< >
Дело № 2-5448/2023
УИД 35RS0010-01-2023-009321-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 года город Череповец
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Углиной О.Л.,
при секретаре судебного заседания Мироновой Е.В.,
с участием истца Кузьминова С.А.
представителя истца Й.,
действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминова С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения,
установил:
Кузьминов С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения.
Требования мотивированы тем, что 21.02.2023 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 01.03.2023 № с дополнением № от 25.04.2023 ответчик отказал в установлении страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемого специального стажа ( не менее 8 лет) по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ « О страховых пенсиях» от 28.12.2013. По мнению ответчика на дату определения права 21.02.2023 его специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 отсутствует, по п. 2 ч. 1 ст. 30 составляет 21 год 05 месяце 18 дней, страховой стаж 27 лет 11 месяцев 13 дней, ИПК 103,807, право на досрочную страховую пенсию по старости по ст. 30.1.2 у него возникнет в возрасте 55 лет. С данным решением он не согласен. Ответчик не включил в его страховой стаж, дающей право на назначении ему страховой пенсии период с 01.01.1991 по 12.06.1991 – прохождение военной службы, так как документально не подтверждено относилась ли воинская часть, в которой он проходил службу к Вооруженным Силам РФ, Объединенным силам содружества независимых государств. В письме зам. начальника Главного организационного – мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Министерства обороны РФ, указано, что по состоянию на 28.05.1989 войсковая часть 10905 ( 16 отдельный учебный железнодорожный полк), где он служил, входила в состав Вооруженных сил СССР и дислоцировалась на территории России. В январе 1992 года указанная воинская часть вошла в состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, в мае того же года -в состав Вооруженных Сил РФ. Ответчик отказал в зачете в специальный стаж периоды работы с 01.10.1991 по 12.03.1992 в качестве ковшего в мартеновском цехе Карагандинского металлургического комбината (<адрес>), так как представленная им справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от действующего предприятия АО «АрселлорМиттел Тимертау» не поступила; с 13.03.1992 по 11.04.1999 в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате ( позднее ОАО «Испат – Кармет»). На момент его обращения 21.02.2023 к ответчику о назначении страховой пенсии ему исполнилось 18.02.2023 – 51 год. Следовательно по возрасту и по стажу он имел право на назначение ему досрочной страховой пенсии.
Истец просит признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области № от 01.03.2023 с дополнением № от 25.04.2023 в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 12.06.1991 – прохождение военной службы, с 01.10.1991 по 12.03.1992 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе Карагандинского металлургического комбината (<адрес>),с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>), незаконным. Возложить на ответчика обязанность включить в его общий страховой стаж, дающий право на страховую пенсию все выше указанные периоды работы. Периоды работы с 01.10.1991 по 12.03.1992 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе Карагандинского металлургического комбината (<адрес>),с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>) включить в его страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию. Обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 21.02.2023.
В судебном заседании истец Кузьминов С.А. и его представитель Й., действующая на основании доверенности, уточнили исковые требования, просили признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от 01.03.2023 с дополнением № от 25.04.2023 в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 12.06.1991 – прохождение военной службы, с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>), незаконным. Возложить на ответчика обязанность включить в его общий страховой стаж, дающий право на страховую пенсию все выше указанные периоды работы. Периоды работы с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>) включить в специальный стаж по ч. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ - № 400. Обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 21.02.2023.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, суду представлены возражения на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.02.2023 истец Кузьминов С.А.ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в ОСФР по Вологодской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФП по Вологодской области № 32901/23 от 01.03.2023 истцу отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж ( не менее 08 лет) по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На дату определения права, 21.02.2023, специальный стаж заявителя по п. 1 ч. 1 ст. 30 отсутствует, по п. 2 ст. 1 ст. 30 – 21 год 05 месяцев 18 дней, страховой стаж – 27 лет 11 месяцев 13 дней, ИПК – 103,807. Право на досрочную страховую пенсию по ст. 30.1.2 возникает у заявителя в возрасте 55 лет.
При определении права на пенсию засчитаны в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 28.06.2000 по 19.11.2008, с 25.11.2008 по 29.12.2008, 31.12.2008, с 06.01.2009 по 13.08.2009, с 17.08.2009 по 30.12.2009, с 01.01.2010 по 18.10.2010, с 21.10.2010 по 31.12.2011, с 02.01.2012 по 20.02.2021, с 22.02.2021 по 31.12.2021 в качестве вальцовщика по сборке и перевалке клетей в сортопрокатном цехе, бригадира по перемещению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства в производстве холоднокатанного листа, производстве плоского проката в АО «Северсталь», позднее – ПАО «Северсталь».
Отказано в зачете в страховой стаж периоды:
С 01.01.1991 ( дата распада СССР 31.12.1990) по 12.06.1991 – прохождение военной службы, так как документально не подтверждается относилась ли воинская часть в которой Кузьминой С.А. проходил военную службу к Вооруженным Силам РФ, Объединенным Силам Содружества Независимых Государств, что предусмотрено п.1 ч. 1 ст. 12 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013.
Отказано в зачете в специальный стаж период работы:
С 01.10.1991 по 12.03.1992 в качестве ковшевого в мартеновском цехе Карагадинского металлургического комбината ( <адрес>), т.к. справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, от действующего в настоящее время предприятия АО «АрселлорМиттелТимертау» не поступила;
Отказано в зачете в страховой, специальный стаж периоды работы в <адрес> с 13.03.1992 по 11.04.1999 в качестве ковшевого в мартеновском цехе №1, с 12.04.1999 по 02.05.2000 в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее – ОАО «Испат – Кармет» ( <адрес>».
Решением о внесении изменений в отказ в установлении пенсии № от 25.04.2023, решение № от 01.03.2023 изложено в следующей редакции:
На дату определения права, 21.02.2023, специальный стаж заявителя по п. 1 ч. 1 ст. 30 составляет 06 месяцев 09 дней, по п. 2 ст. 1 ст. 30 – 21 год 05 месяцев 18 дней, страховой стаж – 27 лет 11 месяцев 13 дней, ИПК – 103,807. Право на досрочную страховую пенсию по ст. 30.1.2 возникает у заявителя в возрасте 55 лет.
При определении права на пенсию засчитаны в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
С 01.10.1991 по 12.03.1992 в качестве ковшевого в мартеновском цехе Карагадинского металлургического комбината ( <адрес>) в соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991.
Отказано в зачете в страховой, специальный стаж периоды работы в <адрес> с 13.03.1992 по 05.12.1996 в качестве ковшевого в мартеновском цехе №1. Для определения права на пенсию с 13.03.1992 в том числе досрочную лицам, прибывшим из Республики Казахстан применяют Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского Экономического союза от 20.12.2019. Соглашение основано на территориально – пропорциональном принципе и предусматривает учет стажа в соответствии с формуляром государства – члена Соглашения. Формуляр «О стаже работы» не поступил.
В остальной части решение об отказе в установлении пенсии № от 01.03.2023 оставлено без изменения.
Суд полагает решение пенсионного органа в части не включения в специальный стаж названных периодов работы истца незаконным по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки истца и архивных справок АО «АрселорМиттал Темиртау» от 12.04.2023 №, от 17.11.2022 №а, справки об образовании, преобразовании, регистрации и перерегистрации юридического лица, Карагандинский металлургический комбинат реорганизован в АООТ «Испат –Кармет», позднее АО «Испат - Кармет» после переименования АО «АрселорМиттал Темиртау» Кузьминов С.А. работал в Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>) с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1, с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки в цехе горячего цинкования и алюмирования.
Работы производились постоянно, полный рабочий день, при полном рабочей неделе, в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, № что предусмотрено постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10., что предусмотрено Списком № 1 разделом III подразделами 2, 3 пунктами «а», За указанный период работы предприятие работало без простоев, работник не привлекался к работе в режиме неполной рабочей недели, не находился в отпуске в связи с приостановкой производства, не обучался на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Отпуска без сохранения заработной платы по личной инициативе и ученические отпуска не предоставлялись. Прочих отвлечений от основной работы не было.
Так, 13.03.1992 между государствами - участниками СНГ, в том числе, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно ч. 2 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование в отношении всех спорных периодов.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 400-ФЗ определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии на территории Российской Федерации.
Статья 8 указанного Закона в качестве условий назначения страховой пенсии по старости указывает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
дин год за каждый полный год такой работы.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
На основании п. 5, 7 разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5), утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Разделом III "Металлургическое производство" подразделом 2 "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей", подразделом 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений, вырубка и зачистка горячего металла. Термическая обработка. Производство калиброванного металла» Списка N 1 (1991 г.) предусмотрены профессии: "ковшевые" (код профессии 1030200а-12815), «операторы постов управления агрегатами непрерывного травления, обезжиривания, лужения,оцинкования, лакирования и отжига, занятые в травильных, лудильных, алюмоцинковальных, освинцевальных, оцинковальных отделениях (код профессии 1030300а-15882).
С 01.01.1998 прекращено право на досрочное пенсионное обеспечение, вследствие изменения законодательства Республики Казахстан, однако данный факт не является основанием для отказа в назначении истцу в досрочной страховой пенсии, поскольку оценка пенсионных прав Кузьминова С.А.., в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии, осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Учитывая то обстоятельство, что работодателем подтвержден в условиях полной занятости спорный период работы истца в особых условиях, профессии истца предусмотрены Списком №, суд приходит к выводу, что указанные периоды с 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1; с 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>) подлежат зачету в специальный стаж работы истца по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж перечисленных выше периодов работы истца, продолжительность его специального стажа на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила не менее 08 лет., истец достиг возраста 52 лет, имеет необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента, страхового стажа достаточно, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты возникновения права – 21.02.2023.
Истец Кузьминов С.А. в период с 28.05.1989 по 12.06.1991 – проходил военную службу в войсковой части 10905.
Согласно сообщению Министерства обороны РФ № от 23.02.2022, по состоянию на 28.05.1989 войсковая часть 10905 ( 16 отдельный учебный железнодорожный полк) входила в состав Вооруженных Сил СССР и дислоцировалась на территории России ( пгт Центральный, <адрес>). В январе 1992 указанная воинская часть вошла в состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а в мае того же года – в состав Вооруженных Сил РФ и к 15.12.1992 переформирована.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В период прохождения истцом Кузьминовым С.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР территория СССР была едина и включала территории союзных республик, в том числе Казахскую ССР. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статьи 71, 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 28.05.1989 по 12.06.1991 ) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-УИ "О всеобщей воинской обязанности", согласно статье 73 которого время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590. В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Таким образом, прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.
Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Кузьминова С.А. с 01.01.1991 по 12.06.1991 в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежит включению в страховой стаж.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузьминова С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области № от 01.03.2023 (< >), решение о внесении изменений в отказ в установлении пенсии № от 25.04.2023, в части отказа во включении в специальный и страховой стаж Кузьминову С. А. ( < > ) периодов работы:
С 01.01.1991 по 12.06.1991 – прохождение военной службы;
С 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1;
С 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>).
Включить в специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Кузьминову С. А. ( < > ) периоды работы:
С 13.03.1992 по 11.04.1999 – в качестве ковшевого в мартеновском цехе № 1;
С 12.04.1999 по 02.05.2000 – в качестве оператора поста управления агрегата поперечной резки и упаковки на Карагандинском металлургическом комбинате, позднее ОАО «Испат – Кармет» (<адрес>).
Включить в страховой стаж Кузьминову С. А. ( < > ) период:
С 01.01.1991 по 12.06.1991 – прохождение военной службы.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области назначить Кузьминову С. А. ( < > ) досрочную страховую пенсию с момента возникновения права - с 21 февраля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в месячный срок в апелляционном порядке со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Судья < > О.Л. Углина