Дело № 2-1947/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации28 сентября 2015 года г. Муром Владимирской области
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Кротова С.Л.
при секретаре Паниной В.А.,
с участием помошника Муромского городского прокурора Лобаненковой Л.А.,
представителя ответчика администрации округа Муром Голева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации округа Муром о возложении обязанности по совершению действий, суд
У С Т А Н О В И Л:
Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации округа Муром и просил обязать ответчика администрацию о. Муром ликвидировать несанкционированное складирование отходов на земельном участке, расположенном на территории кадастрового квартала .... в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что 15 июля 2015 года прокуратурой совместно со специалистом-экспертом Муромского отдела Управления Росреестра по Владимирской области Павловой С.А. проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено, что на территории кадастрового квартала .... размещено несанкционированное место складирования отходов (кустов, обрезков веток и стволов деревьев, поросли, твердых бытовых отходов, отработанных автомобильных шин, пластиковых канистр из под автомобильных масел) ..... Объем размещенных отходов ввиду их значительного накопления установить не представляется возможным.
Кроме того, на указанной территории в нескольких местах имеются следы горения: сожженные ветки, сучки древесины, зола. Следов открытого горения не имеется, вместе с тем, визуально наблюдается тление в виде незначительных задымлений в очагах кострищ.
Данный несанкционированный объект размещения отходов расположен на землях округа Муром .... Какие-либо разрешительные документы на вышеуказанные места размещения отходов у ответчика отсутствуют.
На основании требований закона обязанность по удалению отходов и рекультивации мест несанкционированных свалок, расположенных на территории округа Муром, .... (данные изъяты) от земельного участка, имеющего кадастровый номер (номер) должна быть возложена на муниципальное образование округа Муром, в ведении которого находятся земельные участки.
Согласно п. 10 ст. 17 Правил благоустройства и содержания территорий в округе Муром, утвержденных решением Совета народных депутатов округа Муром № 1124 от 28.09.2010 г., ликвидация несанкционированных свалок производится виновными в их организации хозяйствующими субъектами или физическими лицами за свой счет, а при невозможности их выявления - владельцами (пользователями) территории в сроки, установленные уполномоченными органами.
Наличие несанкционированной свалки влечет нарушение установленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 3-6).
В судебном заседании помощник прокурора Лобаненкова Л.А. исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации округа Муром Голев А.С., иск прокурора не признал, оставляя разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. И.о. руководителя управления Е.В. Кондратьева представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования Муромского городского прокурора поддержала (л.д. 44).
Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусмотрено ст. 42 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 26 июня 1998 года № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Согласно ст. 13 указанного закона территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов; организацию деятельности в области обращении с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют орган местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов определяется органом местно самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охран окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится вопросам местного значения городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ.
Во исполнение возложенных полномочий Совет народных депутатов о. Муром 28.09.2010 года принял решение № 1124, которым утвердил Правила благоустройства и содержания территорий в о. Муром (далее - Правила).
Частью 2 ст. 10 Правил определено, что на территории округа не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
Согласно п. 10 ст. 17 Правил, ликвидация несанкционированных свалок производится виновным в их организации хозяйствующими субъектами или физическими лицами за свой счет, а при невозможности их выявления-владельцами (пользователями) территории в сроки, установленные уполномоченными органами.
В судебном заседании установлено, что на территории кадастрового квартала ..... ...., имеющего кадастровый номер ...., размещено несанкционированное место складирования отходов (кустов, обрезков веток и стволов деревьев, поросли, твердых бытовых отходов, отработанных автомобильных шин, пластиковых канистр из под автомобильных масел) на общей площади около .... Объем размещенных отходов ввиду их значительного накопления установить не представляется возможным (л.д. 7).
Кроме того, на указанной территории в нескольких местах имеются следы горения: сожженные ветки, сучки древесины, зола. Следов открытого горения не имеется, вместе с тем, визуально наблюдается тление в виде незначительных задымлений в очагах кострищ (л.д. 7).
Данный несанкционированный объект размещения отходов расположен на землях округа Муром ..... Какие-либо разрешительные документы на вышеуказанные места размещения отходов у ответчика отсутствуют (л.д. 8 – 10).
На основании требований закона обязанность по удалению отходов и рекультивации мест несанкционированных свалок, расположенных на территории округа Муром, а именно: на территории кадастрового квартала .... земельного участка, имеющего кадастровый номер (номер) должна быть возложена на муниципальное образование о. Муром, в ведении которого находятся земельные участки. В связи с чем исковые требования Муромского городского прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию округа Муром ликвидировать несанкционированное складирование отходов на земельном участке, расположенном на территории кадастрового квартала .... земельного участка, имеющего кадастровый номер (номер), на общей площади около .... в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На решение ответчиком может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором участвующим в деле, принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Л. Кротов