Решение по делу № 2а-3799/2019 от 25.04.2019

Дело 2а-3799/2019

22RS0068-01-2019-003664-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

Судьи     Кайгородовой О.Ю.

при секретаре     Прилуцкой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зяблицкого Дмитрия Васильевича к Комитету по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула об оспаривании отказа в переводе земельного участка из категории земли специального назначения в категорию земли населенных пунктов, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Зяблицкий Д.В. обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером категории: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования: для эксплуатации насосной станции, расположенного по адресу: по адресу .... 15.09.2017 Зяблицкий Д.В. обратился в комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула (далее - Комитет) с заявлением о переводе спорного земельного участка в земли населенных пунктов.

В связи с тем, что Комитетом не было рассмотрено в установленном законом порядке заявление Зяблицкого Д.В. он обратился в Центральный районный суд г.Барнаула с требованиями о признании незаконным бездействие Комитета по нерассмотрению заявления. Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 01.11.2018 года требования Зяблицкого Д.В. были удовлетворены. При повторном рассмотрении заявления Комитетом 05.04.2019 года принят Акт об отказе в переводе земельного участка, принадлежащего Зяблицкому Д.В. из категории земли промышленности в категорию земли населенных пунктов.

Полагает данный Акт незаконным, в связи, с чем обратился в суд с настоящим административным иском. Просит признать незаконными действия Комитета, выразившиеся в отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 22:61:030401:17 из категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земли населенных пунктов.

Обязать Комитет повторно рассмотреть вопрос о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земли населенных пунктов.

В судебное заседание административный истец Зяблицкий Д.В. не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного истца Лазарев В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, с учетом дополнительных пояснений. Полагал, что почвенный слой земельного участка не нарушен, не загрязнён, на нем отсутствуют строения, подлежащие сносу, в связи, с чем оснований для предоставления проекта рекультивации земель не требуется, в рекультивации земельный участок не нуждается, ссылка в оспариваемом отказе на необходимость предоставления проекта рекультивации земли является необоснованной.

Также необоснованной является утверждение Комета, изложенное в оспариваемом отказе о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования, каковым в г.Барнауле является Генеральный план.

Представитель ответчика Копыленко К.В. в судебном заседании полагала административные исковые требования не подлежащим удовлетворение, вынесенный Акт об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую законным и обоснованным. Пояснила, что на земельном участке расположена насосная станция, при этом вид разрешенного использования земельного участка в поданном в Комитет заявлении Зяблицкого Д.В. от 15.09.2017 года указан «для размещения объектов рекреационного назначения», что предполагает снос здания насосной станции, следовательно, необходим проект рекультивации земель.

Испрашиваемый вид целевого назначения земельного участка, указанный в заявлении Зяблицкого Д.В. не соответствует документам территориального планирования, поскольку согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 года № 834 спорный земельный участок расположен в зоне ИТ2 – зона инженерных сооружений. Следовательно, в данной зоне не могут размещаться объекты рекреационного назначения. При рассмотрении заявления, Комитет исходит из данных, указанных в заявлении, поскольку Зяблицкий Д.В. указал в заявлении вид разрешенного использования – для размещения объектов рекреационного назначения» Комитет рассматривал заявление именно исходя из заявленного вида разрешенного использования.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание явились, извещены.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Зяблицкий Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером категории: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования: для эксплуатации насосной станции, расположенного по адресу: по адресу ..... 15.09.2017 Зяблицкий Д.В. обратился в комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула с заявлением о переводе спорного земельного участка в земли населенных пунктов.

Письмом от 13.10.2017 Комитет сообщил, что обращение Зяблицкого Д.В. рассмотрено на заседании комиссии по землепользованию и застройке, которой было рекомендовано направить предложение об изменении категории в ОАО Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», с которым Комитетом заключен контракт на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта Генерального плана г.Барнаула.

Не согласившись с данным ответом Зяблицкий Д.В. обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействие Комитета, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Зяблицкого Д.В. от 15.09.2017 года.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 02.04.2018 года административное исковое заявление Зяблицкого Дмитрия Васильевича удовлетворено. Признано незаконным бездействие комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Зяблицкого Дмитрия Васильевича от 15.09.2017 в части перевода земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: .... из категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в категорию «земли населенных пунктов».

Возложена на комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула обязанность рассмотреть по существу заявление Зяблицкого Дмитрия Васильевича от 15.09.2017 в части перевода земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .... из категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в категорию «земли населенных пунктов».

Рассмотрев, во исполнение решения суда, заявление Зяблицкого Д.В., Комитетом 05.04.2019 года принят Акт об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером

Основанием к отказу указано не представление обоснования соблюдения ч.2 ст. 9 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с которой перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строения, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утверждённого проекта рекультивации земель.

Вторым основанием для отказа указано на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования.

    Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти, которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с предписаниями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4).

Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (далее - Правила), являются муниципальным правовым актом города Барнаула, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края и иными правовыми актами с целью создания условий для устойчивого развития территории города Барнаула, сохранения окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила распространяются на все, расположенные на территории города Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статей 58, 59 Правил землепользования карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ города Барнаула и границ территориальных зон (приложение 1).

Согласно статей 50, 51 Правил землепользования на карте градостроительного зонирования территории выделены следующие виды территориальных зон, в частности ИТ 2 - зона инженерных сооружений, а также границы территориальных зон, которые могут устанавливаться по границе городского округа - города Барнаула Алтайского края; границам населенных пунктов; красным линиям; границам зон с особыми условиями использования территорий; границам земельных участков; естественным границам природных объектов; иным границам.

В соответствии с Правилами землепользования земельный участок расположенный по адресу .... расположен в территориальной зоне ИТ-2 – зона инженерных сооружений /л.д.83/.

В соответствии со статьей 82 Правил землепользования градостроительный регламент территориальной зоны ИТ-2 не допускает использование земельных участков для размещения объектов рекреационного назначения.

Орган муниципальной власти, осуществляя правоприменительную деятельность и руководствуясь утвержденной документацией градостроительного зонирования, руководствуясь п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правомерно отказал в изменении категории земель, на которых расположен земельный участок по адресу ....

Действительно, согласно сведений Генерального плана /л.д.84/ земельный участок по адресу .... отнесен к землям населенных пунктов.

Вместе с тем, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Между тем, Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, административным истцом не оспорены в установленном законом порядке.

При этом, генеральный план, являясь проектным документом, определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, устанавливаются правилами землепользования и застройки, и следовательно, ими должен руководствоваться уполномоченный орган при решении конкретных вопросов землепользования.

Таким образом, учитывая, что при решении вопроса о возможности перевода земли из одной категорию в другую уполномоченный орган обязан учитывать требования градостроительных регламентов и руководствоваться действующими правилами землепользования и застройки, отказ административного ответчика в переводе земель из одной категории в другую по причине его расположения в территориальной зоне инженерных сооружений, при заявленном виде разрешенного использования – для размещения объектов рекреационного назначения, является законным и принят в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения.

Доводы представителя административного истца о том, что Зяблицкий Д.В. вправе сам определять вид разрешенного использования земельного участка и имеет право изменить его в любое время без согласования с ответчиком, суд отклоняет, соглашаясь с доводами ответчика по делу, о том, что решение о возможности перевода земли из одной категорию в другую принималось с учетом заявленного самим Зяблицким Д.В. вида разрешенного использования земельного участка, указанного в заявлении.

При определении иного вида разрешенного использования Зяблицкий Д.В. не лишен возможности вновь обратиться в Комитет с заявлением о переводе земли из одной категории в другую, указав иной выбранный им вид разрешенного использования земельного участка, с учетом которого Комитетом будет рассмотрено заявление и принято решение.

При этом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что у Комитета, при рассмотрении заявления Зяблицкого Д.В. от 15.09.2017 года не имелось оснований предполагать, что расположенная на земельной участке по адресу .... насосная станция подлежит сносу, в связи с чем требуется проект рекультивации земель.

Вместе с тем, поскольку одним из оснований отказа явилось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования, отказ по этому основанию судом признан правомерным, в целом Акт об отказе в переводе земельного участка от 05.04.2019 года и действия по его вынесению являются законными.

С учетом изложенного заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Зяблицкого Дмитрия Васильевича оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья О.Ю. Кайгородова

2а-3799/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Зяблицкий Дмитрий Васильевич
Ответчики
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула
Другие
Администрация г. Барнаула
Управление Росреестра по АК
Лазарев Виктор Вячеславович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее