Дело № 2-197/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Якутск 10 января 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Слепцовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Говоров Д.С., Говорова С.В. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, под дачу, расположенный по адресу: ____.. В обоснование своих требований истцы указывают, что ____ истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со ст. 24.3 Земельного кодекса PC (Я). Письмом и.о.начальника ДИЗО Н от ____ ____ в ответ на заявление Говорова Д.С. и Говоровой С.В. от ____ сообщено о невозможности предварительного согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____. В предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка отказано по тем основаниям, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования и не может быть использован под дачу в связи с отнесением к зоне «Ж-2А». С данной позицией ДИЗО не согласны по следующим основаниям. Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно. Истцы соответствуют предъявляемым законом требованиям в части наличия трех и более детей и проживания на территории городского округа. Наличие предусмотренного законом права на первоочередное обеспечение земельным участком заявителями подтверждено документально, и стороной ответчика не оспаривается, поскольку данные обстоятельства не указаны в качестве оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В силу прямого указания закона (ч. 7 и ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ), решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Из буквального толкования положений ч. 7 и ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ следует, что никакие иные основания, кроме указанных в решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могут повлечь отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то обстоятельство, что запрашиваемый земельный участок не может быть использован под дачу в связи с расположением в территориальной зоне «Ж-2А» (1-2-квартирные дома с приквартирными участками ____). Между тем, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ____ указаны цели использования под дачу и/или ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), что соответствует использованию в зоне «Ж-2А». Не отвечают требованиям закона также иные доводы, указанные в качестве оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Так, в письме ДИЗО указано, что Управлением архитектуры и градостроительной политики ОА ____ отказано в согласовании границ земельного участка по тем основаниям, что в проекте межевания территории квартала «___», запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования. Вместе с тем, расположение земельного участка на территории общего пользования не отнесено к основаниям для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренным ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установленным ст. 39.16 ЗК РФ. Просят признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме и.о.начальника Н от ____ № в ответ на заявление Говорова Д.С. и Говоровой С.В. от ____; обязать Окружную администрацию города Якутска принять по заявлению Говорова Д.С. и Говоровой С.В. решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании заявления от ____.
В судебном заседании представитель истца Ефремов Д.В. (по доверенности) иск поддержал, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика Стручкова Н.Х. (по доверенности) иск не признала и пояснила, что отсутствует документ, подтверждающий наличие трех и более детей.
Заслушав объяснение участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.1 Земельного кодекса РС (Я), земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) в следующих случаях: гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, - в собственность, а в случае, если такие земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, то в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из материалов дела следует, что истцы состоят в зарегистрированном браке, имеют детей: Т. ____ г.р., Т. ____ г.р., С. ____ г.р..
____ истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со ст. 24.3 Земельного кодекса PC (Я).
В ответ на заявление истцов ответчик сообщил о невозможности предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____., по тем основаниям, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования и не может быть использован под дачу в связи с отнесением к зоне «Ж-2А».
В соответствии с п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно.
Истцы соответствуют предъявляемым законом требованиям в части наличия трех и более детей и проживания на территории городского округа.
Наличие предусмотренного законом права на первоочередное обеспечение земельным участком заявителями подтверждено документально, и стороной ответчика не оспаривались, поскольку данные обстоятельства не указаны в качестве оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то обстоятельство, что запрашиваемый земельный участок не может быть использован под дачу в связи с расположением в территориальной зоне «Ж-2А» (1-2-квартирные дома с приквартирными участками г. Якутска).
Между тем, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ____ указаны цели использования под дачу и/или ИЖС, что соответствует использованию в зоне «Ж-2А».
Следовательно, оспариваемое решение в этой части не соответствует требованию ч.17 ст.39.15 ЗК РФ в части обоснованности принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В отсутствие указания уполномоченного органа на невозможность использования запрашиваемого земельного участка под ИЖС, данный вид использования земельного участка подлежит признанию соответствующим территориальной зоне «Ж-2А».
Ответчик в отказе указал, что Управлением архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска отказано в согласовании границ земельного участка по тем основаниям, что в проекте межевания территории квартала «Борисовка-1», запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.
Вместе с тем, расположение земельного участка на территории общего пользования не отнесено к основаниям для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренным ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установленным ст.39.16 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах у ответчика не имелось достаточных правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, отказ ответчика необоснованным и неправомерным, так как содержит противоречия требованиям административного регламента предоставления муниципальной услуги, установленным как к заявителям, так и к должностным лицам, при предоставлении ими муниципальной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме от ____ № в ответ на заявление Говоров Д.С., Говорова С.В. от ____.
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Говоров Д.С., Говорова С.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании заявления от ____ года
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Ефремов