РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 23 июля 2020 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества страховая компания «Росгосстрах» к Григорьеву А.Ю. и обществу с ограниченной ответственности «Тюменская Сервисная Компания» о возмещения ущерба в порядке регресса,
установил:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к Григорьеву А.Ю. и обществу с ограниченной ответственности «Тюменская Сервисная Компания» о возмещения ущерба в порядке регресса, в котором указало, что 15.07.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «МАN», госномер «№», под управлением Григорьева А.Ю. и автомобиля марки «Chevrolet Lacetti/Klan», госномер «№». Причиной дорожно-транспортного происшествия явились допущенные Григорьевым А.Ю. нарушения Правил дорожного движения РФ. В результате указанного дорожно-транспортного происшествия был причинен материальный ущерб собственнику автомобиля «Chevrolet Lacetti/Klan», госномер «№. На момент ДТП в соответствии с Законом об ОСАГО гражданская ответственность ответчиков была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Потерпевшее лицо обратилось к своему страховщику по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, который урегулировал убыток и выплатил потерпевшему страховое возмещение в размере 58000 рублей. Расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения потерпевшему были возмещены истцом. Данное дорожно-транспортное происшествие было оформлено без участия уполномоченных на это сотрудников полиции, посредством заполнения сторонами бланка извещения о ДТП. Ответчик не исполнил требование, установленное ч. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО, в установленный законом срок не направил истцу извещение о ДТП, что в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» дает истцу право требовать с ответчика выплаченного страхового возмещения в порядке регресса. Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО с 01.05.2019 был признан утратившим силу. Поскольку договор ОСАГО с ответчиком заключен до 01.05.2019, то на него распространяются положения Закона ОСАГО действовавшие в момент заключения договора, в том числе предусматривающие право регресса, в случае не исполнения обязанности по направлению своего экземпляра извещения о ДТП в адрес страховщика в 5-дневный срок. Просит взыскать с любого из ответчиков в порядке регресса 58000 рублей и судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1940 рублей.
Истец ПАО СК «Росгосстрах» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ООО «Тюменская Сервисная Компания» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил, возражения на исковые требования не прислал.
Ответчик Григорьев А.Ю. о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, от получения судебного извещения уклонился.
В силу чч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 929 ГК РФ обязанность страховщика выплатить страховое возмещение возникает при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая).
В соответствии с ч. 4 ст. 931 ГК РФ, в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» если транспортные средства повреждены в результате их взаимодействия (столкновения) и гражданская ответственность их владельцев застрахована в обязательном порядке, страховое возмещение осуществляется на основании пункта 1 статьи 14.1 Закона об ОСАГО страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего (прямое возмещение ущерба).
В соответствии с п. 4 ст. 14.1 Закона об ОСАГО страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 названного Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 названного Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков (п. 5 ст. 14.1 Закона об ОСАГО).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 15.07.2019 в 18 час. 25 мин. на ул. Мельникайте, д. 20, г. Тюмень, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «МАN», госномер «№», принадлежащего ООО «Тюменская сервисная компания», под управлением Григорьева А.Ю. и автомобиля марки «Chevrolet Lacetti/Klan», госномер «№», под управлением ФИО, что подтверждается извещением о ДТП, оформленным без участия уполномоченных на это сотрудников полиции (л.д. 7).
Виновником дорожно-транспортного происшествия является Григорьев А.Ю.
Гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению автомобилем «Chevrolet Lacetti/Klan», госномер «№», застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ПАО «АСКО-Страхование», куда потерпевшая ФИО обратилась за выплатой страхового возмещения в порядке прямого возмещения. ПАО «АСКО-Страхование», признав случай страховым, выплатило ФИО страховое возмещение в размере 58000 рублей (л.д. 9-10).
Гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению автомобилем МАN», госномер «№», застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ПАО СК «Росгосстрах» на основании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца автомобиля - полис серия ККК №, страхователем является ООО «Тюменская Сервисная Компания», договор заключен в отношении неограниченного количества лиц (л.д. 12).
ПАО «АСКО-Страхование», как страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, предъявило требование к ПАО СК «Росгосстрах», как к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред в соответствии со ст. 14.1 Закона об ОСАГО.
ПАО СК «Росгосстрах» требование на сумму 58000 рублей оплатило, что подтверждается платежным поручением N 069046 от 12.11.2019 (л.д. 11).
Пунктом 7 статьи 14.1 Закона об ОСАГО установлено, что страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 названного Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
Таким образом, сумма убытков, выплаченная ПАО СК «Росгосстрах» в счет страхового возмещения ФИО, подлежит взысканию с лица, причинившего вред, только в случаях, предусмотренных статьей 14 названного Федерального закона.
В рассматриваемом случае, заявление о взыскании убытков ПАО СК «Росгосстрах» основывает на подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО - виновное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО (в редакции от 01.05.2019) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Согласно материалам дела, ответчиками в установленный законом срок копия извещения о дорожно-транспортном происшествии в ПАО «Росгосстрах» не была представлена. Доказательств обратного, ответчики суду не представили.
Однако как следует из абз. 3 подп. «а» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО утратил силу с 01 мая 2019 года.
Таким образом, учитывая, что спорные правоотношения между сторонами возникли после отмены права на регрессное требование по подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, правовых оснований для удовлетворения иска страховой компании суд не находит.
Доводы истца о том, что поскольку договор ОСАГО с ответчиком заключен до 01.05.2019, то на него распространяются положения Закона об ОСАГО, действовавшие в момент заключения договора, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Часть 2 указанной статьи определила, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 2 ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования является публичным и должен соответствовать Закону об ОСАГО, а также иным правовым актам, принятым в целях его реализации, действующим в момент заключения договора. Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» обязанность, предусмотренная пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, о необходимости направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, не отменена, таким образом условия договора в указанной части, названным Федеральным законом не изменялись.
Признание же Федеральным законом нормы подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, утратившей силу, не изменила обязательные для сторон правила, а лишь исключило ответственность водителя за не направление извещения о дорожно-транспортном происшествии в страховую компанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░