Судья Бойкова М.Н. УИД 65RS0№-82
Докладчик Качура И.О. Дело № 33-230/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
Председательствующего Качура И.О.,
судей Литвиновой Т.Н., Портнягиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимова Владимира Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью «Мастер и Компания» о возложении обязанности выполнить ремонт в местах общего пользования, проводить уборку мест общего пользования, заключить договор, обеспечить доставку квитанций, выдать документы, заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, установить прибор учета электроэнергии
по апелляционной жалобе Якимова В.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 ноября 2022 года.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
13 апреля 2022 года Якимов В.В., являющийся собственником комнаты № многоквартирного <адрес>, обратился в суд с настоящим иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мастер и Компания» (далее – ООО «МИК»). В обоснование требований указал, что ответчик с 01 июня 2020 года является управляющей организацией данного многоквартирного дома. 25 июня 2021 года Якимов В.В. обратился с заявлением в ООО «МИК» о предоставлении копии договора об управлении домом с приложениями, а также с просьбой произвести ремонт в местах общего пользования: на кухне, ванной комнате, туалете, которое оставлено без удовлетворения. По результатам рассмотрения заявления истца от 16 июля 2021 года о постановке прибора учета для снятия показаний по электроснабжению, управляющей организацией также отказано. На основании обращения истца с жалобой в Государственную жилищную инспекцию, в адрес ООО «МИК» вынесено предписание по выполнению ремонтных работ в местах общего пользования по вышеуказанному адресу в срок до 27 сентября 2021 года, а также заключению договора с истцом, обеспечению в его адрес доставки квитанций. До настоящего времени предписание ответчиком не исполнено.
По изложенным основаниям истец просит: произвести ремонт в местах общего пользования; один раз в неделю проводить уборку мест общего пользования; выдать пять приложений к договору от 29 мая 2020 года; заключить договор с ресурсоснабжающими организациями; установить прибор учета потребления электрической энергии; взыскать судебные расходы в сумме 910 рублей.
В судебном заседании Якимов В.В. исковые требования поддержал, представитель ООО «МИК» Кадолов Р.И. в удовлетворении иска просил отказать.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 02 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На ООО «МИК» возложена обязанность передать Якимову В.В. приложения № к договору управления многоквартирными домами по <адрес> городе Южно-Сахалинске в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С ООО «МИК» взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск».
В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решение суда, Якимов В.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит, ссылаясь на обстоятельства, явившиеся основаниями для обращения в суд, просит решение суда отменить. Полагает, что судом необоснованно не принято во внимание предписание Государственной жилищной инспекции, являющееся, по мнению подателя жалобы, доказательством по делу. Выражает несогласие с выводами суда о наличии между сторонами фактических договорных отношений, а также проживании истца в коммунальной квартире.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «МИК» просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец Якимов В.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель ООО «МИК» Кадолов Р.И. просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила), устанавливающие стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с абз. 7 подп. «д» пункта 4 Правил в обязанности управляющей компании входит заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) названных Правил.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела на основании договора № о передаче жилого помещения в собственность от 12 ноября 2014 года №, заключенного между администрацией города Южно-Сахалинска и Якимовым В.В., истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение: комната № в <адрес> в <адрес>, общей площадью 17 кв. м.
Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что ООО «МИК» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
29 мая 2020 года на основании протокола открытого конкурса от 15 мая 2020 года между ООО «МИК» (Управляющая организация) и администрацией города Южно-Сахалинска заключен договор управления многоквартирным домом между собственником жилого помещения и управляющей организацией.
Из содержания договора следует, что ООО «МИК» обязано: осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством; в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, направить подписанные проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений для подписания договоров в порядке, установленном статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации; оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с приложением № к договору; предоставлять коммунальные услуги в соответствии с обязательными требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; от своего имени, в интересах собственника заключить договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, заключить договор на электроснабжение жилых помещений многоквартирного дома, с которого снят статус общежития (п.3.1 договора).
Согласно п. 1.2 договора его условия являются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом и подтверждено сторонами, истцу направлен для подписания договор управления указанным многоквартирным домом с приложением 1-3, получен Якимовым В.В., однако последний его подписывать не желает.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными законоположениями, суд отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на управляющую организацию заключить договор управления с Якимовым В.В.
