ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-431/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-154/2022 (УИД 24RS0002-01-2021-007040-81) по исковому заявлению Шабуровой Татьяны Фатеевны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, удержанного НДФЛ, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Шабуровой Татьяны Фатеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шабурова Татьяна Фатеевна (далее по тексту – Шабурова Т.Ф., истец) обратилась в Ачинский городской суд Красноярского края к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» (далее по тексту – КГБУЗ «Ачинская МРБ», ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованные отпуска за период с октября 2020 г. по февраль 2021 г. в общем размере 602 394,70 рублей, компенсации за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определениями Ачинского городского суда Красноярского края от 1 марта 2022 г., от 21 марта 2022 г., от 11 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Красноярского края, Фонд социального страхования Российской Федерации, Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Красноярскому краю.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 30 июня 2022 г. исковые требования Шабуровой Т.Ф. удовлетворены частично. С КГБУЗ «Ачинская МРБ» в пользу Шабуровой Т.Ф. взыскана задолженность по заработной плате в размере 188 713,86 рублей, компенсация за неиспользованные отпуска в размере 26 213,79 рублей, компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 63 101,81 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, всего 283 029,46 рублей. На КГБУЗ «Ачинская МРБ» возложена обязанность осуществить возврат Шабуровой Т.Ф. излишне удержанных в декабре 2020 г. сумм налога на доходы физических лиц в размере 7 211 рублей, в остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г. решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 июня 2022 г. в части взыскания с КГБУЗ «Ачинская МРБ» в пользу Шабуровой Т.Ф. задолженности по заработной плате в размере 188 713,86 рублей, компенсации за неиспользованные отпуска в размере 26 213,79 рублей, компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 63 101,81 рублей, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей изменено. С КГБУЗ «Ачинская МРБ» в пользу Шабуровой Т.Ф. взыскана недополученная заработная плата 2 578,46 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 428,19 рублей, компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы 1 442,89 рублей, компенсация морального вреда в размере 1 500 рублей и госпошлина в доход местного бюджета 700 рублей. Определено решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 июня 2022 г. к принудительному исполнению не обращать, считать исполненным. В остальной части решение оставлено без изменения.
Шабурова Т.Ф. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 октября 2020 г. КГБУЗ «Ачинская МРБ» с Шабуровой Т.Ф. заключен срочный трудовой договор № о приеме на работу по основному месту работы на должность медицинской сестры палатной (постовой) на 1 ставку на период выполнения работ до 2-х месяцев в инфекционное отделение Базового инфекционного госпиталя (СОVID-19) филиала № 1 КГБУЗ «Ачинская МРБ».
В этот же день 14 октября 2020 г. между сторонами был заключен срочный трудовой договор № о приеме на работу по внутреннему совместительству на должность медицинской сестры палатной (постовой) на 1 ставку на период выполнения работ до 2-х месяцев в инфекционное отделение Базового инфекционного госпиталя (COVID -19) филиала №1 КГБУЗ «Ачинская МРБ».
Трудовыми договорами от 14 октября 2020 г. №, № условия труда работника на рабочем месте определены как соответствующие классу 3,2 (пункты 1.7); режим рабочего времени установлен в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами (пункты 4.1 трудовых договоров); продолжительность рабочей недели составляет 36-часов (пункт 4.2 трудового договора №); характер работы сменный (пункт 4.2 трудового договора №); работнику предоставляются ежегодные основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительный отпуск - 14 календарных дней работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда (пункты 4.3, 4.4 трудовых договоров); за выполнение обязанностей предусмотренных трудовыми договорами работнику установлен должностной оклад в размере 5 574 рублей, выплаты компенсационного характера: районный коэффициент - 30 %, надбавка за стаж работы в южных районах Красноярского края - 30 %, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 15 %, выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в учреждении здравоохранения - 25%; работнику могут устанавливаться иные выплаты, предусмотренные Положением об оплате труда работников учреждения, коллективным договором, постановлениями Правительства Российской Федерации и Красноярского края (пункты 5.1 трудовых договоров)
Пунктом 3.3 коллективного договора КГБУЗ «Ачинская МРБ» установлено, что в связи с низкой укомплектованностью медицинским персоналом и для выполнения основной функции КГБУЗ «Ачинская МРБ» в подразделениях ведется суммированный учет рабочего времени при сменном графике работы с учетным периодом, составляющим год. При сменном графике работы допускается совместительство с оплатой за фактически отработанное время, при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1,0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период.
Приказом КГБУЗ «Ачинская МРБ» от 24 февраля 2021 г. № прекращено действие трудовых договоров с Шабуровой Т.Ф. по основной работе и внутреннему совместительству 2 марта 2021 г. по собственному желанию. .
С 6 марта 2021 г. Шабурова Т.Ф. выполняла работу в КГБУЗ «Ачинская МРБ» в должностях фельдшера скорой медицинской помощи по основному месту работы и по внутреннему совместительству на основании заключенных с ней трудовых договоров.
Шабурова Т.Ф., указав, что за время работы была вынуждена работать без соблюдения норм рабочего времени и времени отдыха в режиме работы сутки через сутки; работая по внутреннему совместительству она не давала работодателю согласия работать сверх нормы, поэтому часы отработанные по договору о внутреннем совместительстве подлежат оплате как сверхурочные часы; начисление заработной платы произведено ответчиком неверно по причине неверного определения нормы рабочего времени; оплата за работу в ночное время подлежала исчислению с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28 июня 2018 г. № 26-П, исходя из размера оклада и всех полагающихся стимулирующих выплат, входящих в состав заработной платы; выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 за работу ей полагались по двум договорам с начислением районного коэффициента в размере 30%, тогда как работодателем они были произведены с районным коэффициентом в размере 20%; в результате неверного начисления заработной платы выплаченные ей отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении определены неверно, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая требования о взыскании оплаты за сверхурочную работу, суд оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что Шабурова Т.Ф. осуществляла одновременно трудовую деятельность у ответчика на основании отдельных трудовых договоров с оплатой труда в соответствии со статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации, а установление компетентным органом государственной власти возможности работы по внутреннему совместительству для данной категории работников по аналогичной должности, профессии не противоречит нормам трудового законодательства, отнесение должностей, занимаемых истцом по основному трудовому договору и внутреннему совместительству, к опасным и вредным условиям труда, не влечет недействительность договоров о работе по внутреннему совместительству, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отработанных Шабуровой Т.Ф. часов по договорам внутреннего совместительства как сверхурочных часов, и отсутствии в отработанные месяцы декабрь 2020 г. и февраль 2021 г. сверхурочной работы, отметив, что в данные месяцы фактически отработанное время не превышало установленной для соответствующего месяца нормы рабочего времени по указанной ставке, тогда как в октябре 2020 г. по совместительству Шабуровой Т.Ф. отработано сверх нормы 24,8 час., в ноябре 2020 г. по основной работе отработано сверх нормы 0,75 часа, а в январе 2021 г. сверх нормы отработано 32 часа, в связи с чем суд произвел расчет сверхурочной работы в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, размер которой составил 3 322,25 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования Шабуровой Т.Ф. о взыскании заработной платы за работу в ночное время, суд сославшись на положения статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив расчетные листки, исходил из того, что Шабуровой Т.Ф. производились начисления за работу в ночное время в размере 100% от должностного оклада, рассчитанного за один час работы путем деления установленного истцу оклада на количество часов, установленной в соответствующем месяце нормы рабочего времени и умножения на количество ночных часов, задолженности по оплате работы истца в ночное время у ответчика не имеется.
Отклоняя доводы Шабуровой Т.Ф. о неверном определении работодателем для начисления заработной платы нормы рабочего времени в спорный период, в результате чего неправильно начислен оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, как по основной должности истца, так и по внутреннему совместительству в период работы в инфекционном госпитале, суд указал, что норма рабочего времени в октябре 2020 г. составляла 158,4 час., в ноябре 2020 г. – 143 час., в декабре 2020 г. 164,6 час., в январе 2021 г. – 108 час., в феврале 2021 г. – 135,8 час., из которых ответчиком произведено начисление всех выплат, заработная плата и все начисления в ней соответствуют требованиям законодательства.
Отклоняя доводы Шабуровой Т.Ф. о необходимости начисления за спорный период дополнительной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы, суд сославшись на пункт 4.5 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Ачинская МРБ», в котором предусмотрена персональная выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% оклада, устанавливаемая конкретному работнику на период не более трех месяцев при исполнении работником своих функциональных обязанностей в условиях, существенно отличающихся от нормальных (особый режим, тяжесть, сложность, повышенные требования к качеству работы), назначаемая в каждом конкретном случае руководителем учреждения, отсутствие такого условия в трудовых договорах, отсутствие приказов о назначении Шабуровой Т.Ф. таких выплат в спорный период, указал на отсутствие оснований для начисления истцу таких выплат в заявленные месяцы, отметив, что более продолжительная работа истца в определенные месяцы не свидетельствует о безусловном праве истца на получение данных выплат помимо воли работодателя.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании недоначисленной ответчиком доплаты за наличие у Шабуровой Т.Ф. первой квалификационной категории и, как следствие, неверном начислении иных выплат, зависящих от размера оклада, суд приняв во внимание положения пункта 2.3 Положения об оплате труда работников учреждения, согласно которому оклады медицинских работников учреждения увеличиваются при условии наличия квалификационной категории, в том числе для средних медицинских работников, имеющих первую квалификационную категорию оклад увеличивается на 1,21, пункта 2.4 Положения, согласно которому начисление выплаты компенсационного характера и персональных стимулирующих выплат установленных медицинским, фармацевтическим работникам учреждения осуществляется от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы без учета их увеличения, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Положения, исходил из того, что при наличии у сотрудника первой квалификационной категории подлежит доплата в размере 21 % от размера оклада, при этом работодателем в своих локальных актах определен порядок оплаты в данном случае иных персональных стимулирующих выплат - исключительно исходя из размера должностного оклада для должности, которую занимает работник, истцу начисление данных выплат не производилось, поскольку в соответствии с приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 7 марта 2017 г. № 34А Шабуровой Т.Ф. как фельдшеру скорой медицинской помощи была присвоена первая квалификационная категория по специальности «скорая и неотложная помощь», квалификационной категории по специальности «сестринское дело» у нее не имеется.
Отклоняя доводы Шабуровой Т.Ф. о снижении работодателем стимулирующих выплат, суд сославшись на Положение об оплате труда работников учреждения, которым предусмотрено, что выплаты конкретному работнику учреждения устанавливаются ежеквартально за квартал, следующий за кварталом, в котором производилась оценка работы в баллах, либо ежемесячно за месяц, следующий за месяцем, в котором производилась оценка работы в баллах по итогам работы в отчетном периоде, в зависимости от периодичности оценки, стимулирующие выплаты работникам учреждения, замещающим соответствующие должности по внутреннему совместительству осуществляются за фактически отработанное время и выполнение установленных функций, но не более, чем на 0,5 ставки и только по решению комиссии, исходил из того, что количество установленных непосредственно Шабуровой Т.Ф. решениями комиссий баллов, а также размер ежемесячно определяемой стоимости баллов, истцом и ее представителями не оспаривалось, из представленных расчетных листков следует, что Шабуровой Т.Ф. производилось начисление стимулирующих выплат пропорционально отработанному времени, при этом размер стимулирующих выплат по внутреннему совместительству рассчитан согласно установленному Положением об оплате труда работников учреждения порядку, который не противоречит действующему трудовому законодательству, а расчет истца произведен исходя из неверно определенного количества присвоенных баллов при отработанной пропорции времени.
Доводы Шабуровой Т.Ф. о необходимости начисления стимулирующих выплат ежемесячно как по основному договору, так и по внутреннему совместительству независимо от отработанного в соответствующем месяце времени и независимо от вида заключенного договора (основного либо по внутреннему совместительству), суд счел противоречащими Положению об оплате труда работников учреждения и правовой природе стимулирующих выплат.
Разрешая требование о взыскании недоначисленной заработной платы за работу в праздничные дни, суд, руководствуясь положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2018 г. № 26-П, исходил из того, что положениями части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, помимо дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы, подлежат выплате все компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 26-П также не содержится указаний на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), основой для исчисления доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни является согласованный сторонами в трудовом договоре оклад, произведенный истцом расчет задолженности по заработной плате за работу в выходной и нерабочий праздничный день исходя из минимального размера оплаты труда и удвоенного размера компенсационных выплат основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Из табелей учета рабочего времени и расчетных листков судом установлено, что 4 ноября 2020 г. Шабурова Т.Ф. не работала, была нетрудоспособна, а оплата за праздничные дни января и февраля 2021 г. происходила в пределах нормы рабочего времени этого месяца и оплачена в большем размере, задолженности не имеется.
Разрешая требования о взыскании выплат компенсационного характера, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 и от 12 апреля 2020 г. № 484, суд указал, что они осуществлялись исключительно за счет средств федерального бюджета, органами государственной власти субъекта Российской Федерации не принимались нормативные правовые акты о дополнительных выплатах за счет средств краевого бюджета в части погашения сумм районного коэффициента в повышенном размере, в связи с чем оснований для применения к указанным выплатам районного коэффициента 1,3 не имеется, поскольку расчет должен производиться с учетом установленного органами государственной власти районного коэффициента к заработной плате в г. Ачинске - 1,2.
Судом по результатам оценки имеющихся в деле доказательств установлено, что за октябрь 2020 г. задолженность составляет 41 691,73 рублей, за ноябрь – 22,54 рублей, за декабрь 2020 г. - 30 291,59 рублей, за январь 2021 г. – 70 758,30 рублей, за февраль 2021 г. - 45 949,70 рублей, всего в размере 188 713,86 рублей.
Доводы Шабуровой Т.Ф. о том, что стимулирующие выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 и по приказу Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009 г. № 521-орг ответчиком начислялись только по основной ставке, суд отклонил как противоречащие материалам дела, поскольку согласно расчетным листкам начисление выплат производилось на суммарное количество отработанных в инфекционном госпитале в соответствующий месяц часов по основной должности и совместительству, что в расчетном листке до января 2021 г. включительно отражалось работодателем одной строкой в разделе начислений за работу по основной должности.
Признавая несостоятельными доводы Шабуровой Т.Ф. о начислении выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 за работу в инфекционном отделении одновременно по основному трудовому договору и договору по внутреннему совместительству, суд указал, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ по указанному постановлению являются единовременными, получить стимулирующие выплаты можно только у одного работодателя, по одному трудовому договору, один раз в месяц в полном размере (новая редакция пункта 11 Правил № 484, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 г. №784), следовательно, даже если медработник трудится в медицинской организации на условиях внутреннего совместительства, то за каждый месяц ему полагается только одна стимулирующая выплата, которая может быть выплачена или по основной работе, или по совместительству.
С учетом установленных обстоятельств, суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в общем размере 188 713,86 рублей, произвел перерасчет компенсации за неиспользованные отпуска при прекращении трудового договора по основному месту работы и по совместительству, размер которой составил 26 213,79 рублей, а также компенсацию на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплаты заработной платы в размере 63 101,81 рублей.
Установив, что с суммы начисленных Шабуровой Т.Ф. стимулирующих выплат по приказу Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009 г. № 521-орг были удержаны соответствующие суммы НДФЛ в размере 13%, однако в силу требований пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации доходы в виде дополнительных (повышенных) выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации налогоплательщикам, относящимся к лицам, указанным в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 415, а также в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 681, не подлежат налогообложению, суд пришел к выводу, что КГБУЗ «Ачинская МРБ» излишне исчислен и удержан с произведенных истцу выплат по приказу Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009 г. № 521-орг НДФЛ за ноябрь, декабрь 2020 г. в размере 7 211 рублей и в соответствии с подпунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации возложил на КГБУЗ «Ачинская МРБ» обязанность осуществить возврат Шабуровой Т.Ф. излишне удержанных сумм НДФЛ в общем размере 7 211 рублей.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав Шабуровой Т.Ф., суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что определяя количество часов отработанных сверхурочно, суд исходил из месячной нормы часов по основному месту работы, но при этом не принял во внимание, что для Шабуровой Т.Ф. установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год, и для определения количества часов отработанных сверхурочно, должен был исходить из количества часов в учетном периоде. Поскольку Шабурова Т.Ф. в 2020 г. отработала менее трех месяцев с 14 октября по 31 декабря 2020 г. включительно, суду следовало установить норму часов за указанный период и сравнить ее с фактически отработанными часами.
Суд апелляционной инстанции определив согласно производственному календарю норму рабочего времени в октябре 2020 г. при 36 часовой рабочей неделе с учетом даты приема Шабуровой Т.Ф. на работу, которая составила 93,6 часов, в ноябре - 143 часа, в декабре -164,6 часа, соответственно нормальное количество часов за учетный период должно было составить 401,2 часа, тогда как Шабуровой Т.Ф. фактически по совместительству было отработано 273,8 часа, пришел к выводу, что Шабурова Т.Ф. не выработала нормальную продолжительность рабочего времени при работе по совместительству и ответчик обоснованно начислил ей заработную плату за фактически отработанные часы в однократном размере. В январе 2021 г. норма часов по производственному календарю при 36-ти часовой рабочей неделе составила 108 часов, в феврале 2021 г. - 135,8 часа, всего 243,8 часа, фактически Шабуровой Т.Ф. было отработано 212,2 часа (в январе - 140 часов, в феврале - 72,2 часов), переработки не имелось, в связи с чем суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части взыскания в пользу Шабуровой Т.Ф. заработной платы за работу сверхустановленной продолжительности рабочего времени.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии задолженности по заработной плате у ответчика перед Шабуровой Т.Ф. за октябрь, декабрь 2020 г., январь, февраль 2021 г.
Установив, что на основании приказа от 24 февраля 2021 г. № трудовые отношения между сторонами были прекращены в связи с увольнением Шабуровой Т.Ф. была начислена компенсация за дни неиспользованного отпуска (21 день) по основному месту работы и 21 день по внутреннему совместительству в общем размере 103 169,85 рублей, из которых 86 174,76 рублей по основному месту работы и 16 995,09 рублей по внутреннему совместительству, при удовлетворении требования Шабуровой Т.Ф. о взыскании недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск суд ошибочно не включил суммы стимулирующих выплат в состав заработка для исчисления среднедневного заработка и соответственно суммы компенсации в целом, суд апелляционной инстанции произвел перерасчет компенсации за дни неиспользованного отпуска и пришел к выводу, что размер недополученной компенсации составит 428,19 рублей.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общая сумма компенсации на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику от работодателя на день принятия решения судом, составляет 1 442,89 рубля, в связи с чем изменил решение суда в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласившись с выводами суда о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, вместе с тем приняв во внимание, что сумма задолженности по заработной плате составила 2 578,46 рублей, сумма недополученной компенсации за дни неиспользованного отпуска составила 428,19 рублей, основная сумма заработной платы была выплачена Шабуровой Т.Ф., ответчик допустил незначительное нарушение сроков выплаты заработной платы, счел размер компенсации морального вреда определенный судом не соответствующим требованиям разумности, справедливости, а также степени и характеру допущенных ответчиком нарушений трудовых прав Шабуровой Т.Ф. и снизил его размер до 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результата рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции изменил размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Установив из представленных ответчиком платежных поручений от 11 января 2023 г., что во исполнение решения Ачинского городского суда Красноярского края от 30 июня 2022 г. ответчиком в счет погашения образовавшейся задолженности было перечислено Шабуровой Т.Ф. 214 927,65 рублей, 63 101,81 рублей, и 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда, с учетом изменений внесенных апелляционным определением в решение суда, и значительного уменьшения подлежащих взысканию с ответчика сумм, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о фактическом исполнении решении суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (часть 2 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 2 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации)
Частью 1 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 2 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3 статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые действовали до 1 ноября 2020 г., утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762.
В силу пункта 10 данных Правил указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат. Подпунктом «з» указанного пункта установлено, что размер выплат среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, должен состав 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в пункте 11 которых предусмотрено, что выплаты стимулирующего характер осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Приказом Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009 г. № 521-орг утверждены виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (Приложение № 1 к приказу).
Пунктом 8.3 видов, условий, размеров и порядка выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, который утратил силу приказом Минздрава Красноярского края от 5 апреля 2021 г. № 22-н, было предусмотрено, что выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах: младшему медицинскому работнику, иному работнику, обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, из числа работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь в условиях стационара в размере 18 750 рублей.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом, предоставлялась в период с марта 2020 г. по март 2021 г. и осуществлялась с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями (в ред. приказов министерства здравоохранения Красноярского края от 13 июля 2020 г. № 23-н, от 31 июля 2020 г. № 27-н, от 9 октября 2020 г. № 41-н, от 30 октября 2020 г. № 51-н, от 25 ноября 2020 г. № 59-н, от 20 января 2021 г. № 4-н).
Данная выплата предоставлялась работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью (в ред. приказа Минздрава Красноярского края от 31 июля 2020 г. № 27-н).
В силу пункта 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом Трудовым кодексом Российской Федерации иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительно рабочего времени для других категорий работников, в том числе медицинских работник (пункт 5 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 94 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительно ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специально продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Разделом IV Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена для медицинских работников, в том числе среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно оказывающих медицинскую помощь и обслуживающих больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах, кабинетах организаций здравоохранения (приложение № 1 к указанному постановлению).
Согласно части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 3 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» медицинским работникам предоставлено право на осуществление работы по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Как следует из содержания абзаца 4 подпункта «б» пункта 1 вышеуказанного постановления продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» установлено, что особенности рабо░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 285 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2017 ░. № ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░