УИД 59RS0007-01-2023-002674-43
№88-20386/2024
Мотивированное определение изготовлено 22 ноября 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 06 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И., Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-153/2024 по иску Прокуратуры Свердловского района г. Перми к автономной некоммерческой организацией «Театр балета» Фуэте», обществу с ограниченной ответственностью «Труменс-групп» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
по кассационной жалобе автономной некоммерческой организацией «Театр балета» Фуэте» на решение Свердловского районного суда г. Перми от 01 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 мая 2024 года,
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к автономной некоммерческой организации «Театр балета «Фуэте» (далее также – АНО «Театр балета «Фуэте»), обществу с ограниченной ответственностью «Труменс-групп» (далее также – ООО «Труменс-групп»), с учетом уточнения о возложении обязанности на ответчиков устранить нарушения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, в частности: пунктов 2.3.1, 2.4.9, 2.8.2, 2.4.12 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, введенных в действие с 01 января 2021 года (далее - СП 2.4.3648-20); требований санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, введённых в действие с 01 января 2021 года (далее – СП 2.1.3678-20).
В обоснование требований указано, что в ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения требований федерального законодательства о санитарном-эпидемиологическом благополучии населения при оказании АНО «Театр балета «Фуэте» услуг несовершеннолетним и с их участием в нежилых помещениях, расположенных в цокольном этаже здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащего на праве аренды ООО «Труменс-групп» (торговый центр «Галерея), в частности: в помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодёжи, за исключением гардеробов, туалетов, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых, туалетов, помещений для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных и иных подсобных помещений, обеденных и тренажёрных залов для молодежи (абзац девятый пункта 2.3.1 СП 2.4.3648-20); мебель должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств (абзац первый пункта 2.4.9 СП 2.4.3648-20), для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяется помещение либо оборудуется место, исключающее доступ к нему детей; помещение оборудуют поддоном с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель, а также системой водоотведения (абзац первый пункта 2.4.12 СП 2.4.3648-20); в игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения; при глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола (абзац первый пункта 2.8.2 СП 2.4.3648-20).
Прокурор полагает, что указанные обстоятельства нарушают права неопределённого круга лиц на безопасные условия предоставления услуг, создают реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 01 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 мая 2024 года, исковые требования удовлетворены частично. На АНО «Театр балета «Фуэте» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение п. 2.3.1 СП 2.1.3678-20 Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в части размещения помещений для детей и молодежи в помещениях цокольного этажа. В удовлетворении остальной части иска, а также в требованиях к ООО «Труменс-групп», отказано.
В кассационной жалобе АНО «Театр балета «Фуэте» просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции верно указав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, неправильно их истолковал, произвольно применил закон, не в соответствии с толкованием разрешительной нормы, в частности, абз.13 п.1.3 СП 2.4.3648-20, распространяющий свое действие только на объекты, то есть здания и помещения, неправомерно указал на возможность его применения исключительно тем субъектом, который начал эксплуатировать помещение до 01 января 2021 года в соответствии с проектной документацией, по которой оно было построено. Суд, указав в апелляционном определении, что поскольку решение о создании АНО «Театр балета «Фуэте» (30 марта 2022 года) и договор субаренды помещения от 01 декабря 2022 года, расположенного на цокольном этаже оформлены после вступления в силу СП 2.4.3648-20, то эксплуатация помещения в соответствии с проектной документацией от 01 января 2021 года должна проводится одним и тем же лицом, тем самым дополнил норму СП 2.4.3648-20 собственным толкованием, добавив ещё одно условие возможности эксплуатации помещений в цоколе для пребывания детей, которое норма не содержит. СП 2.4.3648-20 предусматривает применение объектов всеми хозяйствующими субъектами при условии, если объекты введены в эксплуатацию до вступления его в силу, то есть до 01 января 2021 года, и если объекты эксплуатируются в соответствии с проектной документацией, по которой они были построены. При этом СП 2.4.3648-20 устанавливает требования к определенным видам деятельности, подлежащим их соблюдение всеми хозяйствующими субъектами, что прямо предусмотрено в п.1.1 и 1.2 СП 2.4.3648-20. Однако, установленные требования к объектам в СП 2.4.3648-20, связанные с разработкой проектной документации, не применяются к объектам при наличии условий, установленных абз.13 п.1.3 СП. Ссылаясь на правоприменительную практику, полагает, что позиция судов сводится к возможности эксплуатации помещений в цоколе/подвале для детского досуга при вводе его в эксплуатацию до вступления в силу СП 2.4.3648-20, при этом, не является предметом рассмотрения данных категорий дел вопрос о том, кто эксплуатировал помещение до 01 января 2021 года. Обращает внимание, что АНО «Театр балета «Фуэте» и ООО «Труменс-групп» фактически осуществляют одну и ту же деятельность с единой целью, поэтому не имеет значения, кто выступал из ответчиков заказчиком проекта и кто на данный момент фактически эксплуатирует помещение, поскольку оно эксплуатируется в соответствии с проектной документацией, утверждённой до вступления в силу СП 2.4.3648-20, что свидетельствует об отсутствии оснований в не применении в данном споре абз.13 п.1.3 СП 2.4.3648-20. Суды формально рассмотрели требования, без анализа фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в пояснениях относительно кассационной жалобы указало на обоснованность доводов и просило ее удовлетворить.
Принявшие участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции заседании посредством системы видеоконференц-связи представитель ответчика АНО «Театр балета «Фуэте», действующая на основании доверенности <данные изъяты> доводы кассационной жалобы поддержала, представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, действующая на основании доверенности <данные изъяты> указала обоснованность доводов кассационной жалобы, явившийся в зал судебного заседания прокурор Седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе <данные изъяты> указал на необоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что АНО «Театр балета «Фуэте» зарегистрировано в качестве юридического лица 25 апреля 2022 года на основании решения о создании и устава от 30 марта 2022 года, расположено в <данные изъяты>, основной вид деятельности – деятельность в области исполнительских искусств, дополнительные виды деятельности – деятельность учреждений культуры и искусства, деятельность в области спорта, зрелищно-развлекательная, танцплощадок, дискотек, школ танцев и предоставление прочих персональных услуг.
Согласно п. 2.2 Устава, утверждённого решением единственного учредителя АНО «Театр балета «Фуэте» <данные изъяты>, для достижения уставных целей АНО «Театр балета «Фуэте» осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: постановка балетных представлений (спектаклей), концертов и прочих сценических выступлений для детей и взрослых; организация и функционирование театральных трупп, состоящих из детей и взрослых; деятельность режиссёров, художников и монтажёров декораций, рабочих сцены, осветителей.
Договором субаренды от 01 декабря 2022 г., заключённым между АНО «Театр балета «Фуэте» и ООО «Труменс-групп», определено, что ООО «Труменс-Групп» (Арендатор) передало во временное возмездное возвратное владение и пользование (аренду) АНО «Театр балета «Фуэте» (Субарендатор) нежилые помещения общей площадью 708,06 кв. м, которые находятся в здании, расположенном по адресу: <данные изъяты> - кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.; указанные помещения расположены в цокольном этаже здания, в пункте 2.2 указанного договора определено, что Субарендатор использует арендуемое помещение для осуществления коммерческой деятельности, в приложении № 5 к договору указано, что разрешённым профилем деятельности Субарендатора в арендуемом помещении является организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений, деятельность ансамблей, театральных трупп, актёров, танцоров, организация платных услуг в сфере культуры и спорта, организация и проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов в целях реализации услуг в сфере культурно-развлекательного досуга общества.
В связи с обращением <данные изъяты> о незаконной деятельности АНО «Театр балета «Фуэте», АНО дополнительного образования «Школа хореографии «Фуэте», прокуратурой Пермского края прокурору Свердловского района г. Перми поручено провести проверку доводов обращения в части осуществления деятельности АНО ДО «Школа хореографии «Фуэте», АНО «Театр балета «Фуэте» по адресу: <данные изъяты>, - в том числе, о соблюдении строительных, санитарных, противопожарных норм в связи с деятельностью танцевальных классов в цокольном этаже.
Заместителем прокурора Свердловского района г. Перми 17 января 2023 года принято решение № 13 о проведении проверки АНО «Театр балета «Фуэте», предметом которой является соблюдение законодательства об образовании, о пожарной безопасности, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, строительных норм со сроком проведения с 18 января 2023 года до 16 февраля 2023 года.
По результатам проведенной 18 января 2023 года проверки соблюдения требований санитарного законодательства АНО «Театр балета «Фуэте» по адресу: <данные изъяты>, - используемых под танцевальные классы при осуществлении деятельности, выявлены нарушения, о чем врачами по общей гигиене Касаткиной Н.А., Филатовой С.В. в присутствии директора АНО «Театр балета Фуэте» Щербаковой А.К. составлен протокол (акт) санитарно-эпидемиологического обследования от <данные изъяты>.
В ходе проведённой 18 января 2023 года прокуратурой Свердловского района г. Перми совместно с врачами по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», сотрудником Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми проверки АНО «Театр балета «Фуэте» по адресу: <данные изъяты>, - выявлены нарушения, в том числе, требований санитарных правил:
согласно представленной копии технического паспорта нежилых помещений по <данные изъяты>, составленной по состоянию на 25 мая 2018 года, установлено, что обследуемые помещения АНО «Театр балета «Фуэте» расположены в цоколе здания (здание <данные изъяты> таким образом, допущено размещение помещений, используемых объектом для оказания услуг по обучению детей (танцевальные занятия) (залы №№ 1, 2, 3, 4) в цокольном этаже <данные изъяты> по фактическому адресу: <данные изъяты>, - что не соответствует требованиям пункта 2.3.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
на объекте АНО «Театр балета «Фуэте» при оказании услуги по обучению танцам детей естественное освещение не соответствует гигиеническим нормативам: в залах № 3 и № 4, коридорах, раздевалках № 1 и № 2, комнате отдыха для детей и родителей естественное освещение отсутствует, таким образом, помещения постоянного пребывания детей не обеспечены естественным освещением, что не соответствует требованиям пункта 2.8.2 СП 2.4.3648-20,
подсобные помещения не оборудованы поддоном с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель, а также системой водоотведения, что не соответствует требованиям пункта 2.4.12 СП 2.4.3648-20,
на момент санитарно-эпидемиологического обследования уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, не имеет маркировки в зависимости от назначения помещений и видов работ; инвентарь, предназначенный для уборки туалетов, хранится совместно с инвентарём для уборки залов, что не соответствует требованиям пункта 2.11 СП 2.1.3678-20.
По факту проведённой проверки прокурором Свердловского района г. Перми в адрес директора АНО «Театр балета «Фуэте» Щербаковой А.К. вынесено представление от 23.01.2023 № <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.1, ст.11, п.1 и п.2 ст. 24, п.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.3 ст.4, ч.1 ст. 6, ч.4 ст.82, ч.7 ст. 83 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», п. 1.1, п.1.2, п.1.3, п.2.3.1, п.2.4.9, п.2.4.12, п.2.8.2, п.2.11 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28, п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», п.2, п. 8, п.48 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении правил пожарной безопасности», разъяснениями, данными в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», приняв во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в суде АНО «Театр балета «Фуэте» устранены нарушения санитарных правил, указанные в иске прокурора, за исключением требований, содержащихся в п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20 о том, что в помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодежи, установив, факт использования по настоящее время в цокольном помещении здания АНО «Театр балета «Фуэте» для занятий с детьми и молодежью, учитывая возможность у ответчика АНО «Театр балета «Фуэте» по устранению указанных нарушений, пришел к выводу о возложении обязанности на АНО «Театр балет «Фуэте» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушение пункта 2.3.1 СП 2.4.3648-20 в части размещения помещений для детей и молодёжи в помещениях цокольного этажа.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и второй инстанций судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы, не усматривает.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены и с 01 января 2021 года введены в действие СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с абз. 9 п. 2.3.1 которых в помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодежи, за исключением гардеробов, туалетов, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых, туалетов, помещений для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных и иных подсобных помещений, обеденных и тренажерных залов для молодежи.
Установив, что АНО «Театр балета «Фуэте» допущено размещение помещений, используемых объектом для оказания услуг по обучению детей (танцевальные занятия) (залы №№ 1, 2, 3, 4) в цокольном этаже <данные изъяты> по фактическому адресу: <данные изъяты>, что не соответствует требованиям п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», что у ответчика АНО «Театр балета «Фуэте» имеется возможность по устранению нарушений абз.9 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20 в части размещения помещений для детей и молодежи в помещениях цокольного этажа нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Действительно абз. 13 п. 1.3 СП 2.1.3648-20 предусмотрено, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, вопреки доводам кассационной жалобы, при установленном нижестоящими судами обстоятельстве принятия решения о создании АНО «Театр балета «Фуэте» 30 марта 2022 года и заключении договора субаренды помещений, расположенных в цокольном этаже 01 декабря 2022 года на срок 11 месяцев с даты подписания договора, то есть после утверждения и введения в действие СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», то есть в то время, когда уже установлено, что в помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодежи, оснований для применения положений абз. 13 п. 1.3 СП 2.1.3648-20 у нижестоящих судов не имелось.
Указанные доводы кассатора являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции обоснованно отклонены, по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 01 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организацией «Театр балета «Фуэте» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи