Производство номер
УИД номерRS0номер-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград дата
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Дербенько Т.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Ф.И.О.2 по доверенности №адрес0 от дата Ф.И.О.8,
представителя административного ответчика Управление Росреестра по адрес по доверенности номер от дата. Фёдоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тельбуховой Ирины Владимировны к отделу регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решений, действий (бездействия) регистрационных органов и об обязании совершения регистрационных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Тельбухова И.В. обратилась в суд с административным иском отделу регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по адрес, в котором просит признать незаконным решение отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по адрес о приостановлении государственной регистрации права Ф.И.О.2 на ? долю жилого помещения, расположенного по адресу: адрес; обязать отдел регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по адрес осуществить действия по государственной регистрации права Ф.И.О.2 на ? долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
В обоснование административного иска указано, что решением Советского районного суда адрес от дата исковые требования Ф.И.О.2 к Ф.И.О.7 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на 1/4 часть квартиры и вселении, удовлетворены. Признано право собственности в порядке наследования на ? часть адрес, расположенной в адрес, после умершей дата Ф.И.О.1, за Ф.И.О.2, Ф.И.О.2 и члены ее семьи вселены в вышеуказанную квартиру.
Решение Советского районного суда адрес вступило в законную силу дата.
дата, Ф.И.О.2 обратилась в отдел регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по адрес с заявлением об осуществлений действий по государственной регистрации права собственности на ? долю жилого помещения расположенного по адресу: адрес, (№ номер).
Однако, дата в её адрес было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права с разъяснением, что в соответствии с законом № 218-ФЗ, на сегодняшний день, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), по вышеуказанному объекту недвижимости зарегистрировано право собственности за иным правообладателем, а именно - Ф.И.О.7
Полагает, что наличие вступившего в законную силу решения суда о признании за Ф.И.О.2 права собственности на ? долю в данной квартире является основанием для государственной регистрации права истца на указанный объект недвижимости в установленной доле.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по адрес.
Административный истец Ф.И.О.2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, обеспечила явку представителя.
Представитель административного истца Ф.И.О.2 по доверенности Ф.И.О.8, административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес, действующая на основании доверенности Фёдорова Ю.С., в судебном заседании возражала о против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что решением Советского районного суда адрес от дата исковые требования Ф.И.О.2 к Ф.И.О.7 об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на 1/4 часть квартиры и вселении, удовлетворены; признано право собственности в порядке наследования на 1/4 часть адрес, расположенной в адрес, после умершей дата Ф.И.О.1, за Ф.И.О.2, Ф.И.О.2 и членов ее семьи вселены в адрес, расположенную в адрес.
Вышеуказанное решение Советского районного суда адрес вступило в законную силу дата.
Переход права собственности Ф.И.О.2 на ? долю спорной квартиры зарегистрирован не был.
С целью регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества дата Ф.И.О.2 обратилась в Управление Росреестра по адрес с соответствующим заявлением.
Уведомлением Управления Росреестра по адрес от дата №номер заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права в отношении квартиры, расположенного по адресу: адрес, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по вышеуказанному объекту недвижимости зарегистрировано право собственности за иным правообладателем. В целях устранения препятствий для проведения государственной регистрации необходимо предоставить документ, подтверждающий прекращение права собственности вышеуказанной квартиры до дата.
Уведомлением Управления Росреестра по адрес от дата №номер Ф.И.О.2 отказано в государственной регистрации права в отношении квартиры, расположенной по адресу: адрес, поскольку не представлен документ, подтверждающий прекращение права собственности правообладателя вышеуказанной квартиры.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не усмотрел в действиях Управления Росреестра по адрес нарушений требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов административного истца, учитывая, что административным истцом не представлено доказательств, незаконности действий и решений административного ответчика..
Согласно ст. 1 Федеральный закон от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно со ст. 8 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26).
Согласно ст. 27 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 29).
В случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 29).
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от дата Ф.И.О.7 (Даритель) и Ф.И.О.5 (Одаряемый), с другой стороны заключили договор, согласно которому даритель безвозмездно подарил одаряемому принадлежащую на праве собственности адрес, расположенную по адресу: адрес, ул. им. Гвоздкова, адрес, площадью 41,0 кв. м.
Право собственности за Ф.И.О.6 на указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП дата за номером государственной регистрации: 34-34-060014:1410-34/210/2020-3.
При этом при правовой оценке документов, представленных на регистрацию, каких-либо обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отказа в регистрации права собственности за Ф.И.О.6 установлено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как следует из положений Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в процессе регистрации правообладатель (или соответственно доверенное лицо) участвует при подаче заявления о государственной регистрации права. С заявлением предоставляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь отозвать свое заявление до внесения записи о регистрации в реестр.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, административный истец не воспользовался правом перехода собственности на ? долю спорной квартиры, поскольку она обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода к ней права собственности на объекты недвижимости, после регистрации права собственности за Ф.И.О.6
При рассмотрении настоящего административного дела, нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации со стороны административных ответчиков не усматривается в связи с чем, требования Ф.И.О.2 об оспаривании решений, действий (бездействия) регистрационных органов, не подлежат удовлетворению, поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права собственности, не были устранены административным истцом в установленный уведомлением срок, так как государственный регистратор Управления Росреестра по адрес, принимая решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилое помещение, действовал в рамках предоставленных ему полномочий при наличии правовых оснований для такого решения.
Нарушения права, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено. Действия административного ответчика основаны на нормах действующего законодательства и им не противоречат.
При перечисленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Ф.И.О.2 требований.
Руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Тельбуховой Ирины Владимировны к отделу регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения, действий (бездействия) регистрационных органов и об обязании совершения регистрационных действий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Г. Пустовая