Дело № 2а-5800/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре Горулевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск», выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории города Архангельска. Возложить на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу по профилактике терроризма и экстремизма в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что обязанность принять такую программу на органы местного самоуправления прямо возложена действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Пьянкова Н.Н. административное исковое заявление поддержала в полном объёме. Указала, что принятые администрацией муниципального образования программы направлены на решение узких задач в сфере безопасности. Не являются комплексными и не позволяют в полной мере обеспечить решение вопросов профилактики терроризма и экстремизма. Неисполнения обязанности принять указанную программу нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность.
Представитель администрации муниципального образования «город Архангельск» по доверенности Белозерова Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась. Указала, что в муниципальном образовании разработаны и утверждены несколько целевых программ, отдельные положения которых направлены на решение вопросов профилактики терроризма и экстремизма. Полагает, что данные программы позволяют в полной мере решить поставленные задачи. Закон не обязывает органы местного самоуправления принимать единую программу в области профилактики терроризма и экстремизма. Вопрос о целесообразности принятия той или иной программы является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы и направления расходования собственных средств. Обеспечение той или иной программы финансированием решается в рамках бюджетного процесса представительным органом местного самоуправления.
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Архангельская городская Дума, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей не направили.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 2 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу указания п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Структуру органов местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального образования «город Архангельск» принят решением Архангельского городского Совета депутатов от 25.11.1997 № 117 (далее также – Устав).
В силу указания п. 7.1 ч. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения муниципального образования «город Архангельск» относится в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования «город Архангельск».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава к компетенции Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» относится в том числе исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, Главы МО «Город Архангельск», Администрации города; утверждение муниципальных программ МО «Город Архангельск» и иных программ, необходимость принятия которых органами местного самоуправления предусмотрена федеральными законами и (или) областными законами.
К полномочиям представительного органа муниципального образования в силу положений п. 2, 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» отнесено утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее также – Федеральный закон № 35-ФЗ).
В силу указания ст. 1 Федерального закона № 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно положениям п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений среди прочего: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, положениями п. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления разрабатывать муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Суд находит обоснованными доводы административного ответчика о том, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно принять решение о том, в рамках какой муниципальной программы будет обеспечиваться достижение целей, поставленных Федерального закона № 35-ФЗ. При этом возможно как формирование отдельной муниципальной программы, соответствующей направлению государственной (муниципальной) политики, так и включение данного направления в программы в качестве структурного элемента.
Вместе с тем, доводы административного ответчика о том, что в муниципальном образовании разработаны и утверждены несколько целевых программ, отдельные положения которых направлены на решение вопросов профилактики терроризма и экстремизма, данные программы позволяют в полной мере решить поставленные задачи, суд отклоняет как несостоятельные.
Постановлением администрации муниципального образования «город Архангельск» от 31.10.2014 № 910 утверждена муниципальная программа «Развитие социальной сферы муниципального образования «город Архангельск».
Подпрограммами являются среди прочего: ведомственная целевая программа «Развитие образования на территории муниципального образования «город Архангельск»; ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на территории муниципального образования «город Архангельск»; ведомственная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Ведомственная целевая программа «Развитие образования на территории муниципального образования «город Архангельск» (утверждена постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 29.12.2016 № 1542) имеет целевой индикатор 28 «Количество объектов МУ, на которых реализованы мероприятия антитеррористической защищенности» (Постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 05.07.2019 № 934).
На мероприятие 22 «Реализация мероприятий антитеррористической защищенности» запланировано выделение в 2019 году 5 796,4 тыс. руб., в том числе из городского бюджету 2 391,9 тыс. руб. и из областного бюджета 3 404,5 тыс. руб. (Постановление Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 27.08.2019 № 1281). Из пояснений представителя административного ответчика усматривается, что данные мероприятия направлены на организацию системы видеонаблюдения в школах.
Мероприятие 22 «Проведение работ по капитальному ремонту имущества МУ» (Постановление администрации муниципального образования «город Архангельск» от 27.12.2018 № 1637, постановление администрации муниципального образования «город Архангельск» от 25.10.2019 № 1720) согласно пояснениями представителя административного ответчика предполагает выполнение работ по установке ограждений вокруг образовательных учреждений.
Ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на территории муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением администрации муниципального образования «город Архангельск» от 18.01.2017 № 55.
Данной программой предусмотрены в том числе мероприятия: обеспечение расходов, связанных с исполнением муниципальными учреждениями дополнительного образования предписаний надзорных органов; проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; проведение работ по капитальному ремонту имущества муниципальных учреждений дополнительного образования; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования.
Ведомственная целевая программа «Культура и молодежная политика муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 15.01.2016 № 22.
Данной программой предусмотрены в том числе следующие мероприятия: развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры; проведение мероприятий по пожарной безопасности муниципальных учреждений культуры; проведение работ по капитальному ремонту имущества муниципальных учреждений культуры; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования; обеспечение расходов, связанных с исполнением муниципальными учреждениями дополнительного образования предписаний надзорных органов; обеспечение расходов, связанных с исполнением муниципальными учреждениями культуры предписаний надзорных органов; проведение работ по капитальному ремонту имущества муниципальных учреждений дополнительного образования.
Ведомственная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждена постановлением мэрии города Архангельска от 31.12.2015 № 200.
Данной программой предусмотрено среди прочего мероприятие: организация и проведение круглых столов по внедрению новых информационных технологий в работе с несовершеннолетними и семьями; конференции по презентации лучшего опыта специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и издание сборников по итогам их проведения.
Муниципальная программа «Комплексное развитие территории муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением мэрии города Архангельска от 30.10.2014 № 904.
Одной из подпрограмм данной программы является ведомственная целевая программа «Развитие городского хозяйства на территории муниципального образования «город Архангельск».
Ведомственная целевая программа «Развитие городского хозяйства на территории муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 17.01.2017 № 47. Одним из мероприятий данной программы является обеспечение транспортной безопасности мостов и путепроводов.
Муниципальная программа «Совершенствование муниципального управления муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением мэрии города Архангельска от 30.10.2014 № 903.
Подпрограммами данной программы являются среди прочего: ведомственная целевая программа «Муниципальное управление муниципального образования «город Архангельск»; ведомственная целевая программа «Защита населения и территории муниципального образования «город Архангельск» от чрезвычайных ситуаций».
Ведомственная целевая программа «Защита населения и территории муниципального образования «город Архангельск» от чрезвычайных ситуаций» утверждена постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 18.01.2017 № 52.
Данной программой предусмотрено в том числе следующее мероприятие: изготовление и приобретение учебных пособий и информационных материалов.
Ведомственная целевая программа «Муниципальное управление муниципального образования «город Архангельск» утверждена постановлением Администрации муниципального образования «город Архангельск» от 17.01.2017 № 44.
Данная программа предусматривается в том числе проведение мероприятий: освещение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город Архангельск» в средствах массовой информации, создание условий для деятельности народных дружин.
Вместе с тем, ни одна из приведенный муниципальных и ведомственных программ не имеет своей целью и не направлена прямо на решение вопросов в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Данные программы направлены на решение иных задач.
Тот факт, что при выполнении отдельных мероприятий, предусмотренных данными программами (по капитальному ремонту, содержанию, текущей деятельности муниципальных учреждений и др.) выполняются в том числе мероприятия, которые могут расцениваться как мероприятия, направленные на профилактику терроризма, не свидетельствует об исполнении администрацией муниципального образования «город Архангельск» обязанности разработать муниципальные программы (муниципальную программу) в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Из поименованных муниципальных ведомственных программ только ведомственная целевая программа «Развитие образования на территории муниципального образования «город Архангельск» имеет целевой индикатор, направленный на реализацию задач, установленных Федеральным законом № 35-ФЗ, а именно целевой индикатор 28 «Количество объектов МУ, на которых реализованы мероприятия антитеррористической защищенности».
Вместе с тем, наличие указанного индикатора само по себе не свидетельствует об исполнении администрацией муниципального образования «город Архангельск» обязанности разработать муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Таким образом, на территории муниципального образования «город Архангельск» муниципальная программа в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений не разработана. Также не обеспечено включение данных задач в качестве отдельного структурного элемента в иные муниципальные программы.
Неисполнение обязанности принять указанную программу нарушает права неопределённого круга лиц на безопасности.
При указанных обстоятельствах, бездействие администрации муниципального образования в данной части является незаконным. Требование в указанной части подлежат удовлетворению.
Оценивая доводы административного истца о неисполнении администрацией муниципального образования «город Архангельск» обязанности принять муниципальную целевую программу по вопросам профилактики экстремизма на территории муниципального образования «город Архангельск» суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее также – Федеральный закон № 114-ФЗ), определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, закреплено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции (ст. 4).
В силу ст. 5 Федерального закона № 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Федеральный закон № 114-ФЗ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируют общие вопросы участия органов местного самоуправления в противодействии экстремизму, возлагая на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, участие в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма, обязанности по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Между тем, вышеприведенные федеральные законы не устанавливают такой обязательной формы участия органов местного самоуправления в противодействии экстремизму, как принятие муниципальной программы, направленной на участие в профилактике экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма.
Обязанность органов местного самоуправления по принятию вышеуказанной муниципальной программы не установлена и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовым актами.
При указанных обстоятельства, администрация муниципального образования не допустила незаконное бездействие в части неисполнения обязанности принять муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории города Архангельска. Требований в данной части удовлетворению не подлежат. Требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Таким образом, администрацией муниципального образования «город Архангельск» допущено незаконное бездействие в части неисполнения обязанности принять муниципальную программу в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории муниципального образования «город Архангельск», чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность.
При определении способа восстановления нарушенных прав суд учитывает, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом муниципального образования, решать вопросы местного значения, определять формы и направления расходования средств бюджетов.
На основании положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о принятии муниципальной целевой программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории муниципального образования «город Архангельск».
Указанный срок является разумным и достаточным, в том числе с учетом необходимости соблюдения требований «Положения о муниципальных программах муниципального образования «город Архангельск», утвержденного постановлением мэрии города Архангельска от 03.04.2014 № 271.
Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░