УИД 11RS0001-01-2022-000922-28 дело №2а-812/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Мухиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романова ФИО6 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
Романов П.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее также – СИЗО-2) о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации в размере 500 000 рублей за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми. В обоснование иска указал, что в 2019 году и 2020 году он содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ненадлежащих условиях, что выражалось в следующем: был выдан неполный комплект постельного белья и ненадлежащего качества; в камерах отсутствовало горячее водоснабжение; камеры не оборудованы вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды и подставкой для бачка, радиодинамиком, тазом дли стирки, средствами для уборки, уборочным инвентарем; гигиенические наборы не выдавались; количество посадочных мест за столом на соответствовало количеству содержащихся в камере лиц; питьевая вода была ненадлежащего качества, мутного цвета, имела неприятный запах; санузел в камере не оборудован полноразмерной дверью, что лишало истца условий приватности; с внешней стороны окна был установлен «отсекатель», препятствующий естественному освещению и притоку свежего воздуха, что создавало неудобства в проветривании помещения.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец, находящийся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, не участвовал, извещен надлежаще. Принимая участие в судебном заседании 01.06.2022 посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по доводам иска, ходатайствовал о дальнейшем рассмотрении дела без его участия.
Административные ответчики ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральная служба исполнения наказаний и заинтересованное лицо УФСИН России по Республике Коми своего представителя в суд не направили, извещены надлежаще. В направленном в суд отзыве на иск представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Тумаева С.А. просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие нарушений условий содержания истца в СИЗО-2.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно правовой позиции, изложенной пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, судом были приняты меры к истребованию необходимых доказательств в целях объективного рассмотрения административного дела.
Установлено, что Романов П.В. осужден приговором Калининского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (г.Сосногорск, п. Лыаёль, 13) в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве осужденного особого режима, следовал транзитом для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту также Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189 (далее по тексту также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно камерным карточкам, справкам начальника отдела режима и надзора, ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми во время содержания в СИЗО-2 Романов П.В. размещался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 12-местной камере № общей площадью 30,85 кв.м, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 8-местной камере № общей площадью 27 кв.м.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Из представленных справок, акта осмотра и фотографий следует, что камеры №, № оборудованы необходимой мебелью и оборудованием, в том числе, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц в камере, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды и подставкой под бачок; радиодинамиком, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Как следует из акта осмотра камер от ДД.ММ.ГГГГ, камера № оборудована скамейками и столом камерным на 12 мест размерами: длина – 2400 мм; ширина – 610 мм; высота – 870 мм и двумя скамейками на 6 посадочных мест каждая (длина – 2400 мм; ширина – 610 мм). Камера № оборудована столом камерным на 8 мест размерами: длина – 1600 мм; ширина – 610 мм; высота 870 мм и двумя скамейками на 4 посадочных места каждая (длина – 1600 мм; ширина – 610 мм).
Габариты стола и скамеек соответствуют Каталогу «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденному приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Нарушений параметров и конструкции стола, скамьи требованиям норм и стандартов не установлено. С учетом представленных сведений о количестве лиц, содержащихся в камерах №№, оснований для вывода о недостаточности места за столом для принятия пищи у суда не имеется.
Как указано в справке ст.инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми для уборки в камерах веников, совков всегда имеется в достаточном количестве; чистящие средства для уборки камерных помещений, дезинфицирующие средства, ветошь для влажной уборки выдаются в камеры по заявлению лиц, содержащихся в камерах, при наличии потребности в них.
Согласно комиссионному акту осмотра камер от ДД.ММ.ГГГГ санитарный узел от жилой площади камер отделен перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждение оборудовано дверью, что обеспечивает возможность уединения (приватность). Указанное подтверждается фотоматериалом.
Для проверки доводов истца о недостаточном естественном освещении и проветривании камер из-за щита, установленного с внешней стороны, судом поручено административному ответчику провести осмотр камер в этой части.
Согласно комиссионному акту осмотра камер от ДД.ММ.ГГГГ препятствий для естественного освещения камер со стороны улицы не имеется. В подтверждение представлены фотографии окон с внутренней и внешней стороны камер, на которых видно, что препятствий для естественного освещения и проветривания, в том числе из-за щита («отсекателя»), не имеется, окна открываются полностью до отсекающей решетки.
В связи с этим, доводы истца о ненадлежащем естественном освещении и проветривании в камерах №№ не подтвердились.
Доводы о непригодности для употребления питьевой воды также не подтвердились.
Согласно представленной информации, обеспечение холодной водой в СИЗО-2 - централизованное и осуществляется от собственной артезианской скважины. Согласно оценке соответствия результатов исследований проб питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО «Лабораторный центр «ИКОС», вода в учреждении соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».
Заявлений по вопросу выдачи кипяченой воды для питья от Романова П.В. в адрес администрации не поступало.
Статьей 23 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В силу пункта 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
Кроме того, согласно пункту 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются также мыло хозяйственное; туалетная бумага.
В силу п.45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Согласно камерной карточке, Романов П.В. по прибытии в СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ (прибыл ДД.ММ.ГГГГ в 21:20) получил во временное пользование постельные принадлежности: матрас – 1 шт., подушка – 1 шт., одеяло – 1 шт., простынь 2 шт., наволочка 1 шт., полотенце 2 шт., кружка 1 шт., ложка 1 шт., от подписи в получении вещей отказался, что зафиксировано актом.
По прибытии в СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ Романов П.В. получил во временное пользование постельные принадлежности: матрас – 1 шт., подушка – 1 шт., одеяло – 1 шт., простынь 2 шт., наволочка 1 шт., от получения полотенец, кружки, ложки отказался, о чем имеется его подпись в камерной карточке.
Таким образом, необходимыми постельными принадлежностями Романов П.В. был обеспечен, от получения части вещей отказался, имелись свои.
С заявлением о выдаче средств индивидуальной гигиены истец не обращался.
Согласно справке главного бухгалтера СИЗО-2 в периоды нахождения Романова П.В. в СИЗО-2 денежные средства на его лицевом счете имелись, товары не приобретал.
С жалобами на ненадлежащее качество выданных во временное пользование вещей, в том числе постельных принадлежностей, а также с просьбами о выдаче индивидуальных средств гигиены в порядке п.40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов Романов П.В. не обращался, что подтверждается справкой начальника канцелярии и копией журнала № учета жалоб (устных обращений).
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки) и полотенца являются инвентарным имуществом и имеют свои сроки эксплуатации, установленные приказом приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Замена инвентарного имущества производится не ранее истечения установленных сроков носки, находящихся в пользовании предметов. Кроме того, истечение установленных сроков эксплуатации инвентарного имущества не может служить основанием для их списания, если они по своему качественному состоянию без ремонта или после ремонта пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению. Выдача бывших в употреблении постельных принадлежностей допускается.
Как следует из справки старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 ФИО5, состояние постельных принадлежностей, выданных Романову П.В., было удовлетворительное, жалобы об их ненадлежащем состоянии Романовым П.В. не предъявлялись. Вещи выдаются спецконтингенту после стирки. Дезобработка постельных принадлежностей проводилась по эпидемиологическим показаниям и в плановом порядке. В соответствии с приказом приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», в спорный период периодически проводилось списание постельных принадлежностей в связи износом и невозможностью использования, а также по срокам эксплуатации.
Представленными административным ответчиком накладными на отпуск материалов и материальных ценностей за ДД.ММ.ГГГГ гг. подтверждается регулярное поступление на вещевой склад СИЗО-2 новых матрасов, одеял, подушек, полотенец, простыней и наволочек в замену пришедших в негодность. Списание по срокам эксплуатации постельных принадлежностей осуществлялось по актам списания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом имеющихся в деле доказательств, оснований полагать, что административный истец не был обеспечен обязательными к выдаче для индивидуального пользования и надлежащего качества постельными принадлежностями, полотенцем, а также выдаваемыми по заявлению индивидуальными средствами гигиены, у суда не имеется.
Оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам у суда не имеется, поскольку на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
Судом также учитывается, что с жалобами на ненадлежащие условия содержания, указанные в иске, Романов П.В. к администрации СИЗО-2 в период содержания не обращался, что подтверждается справкой начальника канцелярии и копией журнала учета устных обращений.
ФИО1 среди обозначенных в иске нарушений условий содержания также обращал внимание на то, что факт отсутствия горячего водоснабжения является грубым нарушением его прав и законных интересов и свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания.
В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ, приказом Минюста России от 28.05.2001 №161-дсп были утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России).
Согласно пункту 14.15 СП 15-01 Минюста России подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к умывальникам, в том числе в камерах.
В соответствии с пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, здания исправительных учреждений и следственных изоляторов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией, водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.0401-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать в том числе к умывальникам в камерах.
Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 24.11.2020 по делу №2-613/2020 по иску Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением:
камеры №№, карцеры №№ режимного корпуса №,
камеры №№, № режимного корпуса №,
камеры №№, № режимного корпуса №,
камеры №№, камеры специального блока №№ режимного корпуса №,
в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
В период содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов, что не оспаривается стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск. Административным ответчиком не представлено суду бесспорных доказательств обеспечения административного истца горячей водой в камерах СИЗО-2 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, длительность пребывания Романова П.В. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми составила 3 дня в первый период содержания и 5 дней во второй период содержания.
Учитывая временной фактор пребывания в указанных условиях, суд отмечает, что нахождение Романова П.В. в камерах СИЗО-2, в которых отсутствовало централизованное горячее водоснабжение, в течение 8 дней в общей сложности, в отсутствие доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате допущенного нарушения, не свидетельствует о существенном отклонении от установленных законом требований к условиям содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Согласно представленной ответчиком информации, письменных обращений, жалоб, заявлений от Романова П.В. в спорный период по вопросу выдачи горячей воды для стирки и гигиенических целей в соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, в адрес администрации не поступало, что подтверждается журналом учета жалоб, устных обращений №.
При этом возможность помывки в душе в установленном порядке истцу была обеспечена: согласно журналу учета санитарной обработки № помывка истца в составе камеры № осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ, в составе камеры № – ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
При этом кратковременные, несущественные бытовые неудобства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющими лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы и неотделим от санкции за содеянное преступление.
Административный истец оспаривает бездействие администрации следственного изолятора именно в указанные им временные периоды, однако оно являлось кратковременным и не являлось длящимся, поскольку отсутствие горячего водоснабжения компенсировалось помывкой в душевой, следовательно, не может быть признано нарушающим права истца.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу, влекущих присуждение компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе, судом не установлено, оснований для признания ненадлежащими условий содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Романова ФИО7 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.
Судья Н.В. Плесовская
Верно Судья Н.В. Плесовская