РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Куклиной Е.С.,
с участием административного истца Шарапова Ю.Н. представителя административного ответчика Алтаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шарапова Юрия Николаевича к Департаменту жилищной политики администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, возложении обязанности заключить договор приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Шарапов Ю.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Департамента жилищной политики администрации г.Иркутска в приёме документов, необходимых для получения муниципальной услуги, возложить на администрацию г.Иркутска обязанность заключить с ним договор передачи жилого помещения в собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что 19 декабря 2018 года подал документы, необходимые для передачи ему жилого помещения, расположенного в г<адрес> в собственность в порядке приватизации, однако 24 декабря 2018 года получил отказ в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, который считает незаконным.
Административный истец Шарапов Ю.Н. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, которые в нём изложены, просил заявленные требования удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что считает оспариваемое решение незаконным, поскольку на основании решения Куйбышевского районного суда г.Иркутска от 10 декабря 2013 года, вступившего в законную силу 13 января 2014 года, поставлен на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>, занимает указанное жилое помещение на условиях социального найма и имеет право на передачу его ему в единоличную собственность в порядке приватизации. Считает, что принятым решением нарушены его права.
Представитель административного ответчика Алтаева Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, поддержав письменные возражения на административный иск, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме. Принимая решение от 24 декабря 2018 года № <номер>, которым Шарапову Ю.Н. отказано в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, администрация г.Иркутска действовала в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с административным регламентом «Принятие решений о передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации», утверждённым постановлением администрации г.Иркутска от 30 мая 2012 года № 031-06-1078/13.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона о приватизации).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно ст.14 указанного Закона, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).
Постановлением администрации г. Иркутска от 30.05.2012 N 031-06-1078/12 (ред. от 23.05.2018) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации" регулируются правоотношения, связанные с предоставлением муниципальной услуги по передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации (далее по тексту – административный регламент).
В соответствии с п.п.6.2 п.6 раздела 6 главы II административного регламента, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги заявителем (представителем заявителя) представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей); документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), - в случае, если от имени заявителя действует его представитель; справка о составе семьи Ф-9, Ф-10; правоустанавливающий документ на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, о потребительских качествах и общей площади жилого помещения (в случае несоответствия сведений о площади жилого помещения, указанных в данной справке, сведениям, указанным в правоустанавливающем документе на жилое помещение, она должна содержать информацию органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о возможных причинах такого несоответствия); справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о соответствии адресов объектов недвижимости (в случае изменения адреса жилого помещения); справка муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации города Иркутска" об отсутствии частного домовладения (приватизированного жилья) в собственности; распоряжение органов опеки и попечительства - в случаях, когда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется с разрешения (согласия) органов опеки и попечительства или по их инициативе; свидетельство о смерти - в случае смерти члена семьи, проживавшего в жилом помещении; документ, подтверждающий смену фамилии, имени или отчества (свидетельство (справка) о заключении брака, свидетельство (справка) о расторжении брака, свидетельство о перемени имени, свидетельство об установлении отцовства) - в случае, если заявителем и (или) одним из членов семьи таковые изменялись; согласия в письменной форме всех имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на заключение с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо отказ данных граждан от заключения с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке.
Согласно п.п. 7.1.3 п.7.1 главы 7 раздела II административного регламента, непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6.2 главы 6 раздела II настоящего административного регламента, является основанием для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 декабря 2018 года административный истец Шарапов Ю.Н. обратился в отдел предоставления муниципальных услуг департамента жилищной политики аппарата администрации г.Иркутска с заявлением о передаче ему в собственность жилого помещения (расположено по адресу: <адрес>), в порядке приватизации.
Согласно акту приёма-передачи документов № 640695, составленному специалистом Иркутского отделения ГАУ «МФЦ ИО» отдела в г.Иркутске № 4, к заявлению Шараповым Ю.Н. были приложены следующие документы: копия паспорта Шарапова Ю.Н., копия свидетельства о смерти <ФИО>10 копия записи акта о смерти №<номер> от <дата>, копия ордера № <номер> серии АБ от 17.08.1989, копия решения суда от 10.12.2013, справки (выписка из домовой книге, о составе семьи, с места жительства) №<номер> от 05.12.2018, копия поквартирной карточки (Форма 10), справка о неучастии в приватизации № <номер> от 19.12.2018, справка о наличии общей площади и потребительских качествах квартиры № <номер> от 17.12.2018, согласие <ФИО>11., технический паспорт от 13.12.2018.
24 декабря 2018 года административному истцу на основании п.п. 7.1.3 п.7.1 главы 7 раздела II административного регламента за подписью и.о.начальника отдела предоставления муниципальных услуг Департамента жилищной политики администрации г.Иркутска <ФИО>12 направлен отказ в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В обоснование оспариваемого решения в его тексте указано на непредоставление Шараповым Ю.Н. правоустанавливающего документа на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, а также, что представленные заявителем копия ордера № <номер> от 17 августа 1989 года, копия свидетельства о смерти <ФИО>15 не были заверены надлежащим образом, а также в ордере не указаны фамилия и отчество одного из членов семьи нанимателя, которого не представилось возможным идентифицировать с указанным в согласии на приватизацию <ФИО>14 Кроме того, заявителем не было представлено согласие <ФИО>13 на заключение с ним договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо его отказ от заключения с ним договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке.
При этом заявителю разъяснено право обратиться в администрацию г.Иркутска за получением муниципальной услуги на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача копий документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности г.Иркутска», утверждённого постановлением администрации г.Иркутска от 17 апреля 2017 года №031-06-361/7.
С учетом совокупности исследованных обстоятельств, суд не находит оснований для признания оспариваемого административным истцом отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, незаконным, нарушающим права, свободы либо законные интересы административного истца, который не лишён права в дальнейшем обратиться с заявлением о передаче ему в собственность жилого помещения в порядке приватизации, с приложением к нему необходимых и надлежащим образом оформленных документов.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа и.о. начальника Департамента жилищной политики администрации г.Иркутска в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги от 24 декабря 2018 года надлежит отказать.
Рассматривая требование административного истца о возложении на Администрацию г.Иркутска обязанности заключить с Шараповым Ю.Н. договор передачи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> суд приходит к следующему.
В силу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в любом случае в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого решения или действия (бездействия). Степень же конкретизации тех действий, которые должно осуществить заинтересованное лицо, зависит от содержания требуемых действий.
Так, при необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.
При этом, административным истцом заявлено требование о понуждении административного ответчика заключить с ним договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако согласно принципу разделения властей, закреплённого статьёй 10 Конституции РФ, все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Следовательно, суд не может обязать орган исполнительной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования суд также исходит из того, что административным ответчиком не было отказано в заключении договора передачи жилого помещения в собственность административного истца, а лишь принято решение об отказе в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, что не порождает препятствий к осуществлению Шараповым Ю.Н. своих прав, свобод и законных интересов.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных требований Шарапова Ю.Н. как в части признания незаконным отказа и.о. начальника отдела Департамента жилищной политики Администрации г.Иркутска <ФИО>16 в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, так и для возложения на Администрацию г.Иркутска обязанности заключить договор передачи жилого помещения в собственность административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Шарапова Юрия Николаевича к Департаменту жилищной политики администрации города Иркутска о признании незаконным отказа от <дата> года № <номер> в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, возложении обязанности заключить договор приватизации, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: Т.Н. Глухова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>