66RS0001-01-2022-008426-83
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при помощнике судьи Ручкиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржимановой С. Н. к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении совершить действия по обращению бесхозяйного объекта в муниципальную собственность,
у с т а н о в и л:
Коржиманова С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи (жилое помещение - комната) по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>.
В обоснование заявленного иска указано, что истец проживает в комнате в указанной квартире. <//> году Коржимановой С.Н. был выдан ордер № на право занятия комнаты, жилой площадью 26,6 кв.м. в указанной квартире, на семью из двух человек. Согласно выписке ЕГРН собственником комнаты является ООО «Коммунально-бытовое хозяйство», с регистрацией права собственности <//>. Согласно данным ЕГРЮЛ данное юридическое лицо исключено из Реестра. Таким образом, собственник жилого помещения отсутствует, соответственно оно является бесхозяйным имуществом, что в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для возложения на Администрацию г.Екатеринбурга как орган местного самоуправления соответствующей обязанности по обращению в регистрирующий орган.
В судебное заседание не явилась истец, уполномочила на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.
В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга указала на то, что органом местного самоуправления предпринимаются все возможные действия, в том числе по направлению соответствующих запросов, получению полной информации о заявленном объекте недвижимости. В настоящее время документов недостаточно, принятие такого решения преждевременно.
В судебное заседание не явился представитель Администрации <адрес> г.Екатеринбурга, представитель ДУМИ, Парулин И.А., Плотников М.Н., о рассмотрении дела извещены.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права гражданин самостоятельно определяет предмет и основания своего требования.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Судом установлено, что <//> Коржимановой С.н. и члену ее семьи Плотникову М.Н. по ордеру предоставлена была комната площадью 26,6 кв.м. в <адрес> г.Екатеринбурга.
Согласно данным МКУ «Центр муниципальных услуг» в комнате зарегистрированы Парулин И.А. и Коржиманова С.Н.
Жилое помещение отнесено к жилому фонду совхоза «Свердловское», которое впоследствии преобразовано в ООО «Коммунально-бытовое хозяйство».
Согласно выписке ЕГРЮЛ данное юридическое лицо исключено из Реестра.
Стороны подтвердили, что спорное жилое помещение не включено в реестр муниципальной, федеральной и собственности субъекта Российской Федерации.
Как указала истец, она с 1983 года постоянно проживает в комнате, оплачивая коммунальные услуги и обеспечивая надлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 1038 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (кроме объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
В силу п.п. 89,90,94,97,98,99,102,103,105,108,109,111-115,120 данного регламента административная процедура "Оформление права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйные жилые помещения" включает в себя следующие административные действия: 1) сбор и первичная обработка информации о жилом помещении, собственник которого неизвестен; 2) получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение; 3) изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении; 4) подача заявления о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения; 5) обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное жилое помещение; 6) подача заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение.
Основаниями для начала административного действия "Сбор и первичная обработка информации о жилом помещении, собственник которого неизвестен" являются поступившие в Комитет по жилищной политике: 1) письменные обращения граждан или организаций, содержащие сведения о жилых помещениях, собственники которых неизвестны; 2) служебные записки отраслевых (функциональных) или территориальных органов Администрации города Екатеринбурга, содержащие сведения о жилых помещениях, собственники которых неизвестны, выявленных при проведении инвентаризации муниципального имущества или в связи с поступлением такой информации от граждан, организаций или иным способом; 3) письменные обращения специализированных екатеринбургских муниципальных унитарных предприятий об обнаружении жилых помещений, собственники которых неизвестны, при проведении строительно-монтажных, аварийно-восстановительных или иных работ или в связи с поступлением такой информации от граждан, организаций или иным способом.
С целью идентификации жилого помещения, собственник которого неизвестен (уточнения наименования, адреса, технических характеристик бесхозяйного жилого помещения, сведений о лице, осуществляющем его эксплуатацию), специалист отдела по учету и распределению жилой площади, осуществляющий деятельность по исполнению муниципальной функции, запрашивает сведения о жилом помещении, собственник которого неизвестен, в следующих органах и организациях: АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", СОГУП "Областной центр недвижимости", ЕМУП "БТИ", Департаменте (в реестре муниципального имущества муниципального образования "город Екатеринбург").
Результатом выполнения административного действия "Сбор и первичная обработка информации о жилом помещении, собственник которого неизвестен" является получение сведений о таком объекте или выявление собственника жилого помещения.
Общий срок выполнения административного действия "Сбор и первичная обработка информации о жилом помещении" составляет 30 рабочих дней.
Основанием для начала выполнения административного действия "Получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" является поступление в Комитет по жилищной политике сведений от органов и организаций, перечисленных в пункте 94 настоящего Административного регламента.
Специалист отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по жилищной политике направляет запросы о предоставлении сведений о наличии прав на выявленное жилое помещение, собственник которого неизвестен, в следующие органы и организации:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (при наличии сведений о кадастровом номере бесхозяйного объекта); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>; Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>; ЕМУП "БТИ"; МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере".
В случае отсутствия сведений о кадастровом номере бесхозяйного объекта запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не направляется.
Результатами выполнения административного действия "Получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" являются получение сведений об отсутствии собственников, законных владельцев бесхозяйного жилого помещения и издание постановления Администрации города Екатеринбурга о проведении мероприятий, необходимых для признания права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение, или выявление собственника жилого помещения.
Срок выполнения административного действия "Получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" составляет 95 рабочих дней.
Основанием для начала выполнения административного действия "Изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении" является поступление в Комитет по жилищной политике сведений о бесхозяйном жилом помещении от организаций, перечисленных в пункте 99 настоящего Административного регламента.
Результатом выполнения административного действия "Изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении" является получение Комитетом по жилищной политике технической документации, необходимой для постановки бесхозяйного жилого помещения на государственный кадастровый учет, или выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения об основных характеристиках бесхозяйного жилого помещения (при наличии такой выписки).
Общий срок выполнения административного действия "Изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении" составляет 50 рабочих дней.
Специалист отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по жилищной политике осуществляет подготовку и подачу заявления и документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от <//> N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Общий срок выполнения административного действия "Подача заявления о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения" составляет 20 рабочих дней.
Результатом выполнения административного действия "Подача заявления о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения" является поступление в Комитет по жилищной политике сообщения о принятии на учет бесхозяйного объекта, направленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Выполнение административного действия "Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект" начинается по истечении одного года со дня принятия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного объекта на учет.
По истечении одного года со дня принятия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного объекта на учет специалист отдела правовой работы, документационного и информационного обеспечения Комитета по жилищной политике осуществляет подготовку и подачу искового заявления в суд в соответствии с положениями главы 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Результатом выполнения административного действия "Подача заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" является подача в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> заявления и документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение.
Государственную регистрацию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от <//> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Представитель ответчика указала на недостаточность представленных доказательств, однако суд исходит из того, что совокупность представленных сведений подтверждает обоснованность доводов истца.
Так, согласно справке БТИ, регистрация прав на дом, в том числе на вторичные объекты (комнаты) ЕМУП БТИ не проводилась.
МУГИСО в ответе на судебный запрос сообщило, что помещения дома по <адрес>, в Реестре государственного имущества <адрес> не значатся.
Аналогичный ответ получен из ТУ Росимущества в <адрес>.
Согласно ответа Администрации <адрес> г.Екатеринбурга с <//> договоры социального найма на спорное помещение не заключались.
Согласно данным реестрового дела и выпискам ЕГРН собственником помещения значится только ООО «Коммунально-бытовое хозяйство». Иные субъекты, имеющие права на помещение отсутствуют, ограничения в ЕГРН не зарегистрированы.
В ответе Коржимановой С.Н. Администрация г.Екатеринбурга указывает, с целью разрешения вопроса о возможности отнесения объекта недвижимого имущества на спорное жилое помещение к бесхозяйному имуществу и последующей постановки данного объекта на учет, Комитетом по жилищной политике Администрации г.Екатеринбурга в целях проведения всесторонней проверки вы отношении указанного объекта недвижимого имущества и юридического лица – бывшего собственника данного объекта, проводятся мероприятия, направленные на установление собственника данного объекта недвижимости. Были направлены соответствующие запросы в МУГИСО, ТУ Росимущества по <адрес>, СОГУП «Областной Центр Недвижимости», БТИ Информация в полном объеме не поступала.
Однако все указанные органы представили ответы и в материалах дела они имеются, соответственно в настоящее время создается ситуация бездействия при наличии истребованных и полученных документов.
Суд соглашается с позицией представителя истца о том. что фактически органу местного самоуправления стало известно о состоянии жилого помещения с момента обращения в Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга о признании дома в целом бесхозяйным.
Обстоятельства, по которым истцу следует отказать в иске, не установлены, доказательства своевременного исполнения требований законодательства о принятии бесхозяйной вещи в муниципальную собственность также отсутствуют.
Так, ответ Администрации в адрес Коржимановой С.Н. датирован <//>. Доказательства повторного направления запросов, получения или не получения истребованных сведений не представлены, при том, что согласно требованиям Административного регламента срок исполнения данной административной процедуры 30 дней.
При указанных обстоятельствах и вышеизложенных норм права суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности по совершению действий, связанных с обращением бесхозяйных объектов в муниципальную собственность, поскольку суду не представлены доказательства исполнения ответчиком вышеприведенных требований закона.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленным требованиям, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Екатеринбурга обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении жилого помещения - комнаты <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: