Дело №2а-2190/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кетовой Л.С.
при секретаре Билаш А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Одинцовского городского прокурора Московской области к Беликову Сергею Александровичу о прекращении действия права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Одинцовский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Беликову Сергею Александровичу, просит прекратить действие права управления транспортными средствами Беликова Сергея Александровича, подтвержденного водительским удостоверением № от 14.04.2010 г.
В обоснование административных исковых требований Одинцовский городской прокурор указал, что 14.04.2010 г. ОГИБДД МУ МВД России «Одинцовское» Беликову С.А. выдано водительское удостоверение № подтверждающее право управления транспортными средствами категории «В, С», сроком действия до 14.04.2020 г. Беликов С.А. находится на диспансерном наблюдении в Одинцовском наркологическом диспансере с 20.04.2017 г. с диагнозом «.....» (№). По информации ГУЗ МО РФ «Одинцовский наркологический диспансер» административный ответчик имеет противопоказания к управлению транспортными средствами. Управление мото- и автотранспортными средствами лицом, состоящим на учете у врача-нарколога с соответствующим диагнозом, имеющим медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Административный истец Одинцовский городской прокурор Московской области в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Беликов С.А. в судебное заседание не явился, извещался судом о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заинтересованные лица: представители ОГИБДД МУ МВД России «Одинцовское», ГУЗ МО РФ «Одинцовский наркологический диспансер» в судебное заседание не явились, извещались судом о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения административного истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав мнение административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публичновластные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публичновластных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявление подано в защиту законных интересов неопределенного круга лиц ввиду невозможности определения круга лиц, чьи права и интересы нарушаются.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», право прокурора на обращения с заявлением в суд в порядке ст. 39 КАС РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» определены основные задачи: охрана жизни и здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу статей 25-26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и не имеющим ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со ст.23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, алкоголизм.
14.04.2010 г. РЭП ГИБДД по Одинцовскому муниципальному району Беликову С.А. выдано водительское удостоверение №, подтверждающее право управления транспортными средствами категории «В, С», сроком действия до 14.04.2020 г. (л.д.7).
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного от 20.03.2018 г., Беликов С.А. с 20.04.2017 г. состоит под диспансерным наблюдением в Одинцовском наркологическом диспансере с диагнозом «.....» (№).
Таким образом, Беликов С.А. страдает заболеванием, при котором управление транспортными средствами противопоказано, поскольку имеется реальная угроза жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, то есть неопределенного круга лиц.
Доказательств, подтверждающих факт наличия у Беликова С.А. стойкой ремиссии, суду представлено не было.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-1178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 14.04.2010 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░