Судья Иоффе Н.С. Дело №33а-2928
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«25» декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Добряковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе военного комиссара Костромской области Чернякова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 ноября 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Розанова Егора Сергеевича к призывной комиссии города Костромы, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Костромы от 06 октября 2017 года о призыве Розанова Егора Сергеевича на военную службу.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения Розанова Е.С. и его представителя - адвоката Падагова Н.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Розанов Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Костромы от 06 октября 2017 года (протокол №5) о призыве Розанова Е.С. на военную службу.
Требования мотивировал тем, что он состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Костромской области по г. Костроме. В настоящее время проходит обучение на первом курсе очного отделения ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» по программе магистратура. 06 октября 2017 года призывная комиссия г. Костромы в отношении него вынесла решение о годности к военной службе и призыве на военную службу, в предоставлении отсрочки для прохождения дальнейшего обучения в ВУЗе отказала. С указанным решением он не согласен, так как нарушается его право на получение образования. В обоснование требований сослался на положения ст.ст. 1, 22, 24 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», конституционные принципы равенства всех перед законом.
Судом к участию в деле качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Костромской области».
Судом по делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе военный комиссар Костромской области Черняков А.В., выражая несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Розанов Е.С. воспользовался двумя отсрочками, предоставленными ему в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при учебе в школе и в «Костромском государственном университете» по форме бакалавриат. Закон не предусматривает предоставление еще одной отсрочки призывникам, которые хотят продолжить обучение в магистратуре. Призывная комиссия г. Костромы при осуществлении мероприятий по призыву Розанова Е.С. на военную службу действовала в соответствии с законодательством. Выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Представители призывной комиссии г. Костромы, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ апелляционная жалоба судом апелляционной инстанции рассмотрена в отсутствие представителей административных ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее- Федеральный закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Розанов Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 17.01.2011 года поставлен на воинский учет.
Согласно имеющимся в материалах дела записям в личном деле призывника решением призывной комиссии от 10.12.2012 года, 04.07.2013 года, 16.10.2013 года Розанову Е.С. предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время получения полного среднего образования (окончания школы), по пп. «г» п. 2 ст. 24 названного Федерального закона как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября 2013 года прохождения указанной аттестации, по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ на время обучения в ФГБУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» по программам бакалавриата.
Решением Государственной экзаменационной комиссии от 27.06.2017 года Розанову Е.С. присвоена квалификация «бакалавр», 30.06.2017 года ему выдан диплом бакалавра.
Приказом и.о. проректора ФГБУ ВО «Костромской государственный университет» от 28.06.2017 года Розанову Е.С. предоставлены каникулы после государственной итоговой аттестации, он отчислен из университета в связи с завершением обучения 31.08.2017 года.
Приказом ректора ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» от 23.08.2017 года Розанов Е.С. с 01.09.2017 года зачислен в число студентов 1 курса очной формы обучения по программам магистратуры в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Решением призывной комиссии г. Костромы от 06 октября 2017 года (протокол №5) Розанов Е.С. призван на военную службу, категория годности по состоянию здоровья «А-4».
Разрешая административный спор и, удовлетворяя требования Розанова Е.С., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемым решением о призыве на военную службу нарушены права административного истца на получение образования.
Пи этом суд учел положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, и указал, что с учетом того, что оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет, в 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой. Следовательно, в зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.
Таким образом, лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).
По мнению суда первой инстанции, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
Кроме того, судом отмечено, что в соответствии с п. 40 Приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 400 решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии, а в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись о принятом решении. В удостоверении административного истца каких-либо отметок о предоставлении отсрочек от призыва не имеется, факт предоставления отсрочек надлежащим образом не подтвержден.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, достаточно мотивированными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены решения суда.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 02 ноября 2017 года оставить без изменения. апелляционную жалобу военного комиссара Костромской области Чернякова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи