Дело № 92RS0001-01-2021-001039-44
Производство № 12-264/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
10 июня 2021 года Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Зарудняк Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балаклавского районного суда города Севастополя жалобу Фоминой О. А. на постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. № 407/11/2020-ф от 09 декабря 2020 года Фомина О.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Фомина О.А. посредством почтовой связи 20 апреля 2021 года подала жалобу об отмене постановления должностного лица, а также ходатайство о восстановлении срока на его обжалование, в обоснование которых указывает на ненадлежащее извещение её о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела по существу. В частности, указывает, что административным органом извещалась по адресу, с регистрационного учёта по которому была снята 19 февраля 2019 года, а поскольку события инкриминируемого ей правонарушения имели место в 2020 году, следовательно, не могла знать о проводимых Севприроднадзором проверках, составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении. О назначении штрафа заявителю стало известно в марте 2021 года от судебных приставов ФССП России по городу Севастополю. При таком положении полагает, что административным органом были нарушены её права на защиту, а поэтому обжалуемое постановление нельзя признать законным.
Истребованные материалы дела поступили в Балаклавский районный суд города Севастополя 23 апреля 2021 года.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – Фомина О.А., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, подала заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Фоминой О.А.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлён надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Разрешая ходатайство Фоминой О.А. о восстановлении срока на обжалование постановления, суд приходит к выводу о том, что указанный срок подлежит восстановлению по следующим основаниям.
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трёх дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
Согласно материалам дела, копия оспариваемого постановления от 09 декабря 2020 года направлена Фоминой О.А. заказным письмом с почтовым идентификатором № по адресу: город Севастополь, <адрес>, и, согласно почтовому конверту, возвращена отправителю 19 декабря 2020 года.
Вместе с тем, согласно паспортных данных Фоминой О.А., последняя 19 февраля 2019 года снята с регистрационного учёта по адресу: город Севастополь, <адрес>, и поставлена на регистрационный учёт по адресу: город Севастополь, <адрес>. Однако по указанному адресу Фоминой О.А. копия оспариваемого постановления не направлялась.
Таким образом, с учётом доводов, приведённых в ходатайстве о восстановлении срока на обжалование постановления, а также с учётом положений части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, согласно которым, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, а также норм действующего законодательства, которые устанавливают обязанность органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, прихожу к выводу о том, что указанные обстоятельства являются уважительной причиной пропуска срока обжалования, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению, а жалоба – рассмотрению по существу.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов, а также дополнительно представленных суду документов законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Анализ вышеприведённых положений закона позволяет сделать вывод, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По настоящему делу об административном правонарушении, положения указанных норм должностным лицом, составившим протокол, соблюдены не были, а при таких обстоятельствах привлечение Фоминой О.А. к административной ответственности является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Так, согласно данных паспорта на имя Фоминой О.А., находящихся на страницах «место жительства», Фомина О.А. 19 февраля 2019 года снята с регистрационного учёта по адресу: город Севастополь, <адрес>, и поставлена на регистрационный учёт по адресу: город Севастополь, <адрес>.
В представленных в суд материалах дела отсутствуют данные об извещении Фоминой О.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 11 ноября 2020 года по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ по адресу: город Севастополь, <адрес>, то есть по действительному адресу проживания (регистрации) лица. Имеющееся в деле уведомление от 19 октября 2020 года о необходимости явки 11 ноября 2020 года для составления протокола, которое направлено Фоминой О.А. по адресу: город Севастополь, <адрес>, а также почтовый конверт, на котором имеются данные об истечении срока хранения этой корреспонденции и возврате в Севприроднадзор уведомления 30 октября 2020 года, не свидетельствует о надлежащем извещении Фоминой О.А. о составлении протокола, поскольку по указанному адресу Фомина О.А. с 19 февраля 2019 года не зарегистрирована и не проживает.
При этом доводы Фоминой О.А., изложенные в жалобе, о том, что указанный протокол был составлен в отношении неё в отсутствие данных о надлежащем извещении о месте и времени его составления, материалами дела не опровергнуты.
При таких обстоятельствах Фомина О.А. не является надлежаще извещённой о составлении протокола 11 ноября 2020 года.
Допущенные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении (постановление Верховного Суда Российской Федерации № 29-АД18-4 от 24 декабря 2018 года).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения требований, предусмотренных статьёй 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Фоминой О.А. на защиту.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Фоминой О.А. без надлежащего извещения, он не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку со стороны должностного лица были допущены существенные нарушения процессуальных норм при его составлении и не соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу части 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
Между тем, материалы дела не содержат данных о направлении Фоминой О.А. копии протокола об административном правонарушении от 09 декабря 2020 года по адресу её места жительства (регистрации), в связи с чем, доводы заявителя в этой части признаются обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
Кроме того, статьёй 29.7 КоАП РФ регламентирован порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которого, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Вместе с тем, те обстоятельства, что Фомина О.А. надлежаще не извещена о месте и времени рассмотрения дела, не было предметом выяснения при рассмотрении настоящего дела в Главном управлении природных ресурсов и экологии Севастополя, хотя законом предусмотрена обязанность административного органа выяснить вопрос о получении такой информации в целях соблюдения необходимых процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В представленных в суд материалах дела отсутствуют данные об извещении Фоминой О.А. о времени и месте рассмотрения дела 09 декабря 2020 года по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ по адресу: город Севастополь, <адрес>, то есть по действительному адресу проживания (регистрации) лица. Имеющееся в деле определение от 11 ноября 2020 года о назначении времени и места рассмотрения дела, которое направлено Фоминой О.А. по адресу: город Севастополь, <адрес>, а также отчёт об отслеживании отправления, в котором имеются данные об истечении 24 ноября 2020 года срока хранения этой корреспонденции, не свидетельствует о надлежащем извещении Фоминой О.А., поскольку по указанному адресу Фомина О.А. с 19 февраля 2019 года не зарегистрирована и не проживает.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Поскольку порядок привлечения Фоминой О.А. к административной ответственности был нарушен, её право на защиту при производстве по делу об административном правонарушении не реализовано, что является существенным нарушением, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, то постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. № 407/11/2020-ф от 09 декабря 2020 года, которым Фомина О. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3.000 рублей, отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Н.Н. Зарудняк