УИД 11RS0010-01-2021-002707-80
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 23 декабря 2021 года
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Арефьева Т.Ю., рассмотрев дело № 5-1154/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительный трест «РСТ» (далее – ООО «РСТ»), ...
установил:
**.**.** года государственным инспектором отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора Е. в отношении юридического лица ООО «РСТ» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Дело передано на рассмотрение в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара г. Сыктывкара.
В судебном заседании защитник ООО «РСТ» П. действующий по доверенности от **.**.**., с протоколом не согласился и считает, что поскольку деятельность общества не ведется в связи с банкротством, и опасные производственные объекты не эксплуатируются, то нет необходимости осуществления контроля за данными объектами. Ввиду отсутствия каких-либо неблагоприятных последствий, просит прекратить дело за малозначительностью, в случае назначения наказания снизить административный штраф ниже наименьшего предела.
Представитель Печорского управления Ростехнадзора, составившее протокол об административном правонарушении, и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы защитника юридического лица, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В преамбуле к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.3 вышеуказанного Закона, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правшах в области промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Частью 2 ст.11 данного Федерального закона установлено, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее – Правила № 263).
Согласно п.14 Правил № 263 эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14(1) Правил № 263).
В соответствии с п.15 Правил № 263 в состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация: а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; б) организация системы управления промышленной безопасностью; в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности; д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти; е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах; н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, **.**.**. Печорским управлением Ростехнадзора установлено, что ООО «РСТ», эксплуатирующее в отчетном периоде опасные производственные объекты «... в нарушение требований п.2 ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в установленный срок - **.**.** не представлено в адрес Печорского управления Ростехнадзора или в адрес Сыктывкарского территориального отдела общепромышленного надзора Печорского управления Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля в соответствии с п.п. 14, 14.1, 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 №263.
Фактические обстоятельства совершения ООО «РСТ» правонарушения подтверждаются имеющимися доказательствами: актом об отсутствии сведений от **.**.**; свидетельством о регистрации опасных производственных объектов..., из которого следует, что ООО «РСТ» является организацией, эксплуатирующей опасные производственные ...; выпиской из ЕГРЮЛ от **.**.**, протоколом об административном правонарушении, фактически не оспариваются юридическим лицом.
Таким образом, бездействие ООО «РСТ» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что ООО «РСТ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Федерального закона №116-ФЗ, юридическим лицом не представлены.
Защитник ООО «РСТ» просит прекратить дело об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью правонарушения, ссылаясь на то, что работы на предприятии фактически не ведутся, опасные производственные объекты не эксплуатируются, каких-либо неблагоприятных последствий не наступило.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года N 1-П, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП Российской Федерации).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба.
С учетом вышеприведенных норм, правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, характер совершенного ООО «РСТ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, независимо от наступления общественно-опасных последствий не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным, поскольку объектом посягательства являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, а также учитывая, что ООО «РСТ» ранее постановлением ... от **.**.** по делу №... привлечено к административной ответственности по ... КоАП РФ, срок давности по которому не истек.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной нормы, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в редакции на дату совершения правонарушения).
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судом учитывается, что решением ... ... ООО «РСТ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, согласно картотеке размер неисполненных обязательств составляет более ... руб., включающих задолженность по заработной плате.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что позволяет применить положения ч. 3.2 и ч. 3.3 (в прежней редакции) ст. 4.1 КоАП РФ, и назначить ООО «РСТ» наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что составляет ....
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительный трест» ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ...
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления суда в законную силу по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.Ю. Арефьева