Дело № 2-1353/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 31 июля 2018 года
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Оврах В.Е.
при секретаре Сильчевой О.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Сурма Н.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район Выдра М.В. по доверенности, директора МОБСООШ № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район Лазаревой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район (далее МОБУСОШ № 7 х. Кирова) и администрации муниципального образования Новокубанский район о понуждении к устранению требований законодательства о безопасности образовательного учреждения,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район (далее МОБУСОШ № 7 х. Кирова) и администрации муниципального образования Новокубанский район о понуждении к устранению требований законодательства о безопасности образовательного учреждения, указав, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законов при организации летнего отдыха и оздоровления детей, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства, выявленные в МОБУ СОШ № 7 х. Кирова.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № - 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (эта обязанность также была закреплена в п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 273 образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ № 273 относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Вместе с тем понятие «обладания автономией по принятию решений» не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств.
Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
В части охраны здоровья в соответствии со ст.41 Федерального Закона № 273-ФЗ п.п. 2, 8 ч. 1 и п. 3 ч. 4 предусмотрено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; организация питания обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Требования к оздоровительным учреждениям с дневным пребыванием детей в период каникул предусмотрены СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 г. № 25, СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Проведенной прокуратурой района летом 2017 года проверкой установлено, что в нарушение указанного законодательства в лагере с дневным пребыванием на базе МОБУ СОШ № 7 не обеспечена целостность покрытия открытой спортивной площадки, на пищеблоке не функционирует локальная вентиляция над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами).
Кроме того, проведенной 26.04.2018 г. территориальным отделом Роспотребнадзора установлено, что пищеблок не доукомплектован необходимым технологическим оборудованием (овощерезательной машиной).
Прокуратурой района 10.07.2017 г. вносилось представление начальнику управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район, в котором указано на нарушения (за исключением факта отсутствия технологического оборудования), однако нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования из средств местного бюджета.
Наличие выявленных нарушений влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работников образовательной организации, противоречит принципам государственной политики в области образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан, в связи с чем прокурор просит:
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район: обеспечение целостности покрытия открытой спортивной площадки, обеспечение функционирования на пищеблоке локальной вентиляции над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами), укомплектование пищеблока необходимым технологическим оборудованием – овощерезательной машиной.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: обеспечить целостность покрытия открытой спортивной площадки, обеспечить функционирование на пищеблоке локальной вентиляции над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами), укомплектовать пищеблок необходимым технологическим оборудованием – овощерезательной машиной.
Определением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 31.07.2018 года был принят отказ прокурора Новокубанского района от иска в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Новокубанский район выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район: обеспечение целостности покрытия открытой спортивной площадки, обеспечение функционирования на пищеблоке локальной вентиляции над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами), укомплектование пищеблока необходимым технологическим оборудованием – овощерезательной машиной, и в части возложения обязанности на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район укомплектовать пищеблок необходимым технологическим оборудованием – овощерезательной машиной, так как администрацией муниципального образования Новокубанский район выделены денежные средства на устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район, а муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район укомплектовала пищеблок необходимым технологическим оборудованием – овощерезательной машиной.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Сурма Н.В. в остальной части иск поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район Выдра М.В. по доверенности в судебном заседании с иском прокурора была согласна.
Директор МОБСООШ № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район Лазарева М.Д. в судебном заседании с иском прокурора также была согласна.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым иск удовлетворить.
Судом установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законов при организации летнего отдыха и оздоровления детей, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства, выявленные в МОБУ СОШ № 7 х. Кирова.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № - 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (эта обязанность также была закреплена в п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 273 образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ № 273 относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Вместе с тем понятие «обладания автономией по принятию решений» не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств.
Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
В части охраны здоровья в соответствии со ст.41 Федерального Закона № 273-ФЗ п.п. 2, 8 ч. 1 и п. 3 ч. 4 предусмотрено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; организация питания обучающихся. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Требования к оздоровительным учреждениям с дневным пребыванием детей в период каникул предусмотрены СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 г. № 25, СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Проведенной прокуратурой района летом 2017 года проверкой установлено, что в нарушение указанного законодательства в лагере с дневным пребыванием на базе МОБУ СОШ № 7 не обеспечена целостность покрытия открытой спортивной площадки, на пищеблоке не функционирует локальная вентиляция над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами).
Кроме того, проведенной 26.04.2018 г. территориальным отделом Роспотребнадзора установлено, что пищеблок не доукомплектован необходимым технологическим оборудованием (овощерезательной машиной).
Прокуратурой района 10.07.2017 г. вносилось представление начальнику управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район, в котором указано на нарушения (за исключением факта отсутствия технологического оборудования), однако нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования из средств местного бюджета.
Наличие выявленных нарушений влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работников образовательной организации, противоречит принципам государственной политики в области образования, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 х. Кирова муниципального образования Новокубанский район устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: обеспечить целостность покрытия открытой спортивной площадки, обеспечить функционирование на пищеблоке локальной вентиляции над источниками тепло и влаговыделения (варочной поверхностью, жарочными шкафами, моечными ваннами).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца.
Судья Оврах В.Е.