Установив, что договор имеет пять приложений, являющихся его составной частью, при этом истцу направлены с договором лишь приложения 1-3, суд возложил обязанность на ООО «МИК» передать истцу приложения № 4-5 к договору от 29 мая 2020 года управления МКД по <адрес>.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку стороны состоят в фактических договорных отношениях, истцу договор управления передан для подписания, которое зависит от волеизъявления истца.
Учитывая, что управление многоквартирным домом осуществляется ООО «МИК», требования истца о возложении обязанности на ответчика заключить договора с ресурсоснабжающими организациями непосредственно с истцом, не основаны на требованиях закона.
Руководствуясь положениями статей 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 80(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, суд пришел к верному выводу о том, установка приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, которой ООО «МИК» не является.
Отказывая в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на ООО «МИК» обеспечить доставку квитанций по коммунальным услугам, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что квитанции на оплату услуги доставляются Якимову В.В. путем помещения в его почтовый ящик.
Как следует из пояснений сторон, принадлежащее истцу жилое помещение является комнатой в одной из секций бывшего общежития. В данной секции расположены четыре жилых комнаты, общий коридор, общая кухня, ванная и туалетная комнаты, которые отделены от общего коридора дверью. Из пояснений истца следует, что коридор, ванная и туалетная комнаты, кухня находится в пользовании собственников комнат данной секции.
Из представленного технического паспорта на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> следует, что это пятиэтажный <адрес> года постройки, бывшее общежитие.
В дальнейшем общежитие переведено в жилой фонд постоянного проживания граждан, жилые помещения (комнаты) многоквартирного дома приватизированы проживающими в них гражданами, тогда как с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
Согласно схеме размещения жилых помещений технического паспорта на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> на первом этаже дома имеется выделенная секция, состоящая из: жилой комнаты №, в которой проживает истец (по экспликации к техническому паспорту, литера А 1 комната №); жилой комнаты № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); жилой комнаты № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); жилой комнаты № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); коридор № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); кухня № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); туалет № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1); ванная № (экспликация к техническому паспорту, литера А 1).
Данная секция имеет входную дверь, которая ограничивает доступ посторонних лиц во внутрь данного помещения, рядом с секцией расположена лестница, ведущая на верхний этаж. В секции не имеется общих коридоров и общих вспомогательных помещений.
Данные обстоятельства подтверждены пояснениями сторонами в суде апелляционной инстанции, а также представленными фотографиями.
Частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Таким образом, секция многоквартирного дома, в которую входят жилые комнаты и вспомогательные помещения (кухня, душевая и туалетная комнаты), коридор, расположенные за пределами жилых комнат и предназначенные для использования гражданами, проживающими в жилых комнатах данной секции, аналогична коммунальной квартире.
В Жилищном кодексе Российской Федерации самостоятельное понятие «коммунальная квартира» отсутствует, поэтому в отношении коммунальной квартиры также используется понятие «квартира».
В соответствии с частями 3, 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, коммунальной квартирой является обособленное помещение в многоквартирном доме с несколькими жилыми комнатами и возможным прямым доступом к помещениям общего пользования, предназначенным для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан.
Статьями 41-43 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок пользования и содержания имущества в коммунальной квартире.
Согласно статье 43 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.
В силу части 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Проанализировав указанные выше положения жилищного законодательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что в общую площадь комнаты (в целях ее обслуживания) как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты, что обуславливает фактическую характеристику каждой секции спорного многоквартирного дома, состоящей из жилых комнат в совокупности с помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами, проживающими в данных комнатах, бытовых и иных нужд, (общий коридор, кухня, туалет и ванная комната), как коммунальной квартиры.
Обязанность же по содержанию и бремя несения соответствующих расходов на содержание вспомогательных помещений и коридоров, относящихся к отдельным секциям многоквартирного дома, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд жильцов данных конкретных секций и не предназначенных для использования их иными жильцами спорного дома, в силу статей 41 и 43 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственников помещений, входящих в состав конкретной секции многоквартирного дома, что исключает правомерность возложения данного бремени на управляющую организацию.
Доказательств того, что собственники помещений многоквартирного дома приняли решение об отнесении коридоров, кухонь, ванных и туалетных комнат к общему имуществу многоквартирного дома, истцом, в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Внесенное Государственной жилищной инспекции Сахалинской области предписания в адрес ООО «МИК» не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По вышеизложенным обстоятельствам, доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену или изменение решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Южно-Сахалинского городского суда от 02 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якимова Владимира Васильевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 февраля 2023 года.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Литвинова Т.Н.
Портнягина А.А.