевым Д.Н. понесены затраты в размере более 150 000 рублей, оплаченные помимо средств специального избирательного фонда, что составляет более 12% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, и в силу требований подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» является основанием для отмены регистрации кандидата.

Дмитриевым Д.Н. в рамках проведения предвыборной агитации в нарушение требований пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» была выпущена и распространена на территории избирательного округа № 27 листовка «Первомайский голосует ЗА! Дмитрий Дмитриев», при этом кандидатом не предоставлено согласие лица, осуществляющего фотографирование микрорайона Первомайский, на публикацию данной фотографии, что является нарушением авторских прав, а также основанием для отмены решения о регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

В связи с чем Тихонов М.А. просит суд отменить решение ОИК № 27 от 26.08.2019 № 13/29 «О регистрации Дмитриева Д.Н. кандидатом в депутаты Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу № 27».

В судебном заседании представитель административного истца Заигралов К.С., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.

Представитель административного ответчика Ядришников А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные требования не признал, просит суд отказать в их удовлетворении полностью, представив возражения на административный иск.

Представитель заинтересованного лица ОИК № 27 Калимулин Р.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные требования полагал законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Административный истец Тихонов М.А., административный ответчик Дмитриев Д.Н., представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Иркутской области Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (далее – ИРО КПСС) не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просят о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.

Представитель Избирательной комиссии г. Иркутска не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 96 КАС РФ.

Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 150 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора          Бондаря О.Н., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу требований статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

На основании частей 1, 2 статей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Согласно части 5 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 30.08.2019, что подтверждается штампом личного приема, выборы назначены на 08.09.2019, в связи с чем суд полагает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском, установленный частью 5 статьи 240 КАС РФ.

В судебном заседании установлено, что решением Думы города Иркутска от 13.06.2019 № 006-20-580917/9 «О назначении выборов депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва» назначены муниципальные выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, данное решение официально опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 14.06.2019 № 23 (820).

Решениями Избирательной комиссии города Иркутска от 06.06.2019 №27/134 «О формировании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва», от 06.06.2019 № 27/135 «О назначении председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва» сформирована ОИК № 27, в состав которой включены девять членов избирательной комиссии, председателем ОИК № 27 с правом решающего голоса назначена Антонова Г.Н.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решениями ОИК № 27 от 01.08.2019 № 9/25, от 26.08.2019 №13/29 зарегистрированы кандидатами в депутаты Тихонов М.А., выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии «Гражданская Платформа», и Дмитриев Д.Н., выдвинутый ИРО КПСС.

Суд, рассмотрев административные исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Дмитриева Д.Н., проверив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах закреплены в главе VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».

Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» информационное обеспечение выборов и референдумов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и включает в себя в том числе предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (подпункт 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами «б», «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

- использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

- несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

Суд, проверив доводы административного иска о нарушении Дмитриевым Д.Н. требований закона в части оплаты расходов по ведению предвыборной агитации помимо средств избирательного фонда, а также за счет превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, полагает их не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 87 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области «О муниципальных выборах») при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать: 1 миллиона 250 тысяч рублей - при количестве зарегистрированных избирателей в муниципальном образовании более 400 тысяч человек.

На основании статьи 88 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах» право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату, избирательному объединению.

Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на следующие цели:

2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

3) оплата других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатом, избирательным объединением своей избирательной кампании.

Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на муниципальных выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке. Избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов.

Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с частью 1 статьи 86 настоящего Закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счета.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды. Расходование в целях достижения определенного результата на муниципальных выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с муниципальными выборами и направленных на достижение определенного результата на муниципальных выборах. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с муниципальными выборами и направленных на достижение определенного результата на муниципальных выборах. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, направленная на достижение определенного результата на муниципальных выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению муниципальных выборов без привлечения третьих лиц.

В силу требований части 1 статьи 89 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах» кандидаты, избирательные объединения обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.

Суд, проверив доводы административного истца об изготовлении и оплате помимо средств специального избирательного фонда кандидата футболок, кепок, пластиковых пакетов с агитационными надписями «За Дмитриева», количестве и стоимости данного агитационного материала (стоимость 100 кепок - 35 000 рублей, стоимость 100 футболок – 60 000 рублей), о несении Дмитриевым Д.Н. затрат в размере более 150 000 рублей, оплаченных помимо средств специального избирательного фонда, что составляет более 12% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку Тихоновым М.А. в обоснование своих доводов не представлено доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в то время как в силу требований статьи 62 КАС РФ бремя доказывания в данной части возложено на административного истца, полагающего, что предвыборная агитация другим кандидатом осуществляется в нарушение требований законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 31.07.2019 между         Дмитриевым Д.Н. и ФИО19 заключен договор на оказание услуг <Номер обезличен> по физическому сопровождению группы поддержки кандидата в депутаты при распространении агитационной продукции в пределах г. Иркутска двумя экипажами группы быстрого реагирования в количестве двух сотрудников на каждый экипаж, стоимость услуг составляет 500 рублей за 1 человека в час, оплата услуг производится на условиях предварительной оплаты, заказчик обязан произвести оплату на основании полученного счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Поступление денежных средств на счет исполнителя является основанием для начала оказания услуг.

Суд, проверив доводы административного истца, избирательной комиссии об оплате услуг по договору Дмитриевым Д.Н. в размере 50 000 рублей путем внесения наличных денежных средств в кассу ФИО20», что подтверждается приходными кассовыми ордерами <Номер обезличен> от 02.08.2019 в размере 10 000 рублей, <Номер обезличен> от 13.08.2019 на сумму 10 000 рублей, <Номер обезличен>от 18.08.2019 на сумму 20 000 рублей, <Номер обезличен> от 26.08.2019 на сумму 10 000 рублей, полагает их не имеющими отношения к предмету спора, поскольку оплата услуг по данному договору в размере 50 000 рублей произведена Дмитриевым Д.Н. платежным поручением <Номер обезличен> от 29.08.2019 после выставления исполнителем счета на оплату <Номер обезличен> от 29.08.2019 со специального избирательного счета кандидата <Номер обезличен>, открытом 22.07.2019 в .....

Суд, проверив доводы административного истца об использовании автомобилей ФИО21» в целях предвыборной агитации, полагает их голословными и необоснованными, поскольку Тихоновым М.А. в обоснование своих доводов не представлено доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в то время как силу требований статьи 62 КАС РФ бремя доказывания в данной части возложено на административного истца, полагающего, что предвыборная агитация другим кандидатом осуществляется в нарушение требований законодательства Российской Федерации.

Суд, проверив доводы административного иска о нарушении Дмитриевым Д.Н. при ведении предвыборной агитации законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности в части использование результата интеллектуальной деятельности, полагает их не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ установлено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. К объектам авторских прав относятся фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

На основании статьи 1265 ГК РФ право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Согласно пункту 4 статьи 1269 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В соответствии со статьей 1276 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.

В судебном заседании установлено, что ФИО22» по заказу кандидата Дмитриева Д.Н. изготовлен печатный агитационный материал в виде горизонтального плаката формата А4, на которой имеются фотография кандидата Дмитриева Д.Н., и фотография микрорайона Первомайский города Иркутска, в количестве 220 экземпляров.

Данный агитационный материал направлен кандидатом Дмитриевым Д.Н. в ОИК № 27, которой 26.08.2019 был согласован избирательной комиссией как соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о порядке изготовления агитационных материалов.

Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 01.01.2008 отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.

Суд, проверив доводы административного иска, приходит к выводу, что Дмитриевым Д.Н. не допущено нарушение законодательства об интеллектуальной собственности.

При этом административным истцом в обоснование своих доводов не представлено доказательств авторства либо наличия исключительных прав в отношении использованной в плакате фотографии микрорайона Первомайский города Иркутска, которая, как установлено в ходе судебного разбирательства, была создана Дмитриевым Д.Н. 22.06.2019 лично.

В рассматриваемом случае в агитационных печатных материалах отсутствует указание на автора фотографий, в связи с чем представительство автора издателем презюмируется. Таким образом, учитывая, что административным истцом не представлено доказательств чьего-либо исключительного права на фотографию, нет оснований полагать, что фотографии использованы в агитационных материалах кандидата       Дмитриева Д.Н. с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности.

В судебном заседании установлено, что Дмитриевым Д.Н. изготовлен печатный материал в виде вертикального плаката формата А3, на котором имеется фотография кандидата Дмитриева Д.Н. и текст следующего содержания: «ВАШ ЗАЩИТНИК в Думе г. Иркутска Дмитрий ДМИТРИЕВ адвокат www.lawyer-38.ru», который, как следует из объяснений представителя административного ответчика Ядришникова А.А., был изготовлен в мае 2019 года в количестве 30 экземпляров в целях осуществления рекламы деятельности Дмитриева Д.Н. в качестве адвоката, при этом как следует из материалов дела об административном правонарушении <Номер обезличен>, находящего в производстве ОП-3 МУ МВД России «Иркутское», данный плакат изъят у Дмитриева Д.Н. в количестве 902 экземпляра.

Суд, проверив доводы административного иска, оценивая спорную полиграфическую продукцию, приходит к выводу о том, что она не содержит признаков предвыборной агитации, перечисленных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», поскольку сведения о кандидате, являющимся адвокатом, в совокупности с данными об адресе сайта кандидата Дмитриева Д.Н. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенные на плакате, не являются объектом агитации, не содержит призыва голосовать за кандидата либо против него, а носят информационный характер о способе связи с кандидатом в депутаты и в отличие от агитации такого рода информирование не имеет цели побудить избирателей голосовать за определенного кандидата или против него.

Поскольку данный плакат не содержит какой-либо информации о кандидате и о предстоящих выборах, в том числе и о том, что Дмитриев Д.Н. является кандидатом на выборах депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, он не может быть признан агитационным материалом.

Суд, проверив доводы административного истца, что Дмитриевым Д.Н. изготовлено более 1 000 экземпляров данного плаката, в связи с чем понесены расходы в размере более 6 000 рублей помимо средств своего избирательного фонда, полагает их необоснованными, поскольку Тихоновым М.А. в обоснование своих доводов не представлено доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, в то время как в силу требований статьи 62 КАС РФ бремя доказывания в данной части возложено на административного истца, полагающего, что предвыборная агитация другим кандидатом осуществляется в нарушение требований законодательства Российской Федерации.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 № 10-П отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.

В связи с чем суд, поскольку законодательство о выборах является формальным и не допускает произвольного толкования, четко устанавливает основания, по которым может быть отменена регистрация кандидата в депутаты, учитывая требования статей 18, 32, 45, 46 Конституции Российской Федерации, статей 62, 239, 240, 244 КАС РФ, статей 1229, 1259, 1265, 1269, 1276 ГК РФ, статей 2, 44, 48, 56, 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», статьи 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 87, 88, 89 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах», установив фактические обстоятельства дела, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения ни факт проведения предвыборной агитации кандидатом Дмитриевым Д.Н. в нарушение требований законодательства Российской Федерации, ни факт нарушения избирательных прав административного истца, в связи с чем административные исковые требования Тихонова М.А. об отмене регистрации кандидата Дмитриева Д.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Тихонова М.А. к зарегистрированному кандидату в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Дмитриеву Д.Н. об отмене регистрации кандидата.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья:                                          Р. Р. Латыпов

2а-4357/2019 ~ М-3942/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихонов Максим Алексеевич
Ответчики
Дмитриев Дмитрий Николаевич
Другие
Региональное отделение в Иркутской области Политической партии "Коммунистическая партия социальной справедливости"
Избирательная комиссия города Иркутская
Заигралов Константин Сергеевич
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 27
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Латыпов Роман Раефович
30.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
30.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2019[Адм.] Судебное заседание
02.09.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2019[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.09.2019[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.10.2019[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее