Дело № 2а-1618/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Токуновой Ж.С.,
с участием административных истцов Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г.,
административного ответчика, представителя административного ответчика
Смирнова О.А.,
представителя заинтересованного лица Бауэр И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском административное дело по административному иску Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г. обратились в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности.
В обоснование требований указывают, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора найма служебного жилого помещения Краснопер С.С. на состав семьи на период трудовых отношений с Администрацией Марковского сельского поселения предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>. Указанное помещение включено в специализированный жилищный фонд и введено в разряд служебных жилых помещений. Постановлением Администрации Марковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № жилое помещение безвозмездно передано административным истцам в собственность. При обращении Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г. к административному ответчику с целью оформления регистрации права собственности на указанную квартиру, был получен отказ, поскольку жилое помещение отнесено к разряду служебных, и не подлежит приватизации.
Полагают, что отказ государственного регистратора Смирнова О.А. незаконен. Просят признать отказ от ДД.ММ.ГГГГ. в регистрации права общей долевой собственности незаконным, возложить обязанность произвести регистрацию перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административные истцы Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г. настаивали на требованиях административного иска, приводили доводы, изложенные в заявлении.
Административный ответчик, представитель административного ответчика Смирнова О.А. пояснила, что административные истцы обратились в Чайковский отдел Управления Росреестра с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, представили договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. № и постановление Администрации Марковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. №. В силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Из договора найма от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что спорное жилое помещение отнесено к разряду служебных. С целью уточнения данных в Администрацию Марковского сельского поселения был направлен запрос относится ли жилое помещение к служебным. Государственная регистрация прав была приостановлена по решению государственного регистратора с ДД.ММ.ГГГГ. сроком на 3 месяца, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.. В поступившем ответе информация об отношении заявленного объекта недвижимости к жилому фонду социального обслуживания, либо жилищному фонду стационарных учреждений соцзащиты не отражена. В регистрации права отказано, т.к. жилое помещение не относится к жилищному фонду социального использования либо жилищному фонду стационарных учреждений социальной защиты населения. Полагает, что для передачи жилого помещения в собственность, оно не должно быть отнесено к специализированному фонду.
Представитель заинтересованного лица Администрации Марковского сельского поселения Бауэр И.В. приводила доводы, изложенные в письменных пояснениях по административному иску. Указала, что спорное жилое помещение находилось в федеральной собственности, было закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Чайковскмя КЭЧ района», передано в муниципальную собственность Марковского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ. предоставлено Краснопер С.С. в связи с трудовыми отношениями на состав семьи 3 человека. Административные истцы обратились в Администрацию Марковского сельского поселения с заявлением о приватизации занимаемого ими жилого помещения в общую долевую собственность. Учитывая, что семья Краснопер С.С. постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. №, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., признана нуждающейся в жилом помещении, право на приватизацию ранее не использовала. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № принято решение о безвозмездной передаче служебного жилого помещения в общую долевую собственность административным истцам. Указанное постановление, договор о безвозмездной передаче жилого помещения, копия заявления с приложением документов были выданы Краснопер С.С. для регистрации права собственности. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Администрации поступил запрос Росреестра о том, относится ли указанное жилое помещение к разряду служебных. ДД.ММ.ГГГГ. Росреестру был дан ответ с пояснениями и просьбой о регистрации права общей долевой собственности за административными истцамиДД.ММ.ГГГГ. государственный регистратор Росреестра Смирнова О.А. отказала Краснопер С.С. и членам его семьи в регистрации права собственности на спорную квартиру, поскольку представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона (п.п. 14 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости). Ранее Администрация принимала решения о безвозмездной передаче (приватизации) служебных жилых помещений в собственность граждан. Полагают, что отказ в регистрации права собственности вынесен незаконно, нарушает права административных истцов (л.д. 48-51).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ч.1 ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ, установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административными истцами не пропущен (ст. 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует:
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Администрации Марковского сельского поселения № жилое помещение – двухкомнатная <адрес> включена в специализированный жилищный фонд, правообладателем является МО «Марковское сельское поселение», о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. и выписка из ЕГРП. Ограничений и обременений не зарегистрировано (л.д. 7,10,24-26).
ДД.ММ.ГГГГ. между МО «Марковское сельское поселение» и Краснопер С.С. заключен договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение - <адрес>. Жилое помещение предоставлено в связи с наличием трудовых отношений (л.д. 8-9).
ДД.ММ.ГГГГ. между МО «Марковское сельское поселение» и Краснопер С.С. заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11).
С ДД.ММ.ГГГГ. Краснопер С.С., члены его семьи – Краснопер Ю.Г., несовершеннолетняя Краснопер В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ., справок ООО «ИРЦ «Регион-Строй» № от ДД.ММ.ГГГГ., состоят на регистрационном учете по адресу <адрес> (л.д. 18,21-23).
ДД.ММ.ГГГГ. семья Краснопер С.С. признана нуждающимися в жилых помещениях и принята на учет нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 30.11.2016г. (л.д. 58-59).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Марковского сельского поселения № принято решение о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г., Краснопер В.С. (л.д. 19)
ДД.ММ.ГГГГ. между МО «Марковское сельское поселение» и Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г., действующей в интересах себя и несовершеннолетней Краснопер В.С., заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения (квартиры) в собственность граждан (л.д. 20)
ДД.ММ.ГГГГ. Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г., Краснопер В.С. обратились в Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на спорный объект недвижимости (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ. государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Смирнова О.А. государственная регистрация приостановлена по ДД.ММ.ГГГГ., о чем вынесено уведомление, направленное административным истцам по месту регистрации. Основанием к приостановлению государственной регистрации права явился факт отнесения спорной квартиры к разряду служебных жилых помещений (л.д. 28).
ДД.ММ.ГГГГ. на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Администрацией Марковского сельского поселения направлен ответ со ссылкой на абз. 2 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», о том, что в отношении Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г., Краснопер В.С. принято решение собственником о передаче жилого помещения в собственность (л.д. 57).
Государственным регистратором Смирнова О.А. принято решение об отказе в государственной регистрации права на жилое помещение - <адрес>, поскольку ответ не содержит информацию об отношении заявленного объекта к жилищному фонду социального использования либо жилищному фонду стационарных учреждений социальной защиты со ссылкой на ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (л.д. 29-30).
Административные истцы указывают на незаконность отказа административного ответчика в государственной регистрации права собственности.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ч. 2).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Непредставление для государственной регистрации прав документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации, является основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации в соответствии (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Основаниями для государственной регистрации прав согласно п. 1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации недвижимости» являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Спорное жилое помещение - <адрес>, ранее являлось частью государственного жилищного фонда, находилась в оперативном управлении ФГУ «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
В порядке исполнения приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Марковское сельское поселение» Чайковского муниципального района Пермского края спорный объект недвижимости передан в муниципальную собственность (л.д. 52-55).
Право собственности муниципального образования «Марковское сельское поселение» на спорное жилое помещение здание зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно справке Администрации Марковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., жилое помещение не может использоваться жилым фондом социального использования, т.к. находится в многоквартирном жилом доме и не является наемным домом социального использования.
Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, положение части второй статьи 4 названного закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 г. № 18-КГ17-76).
Таким образом, из смысла заложенного в части второй статьи 4 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", следует, что не смотря на отнесения жилого помещения к служебным, принятие решения о передаче жилого помещения в собственность граждан принадлежит собственнику. Критерии и условия приватизации служебных жилых помещений федеральным законодательством не регулируются. Для отчуждения имущества необходимо волеизъявление собственника, в противном случае это ограничивает его право распоряжаться им по своему усмотрению.
Административным ответчиком отказано в регистрации права лишь на том основании, что жилое помещение отнесено к служебным и в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» приватизации не подлежат. В судебном заседании административный ответчик ссылался на судебную практику об отказе в приватизации служебного жилья по искам граждан, желающих приобрести его в собственность. Также полагала, что жилое помещение должно быть исключено из числа служебных, переведено в фонд социального использования, либо отнесено к жилищному фонду стационарных учреждений социальной защиты. Других оснований для отказа не указывалось, административными истцами не обжалуется, поэтому не является предметом судебного разбирательства.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в государственной регистрации права, административный ответчик не учел, что в силу абз. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» собственник вправе принять соответствующее решение о передаче служебного жилого помещения в собственность граждан. Как установлено в судебном заседании, такое решение собственником – Администрацией Марковского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края было принято, представлено административному ответчику вместе с заявлением о регистрации права. Более того, на основании запроса государственного регистратора, собственник подтвердил, что решение о безвозмездной передаче им принималось, и указал, что действовал в рамках своих полномочий, предоставленных им законом, просил произвести государственную регистрацию права (л.д. 57).
Отказ административного ответчика основан на неверном понимании закона. Часть первая статьи 4 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ограничивает права граждан, желающих приобрести служебные жилые помещения в собственность бесплатно, а не собственника, поскольку частью второй рассматриваемой нормы закона право на принятие решения о приватизации служебных жилых помещений ему предоставлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, оценивая доводы административных истцов, административного ответчика, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует требованиям закона, препятствует административным истцам осуществить регистрацию права, в связи с чем имеются основания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для частичного удовлетворения заявленных требований.
При этом, признавая обоснованным административный иск в части признания незаконным решения государственного органа, суд не вправе обязать административного ответчика осуществить регистрацию, поскольку не вправе подменять компетенцию уполномоченного на то государственного органа. Суд считает необходимым восстановить нарушенное право административных истцом, возложив обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотрев их заявление о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости с учетом требований закона..
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление Краснопер С.С., Краснопер Ю.Г., Краснопер В.С. от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья