Дело № 2-253/2024 (2-1984/2023)
11RS0004-01-2023-002841-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Рокошевской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 16 сентября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Садовой М.В. к Администрации МР «Печора» об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд по определенной цене,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Садового А.И., обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику с требованием изъять для муниципальных нужд принадлежащее им на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 63,9 кв.м., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в размере 500 000 руб.; прекратить право собственности на указанное жилое помещение после выплаты возмещения за изымаемое имущество; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 13 000 руб. В обоснование требований указав, что Садовая М.В. и ее несовершеннолетний сын Садовой А.И., **.**.** года рождения, дочь Соловьева Н.В. являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ********** на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от **.**.**. Заключением межведомственной комиссии МР «Печора» №... от **.**.** спорное жилое помещение было признано непригодным для проживания, повторным обследованием от **.**.** дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2021 г. в адрес истца было направлено требование №... об осуществление сноса дома в срок до **.**.** Решением Печорского городского суда РК от **.**.** на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** жилого помещения - **********, принадлежащей на праве собственности Садовой М.В., Соловьёвой Н.В., Садовому А.И. и направить проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок. До настоящего времени решение суда не исполнено. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнила, просила изъять у Садовой М.В., Садового А.И. принадлежащее им жилое помещение, расположенное по адресу: ********** для муниципальных нужд путем выкупа, определив размер возмещения в сумме 922 099 руб., прекратить право собственности Садовой М.В., Садового А.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: **********, после выплаты возмещения за изымаемое имущество; взыскать с администрации МР «Печора» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены КУМС МР «Печора», ГУ «Каджеромское лесничество», Администрацию СП "Каджером".
06.09.2024 г. в судебном заседании был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 16.09.2024 г.
После перерыва дело рассматривается с участием представителя истца, представителя ответчика, в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Пашина Т.В., действующая на основании ордера, на уточненных исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика Федулова И.Н., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала в полном объеме.
Дело рассматривалось в отсутствие третьих лиц - КУМС МР «Печора», ГУ «Каджеромское лесничество», Администрацию СП "Каджером", извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Третье лицо Соловьева Н.В. просила рассмотреть дела в ее отсутствие, требования поддерживает.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Жилое помещение, расположенное по адресу: ********** находится в общей долевой собственности по 1/3 доли у Садовой М.В., Садового А.И., Соловьевой Н.В., на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан №... от 18.11.2019 года.
Из материалов дела следует, что актом, а также заключением межведомственной комиссии №... от 11.12.2019 ********** признана непригодной для проживания.
Актом, а также заключением межведомственной комиссии № 4 от 17.03.2020 ********** признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» № 431-р от 27.05.2020 многоквартирные жилые дома, в том числе **********, признаны аварийными и подлежащими сносу; определен срок сноса и отселения физических лиц - до 31.12.2026.
Сведений о включении жилого дома по адресу: г. Печора, **********, в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда в порядке определенном, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в материалах дела не имеется.
После признания дома аварийным и подлежащим сносу в адрес Садовой М.В., Садового А.И., Соловьёвой Н.В. направлено требование администрации МР «Печора» №... от 12.04.2021 с предложением в срок до 31.12.2022 совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома. В случае, если собственники жилых помещений, в установленный срок не осуществят снос аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен жилой дом будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято, принадлежащее истцам жилое помещение, в указанном доме, в порядке предусмотренном ч.1-2,5-9 ст.32 ЖК РФ.
22.03.2021 Садовая М.В. в адрес администрации МР «Печора» направила заявление об отказе в использовании земельного участка и сносе жилого дома по адресу: **********.
Собственниками снос дома не был осуществлен.
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** жилого помещения - ********** принадлежащей на праве собственности Садовой М,В., **.**.**.р., Соловьёвой Н.В., **.**.**.р., Садовому А.И., **.**.**.р.; и направить Садовой М.В., **.**.**.р., Соловьёвой Н. В., **.**.**.р., Садовому А.И., **.**.**.р., проект соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд с определением размера возмещения за земельный участок, расположенный по адресу: ********** жилое помещение - **********, сроков и иных условий выкупа.
Решение Печорского городского суда РК от **.**.** вступило в законную силу **.**.**.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).
Как следует из ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.
Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
Определением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта №... от **.**.** размер возмещения за изымаемое у Садовой М.В., Садового А.И., Соловьевой Н.В жилого помещения – ********** в связи с изъятием для муниципальных нужд МО МР «Печора» земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: ********** по состоянию на **.**.** составляет 922 099 руб., из которых: рыночная стоимость жилого помещения – 104 221 руб., рыночная стоимость доли в праве собственности на общедомовое имущество многоквартирного ********** (с учетом доли) - 52 361 руб., рыночная стоимость доли в праве собственности на земельный участок под домом - 32 266 руб., рыночная стоимость убытков, которые понесут собственники в связи с изменением места проживания, переездом - 82 800 руб., сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт МКД - в сумме 651 451 руб. (****).
Судом принимается представленное заключение эксперта как допустимое доказательство размера стоимости выкупной цены, поскольку он составлен специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в оценочной деятельности.
Возражений относительно размера выкупной цены ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и установлении цены выкупа за изымаемое у Садовой М.В., несовершеннолетнего Садового А.И., Соловьевой Н.В. жилое помещение по адресу: ********** пределах заявленной истцом суммы размере 922 099 руб. и возложении на администрацию обязанности МР «Печора» произвести выкуп у Садовой М.В., несовершеннолетнего Садового А.И., Соловьевой Н.В. жилого помещения по адресу: ********** за 922 099 рублей, прекратить право собственности Садовой М.В., несовершеннолетнего Садового А.И., Соловьевой Н.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: ********** ********** после выплаты возмещения за изымаемое имущество.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых представитель истца настаивала в ходе судебного заседания (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МР «Печора» изъять для муниципальных нужд МР «Печора» земельный участок по адресу: **********, а также жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 63,9 кв.м., принадлежащее на праве собственности Садовой М.В., несовершеннолетнему Садовому А.И., **.**.** года рождения, Соловьевой Н.В., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 922 099 руб.
Прекратить право собственности Садовой М.В., несовершеннолетнего Садового А.И,, **.**.** года рождения, Соловьевой Н.В. на жилое помещение, расположенное по адресу**********, общей площадью 63,9 кв.м. после выплаты возмещения за изымаемое имущество.
Взыскать с администрации МР «Печора» (ИНН 1105019995) в пользу Садовой М.В. (паспорт №...) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение составлено 30.09.2024 года