Решение по делу № 2-32/2018 от 01.02.2018

Дело № 2-32/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Верхневилюйск           21 февраля 2018 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Полятинском П.Е., с участием:

заместителя прокурора Верхневилюйского района Яковлева А.А.,

представителя ответчика - Администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Павлова П.П. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Верхневилюйского района Яковлева А.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся и установить в здании образовательного учреждения стационарный металлоискатель (металлодетектор) в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Верхневилюйского района Яковлев А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам указав, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – МБОУ «Тамалаканская СОШ») отсутствует (не установлена) система технического контроля – металлоискатель (металлодетектор). Отсутствие системы технического контроля – металлоискателя (металлодетектора) может повлечь угрозу жизни и здоровья обучающихся и работников. В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Кроме того, учредителем МБОУ «Тамалаканская СОШ» является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)», в компетенции которой входит финансирование на обеспечение антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Тамалаканская СОШ». Исходя из этого, исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления. Просит обязать ответчиков устранить нарушения действующего законодательства в области противодействия терроризма, охране жизни и здоровья обучающихся и установить в здании МБОУ «Тамалаканская СОШ» стационарный металлоискатель (металлодетектор) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом.

Ответчик МБОУ «Тамалаканская СОШ» явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки представителя в суд не сообщил.

При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения явившихся сторон, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ «Тамалаканская СОШ».

В судебном заседании заместитель прокурора Верхневилюйского района Яковлев А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» Павлов П.П. исковые требования не признал, мотивируя это тем, что соответствии с Паспортом антитеррористической защищенности все меры безопасности на объектах образовательных учреждений района соблюдены, установлены системы видеонаблюдения, тревожные кнопки вызова полиции, территории ограждены. Установление металлодетекторов для обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения требуется лишь в предусмотренных законом случаях. В связи с отсутствием законодательного предписания обязательной установки в образовательных учреждениях стационарного металлоискателя, просит в удовлетворении иска заместителя прокурора отказать за необоснованностью.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.

Пунктом 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» установлено определение противодействия терроризму, под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Следовательно, ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации во время их пребывания в организации законом возложена на образовательные организации.

В силу требований установленных пунктами 1 и 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В силу пункта 5.2 приказа Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с подпунктами 6.1 и 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 42 «Концепции противодействия терроризму в РФ», расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Верхневилюйского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях Верхневилюйского района. В ходе которой установлено, что объекты МБОУ «Тамалаканская СОШ», в которых ведется образовательная деятельность не оборудованы системой технического контроля - металлоискателем (металлодетектором). Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

МБОУ «Тамалаканская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Следовательно, в данном образовательном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.

Из системного толкования вышеприведенных законов и нормативных актов следует, что одним из самых основных и эффективных профилактических мероприятий в области противодействия терроризму является установка системы металлоискателя.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не может в полной мере обеспечить исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов, что выявить либо обнаружить без помощи металлоискателя представляется невозможным.

Таким образом, МБОУ «Тамалаканская СОШ» на основании требований установленных ст.ст. 28, 41 ФЗ «Об образовании в РФ», а также Администрация МР «Верхневилюйский улус (район)», на правах учредителя образовательного учреждения и в силу ст.ст. 3, 5 ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 15, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 «Концепции противодействия терроризму в РФ», в целях обеспечения безопасности образовательной организации от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов - обязаны установить металлоискатель на объектах образовательного учреждения, где осуществляется образовательная деятельность.

При вышеприведенных обстоятельствах исковое требование заместителя прокурора суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает установление срока для исполнения решения один год с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда и соответствует интересам сторон.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно под. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу.

Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц.

При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В силу под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины. Таким образом, Администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) от уплаты государственной пошлины освобождена.

Таким образом, государственная пошлина подлежит к взысканию с ответчика МБОУ «Тамалаканская СОШ». Учитывая размер государственной пошлины подлежащей к взысканию с ответчика оснований для применения п. 2 ст. 333.20 НК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Верхневилюйского района Яковлева А.А. –удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) установить на объектах МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я), где осуществляется образовательная деятельность - металлоискатель (металлодетектор), в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                      А.А. Никифоров

2-32/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлев Андрей Александрович
Ответчики
АМР "Верхневилюйский улус (район)"
МБОУ "Тамалаканская СОШ"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2018Передача материалов судье
05.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2018Подготовка дела (собеседование)
16.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2018Дело оформлено
31.05.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее