Судья Нуждин В.Н. Дело № 66а-3017/2021
(номер дела в суде первой инстанции 3а-2/2021
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 26 октября 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Батялова В.А., Калугина Д.М.
при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» о признании частично недействующими решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г. Нижний Новгород на территории Нижегородской области» (в редакции решения от 27 декабря 2019 года №68/1) и решения от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», об обязании региональной службы по тарифам Нижегородской области принять нормативные правовые акты, заменяющие решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2, от 23 декабря 2010 года №48/2 в редакции решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/1, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 9 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО13, ФИО14, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО8, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Нижновэнерго» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с 01 января 2020 года пункта 39 Приложения №2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год» в части НВВ ПАО «МРСК Центра и Приволжья», г. Нижний Новгород, без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 18 319 678,30 тысяч рублей; признать недействующим с 01 января 2020 года Приложение №1 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород на территории Нижегородской области» в редакции решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/1 «О внесении изменений в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород на территории Нижегородской области» в части необходимой валовой выручки (НВВ) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) на территории Нижегородской области на 2020 год в размере 18 319 678,30 тысяч рублей; обязать региональную службу по тарифам Нижегородской области принять нормативные правовые акты, заменяющие решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2, от 23 декабря 2010 года №48/2 в редакции решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/1, в тех их частях, о признании недействующими которых просит административный истец, установив необходимую валовую выручку (НВВ) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) на территории Нижегородской области на 2020 год в размере 19 822 563,91 тысяч рублей.
В обоснование заявленных требований ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указало на то, что в нарушение требований пунктов 7, 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее также – Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, Основы ценообразования), региональной службой по тарифам Нижегородской области при установлении необходимой валовой выручки и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год не учтен налог на прибыль, который относится к неподконтрольным расходам сетевой организации, учитываемым при тарифном регулировании в составе НВВ. В частности, региональной службой по тарифам Нижегородской области не учтен факт превышения фактически понесенных в 2018 году расходов по уплате налога на прибыль в размере 977 512,21 тысяч рублей над ранее учтенным плановым значением 254 418,30 тысяч рублей. Отклонение составило 723 093,91 тысяч рублей. С учетом применения к данной сумме индексов потребительских цен за 2019-2020 года, суммарный размер корректировки на основе фактических данных за 2018 год должен увеличиться до 779 791,70 тысяч рублей.
Кроме того, региональной службой по тарифам Нижегородской области в нарушении действующего законодательства определена плановая величина налога на прибыль на 2020 год в размере 254 418,3 тысяч рублей, однако величина неучтенного планового налога на прибыль составляет 723 093,91 тысяч рублей.
По мнению административного истца, общая сумма неучтенного в НВВ 2020 года налога на прибыль составила 1 502 885,61 тысяч рублей.
В судебном заседании представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 просили заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО13 в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления ПАО «МРСК Центра и Приволжья» отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились
Решением Нижегородского областного суда от 9 июля 2021 года административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» удовлетворено частично.
Признано недействующим со дня принятия решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород на территории Нижегородской области» (в редакции решения от 27 декабря 2019 года №68/1) в части необходимой валовой выручки (НВВ) акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» (ИНН №), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) на территории Нижегородской области на 2020 год в размере 18 319 678,30 тысяч рублей (Приложение №1).
Признано недействующим со дня принятия решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», в части необходимой валовой выручки (НВВ) акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» (ИНН №), г. Нижний Новгород, без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 18 319 678,30 тысяч рублей (пункт 39, Приложение №2).
Возложена обязанность на региональную службу по тарифам Нижегородской области принять заменяющие нормативные правовые акты.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» отказано.
Сообщение о принятом решении постановлено опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Нижегородской области.
С принятым решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Нижегородской области содержится просьба об отмене решения Нижегородского областного суда от 9 июля 2021 года и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Поскольку, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, не правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный ответчик указал, что принимая решение о частичном удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из результатов проведенных экспертами <данные изъяты> и экспертами <данные изъяты> по делу судебных экспертиз.
В то время как экспертных заключения опровергают доводы административного истца о необходимости определения объема затрат по налогу на прибыль исключительно на основании документов бухгалтерской отчетности за предшествующий период; о достаточности имевшихся в материалах тарифного дела документов для учета затрат по налогу на прибыль в заявленном административным истцом объеме; о возможности определения экономически обоснованной суммы налога на прибыль на основании пункта 20 Методических указаний №228-э, о чем указывают на противоречие данной нормы пункта 20 Основ ценообразования.
Административный ответчик полагает, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в материалы тарифного дела не представило документов, подтверждающих экономическую обоснованность доходов организации и отнесение их непосредственно на регулируемый вид деятельности, с которых был оплачен налог на прибыль.
Кроме того указывает, что ни административным истцом, ни судом первой инстанции не опровергнут расчет экономически обоснованных фактически расходов по оплате налога на прибыль, подлежащих включению в НВВ организации, произведенный РСТ Нижегородской области с учетом выплаты дивидендов и финансирования мероприятий инвестиционной программы. Поскольку, рассчитанная экономически обоснованная величина налога на прибыль является меньше учтенной органом регулирования, права и законные интересы административного истца оспариваемым решением не нарушены.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности принятого решения.
В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика Региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО13, ФИО14, поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представители административного истца ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО8 в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ) и иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).
К таким актам, в том числе, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 6 августа 2004г. № 20- э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методические указаниям по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 18 марта 2015г. № 421-э (далее - Методические указания № 421-э).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области является исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на услуги по передаче электрической энергии (мощности), в соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 г. № 171.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Нижновэнерго») является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.
Приказом ФСТ России от 27 июня 2008 года 236-э «О включении (исключении) организации в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» (с учетом Приказа ФАС России от 10 декабря 2015 года №1231/15 «О внесении изменений в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль») ПАО «МРСК Центра и Приволжья», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным №52.1.258, в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» введены государственное регулирование и контроль.
23 декабря 2010 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», <адрес>, на территории Нижегородской области» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 28 декабря 2010 года №143 (25319).
Решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 29 апреля 2011 года №15/12 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 14 мая 2011 года №50 (25370) и от 21 мая 2011 года №53 (25373)), от 28 апреля 2012 года №17/2 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 30 мая 2012 года №26/3 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 19 июня 2012 года №62 (25526)), от 15 июня 2012 года №30/2 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 23 июня №64 (25528)), от 03 августа 2012 года №40/2 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 21 августа 2012 года №88 (25552)), от 12 октября 2012 года №50/4 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 27 октября 2012 года № 117 (25581)), от 21 декабря 2012 года № 73/3 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 29 декабря 2012 года № 143 (25607)), от 28 декабря 2012 года № 75/1 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru в разделе «Документы»/Решения службы»), от 22 августа 2013 года №36/1 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 24 августа 2013 года №89 (25696)), от 20 декабря 2013 года №68/2 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 28 декабря 2013 года №142 (25749)), от 21 августа 2014 года №36/1 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 30 августа 2014 года №89 (25838)), от 25 декабря 2014 года №63/1 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 27 декабря 2014 года №137 (25886)), от 14 января 2015 года №1/6 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru в разделе «Документы»/Решения службы»), от 26 июня 2015 года №22/1 (включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 20 июля 2015 года №07139-516-022/1 и опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 29 августа 2015 года №87 (25973)), от 25 сентября 2015 года №31/2 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 26 сентября 2015 года № 99 (25985)), от 25 декабря 2015 года №53/8 (опубликовано в газете «Комсомольская правда» от 29 декабря 2015 года №148 (26476)), от 30 июня 2016 года №20/7 (опубликовано в газете «Нижегородская правда» от 07 июля 2016 года №67 (26088)), от 29 декабря 2016 года №58/2 (опубликовано в газете «Комсомольская правда» 30 декабря 2016 года №148 (26625)), от 31 января 2017 года №6/15 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 30 ноября 2017 года №61/67 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 25 декабря 2017 года №68/4 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 12 марта 2018 года №8/1 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 25 декабря 2018 года №57/8 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 27 декабря 2019 года №68/1(опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru), от 25 декабря 2020 года №56/4 (опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru) в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 внесены изменения.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 (в оспариваемой редакции) установлены:
необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», г. Нижний Новгород (далее также – ПАО «МРСК Центра и Приволжья») на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на территории Нижегородской области согласно Приложению 1 (пункт 2.1);
долгосрочные параметры регулирования для ПАО «МРСК Центра и Приволжья», применяющего метод доходности инвестированного капитала (RAB) при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области согласно Приложению 2 (пункт 2.2).
В Приложении 1 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 (в редакции решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/1) установлена НВВ ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (без учета потерь) на территории Нижегородской области на 2020 года в размере 18 319 678,30 тысяч рублей.
27 декабря 2019 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год» (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2).
Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 31 декабря 2019 года № и опубликовано в официальном сетевом издании «Нижегородская правда» www.pravda-nn.ru, 31 декабря 2019 года.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 (в оспариваемой редакции) установлены с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно:
единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области, поставляемой прочим потребителям, согласно Приложению №1 (пункт 1);
размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области согласно Приложению 2 (пункт 2);
показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области согласно Приложению 3 (пункт 3);
единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно Приложению 4 (пункт 4).
Пунктом 39 Приложения №2 к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлена на 2020 год:
HBB без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 18 319 678,30 тысяч рублей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.
Закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац четвертый пункта 1 статьи 20).
Так, перечисляя принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, статья 23 данного федерального закона относит к ним определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, а также учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2).
Согласно пункта 3 данной статьи федеральный законодатель, конкретизируя принцип достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, установил, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), достигается в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (Основы ценообразования). Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Методические указания).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод доходности инвестированного капитала.
В соответствии с пунктами 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Данное нормативное регулирование направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов сетевых организаций и интересов потребителей.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 33 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе установленных долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования, составляющий не менее пяти лет.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского Зачета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02).
Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. Однако, исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования, регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налога на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.
Из пункта 17 Правил регулирования цен следует, что к заявлениям, направляемым в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы, в том числе: бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 24 Правил регулирования цен в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обратилось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с предложением по учету в необходимой валовой выручке на 2020 год налога на прибыль.
Предложение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по статье «Налог на прибыль» на 2020 год составило 1 757 303,91 тысяч рублей, при этом Общество указало, что предложение сформировано на основании фактического налога на прибыль за 2018 год по регулируемым видам деятельности и плана на 2020 год.
В составе обосновывающих материалов к заявлению ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представило в региональную службу по тарифам Нижегородской области: бухгалтерскую отчетность за 2018 год, копию квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, копии налоговых деклараций за 2018 год, копии регистров бухгалтерского учета, копии первичных документов, отражающих факты хозяйственной деятельности, справка по расчету налога на прибыль за 2018 год, принципы распределения расходов из прибыли между филиалами ПАО «МРСК Центра и Приволжья», пояснения к бухгалтерской отчетности за 2018 год, аудиторское заключение независимого аудитора <данные изъяты> за 2018 год, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения №, №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения №, №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, платежные поручения № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения предложения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и представленных Обществом в материалы тарифного дела обосновывающих документов, было подготовлено Экспертное заключение №№ от ДД.ММ.ГГГГ и Экспертное заключение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из экспертных заключений следует, что тарифный орган на основании пунктов 7 и 20 Основ ценообразования не принял представленные Обществом сведения о размере налога на прибыль, признав его экономически необоснованным, и учел в расчете НВВ ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год в составе неподконтрольных расходов налог на прибыль за 2018 год в размере 254 418,30 тысяч рублей и на плановый 2020 год в размере 254 418,30 тысяч рублей.
В экспертных заключениях указано, что в качестве обосновывающих документов по статье налог на прибыль в составе тарифного дела представлены справка по расчету налога на прибыль за 2018 год, а также принципы распределения расходов из прибыли между филиалами ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за подписью и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Распределение налога на прибыль между видами деятельности (регулируемая и нерегулируемая) производится в соответствии с учетной политикой организации. В соответствии с изложенным, на филиал Нижновэнерго исполнительным аппаратом Общества распределено расходов по уплате налога на прибыль за 2018 год на сумму 977 512 тысяч рублей, в т.ч. 949 464 тысяч рублей – налог на прибыль по передаче электрической энергии, 33 134 тысяч рублей – налог на прибыль по технологическому присоединению.
Фактически на филиал Нижновэнерго распределено по итогам 2018 года чистой прибыли 4 719 370 тысяч рублей, что составляет 36,25% от всей чистой прибыли ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Для сравнения объем накопительного «сглаживания» за 2011-2019 годы составляет 1 604 661,6 тысяч рублей с учетом дисконтирования.
В составе материалов тарифного дела отсутствуют пояснения о причинах и источниках формирования прибыли ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в размере 13 млрд. рублей по итогам 2018 года, а также документальное подтверждение экономической обоснованности распределения на Нижновэнерго прибыли в сумме 4,72 млрд. рублей (что составляет 36,6% от НВВ на содержание за 2018 год) и налога на прибыль в сумме 0,98 млрд. рублей при плановой величине, учтенной на 2018 год, 0,25 млрд. рублей.
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представило в региональную службу по тарифам Нижегородской области особое мнение к заседанию Правления РСТ Нижегородской области с обосновывающими материалами (исх. ДД.ММ.ГГГГ №№), в котором выразило свое несогласие с включением в состав НВВ затрат по статье «Налог на прибыль» в размере 254 418,30 тысяч рублей за 2018 год и плановую величину налога на прибыль на 2020 год в размере 254 418,30 тысяч рублей. Величина неучтенного налога на прибыль за 2018 год с учетом корректировки составила 779 792 тысяч рублей, величина неучтенного планового налога на прибыль на 2020 год составила 723 094 тысяч рублей. Общая сумма неучтенного в НВВ 2020 года налога на прибыль составила 1 502 885 тысяч рублей. Кроме того, в особом мнении изложена позиция о несогласии с подходом регулирующего органа и причины возникновения прибыли ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ № и №.
Согласно протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам рассмотрения экспертного заключения, особого мнения ПАО «МРСК Центра и Приволжья», материалов тарифного дела, а именно: расчета налога на прибыль филиала «Нижновэнерго» за 2018 год, отчета о финансовых результатах ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за 2018 год, налоговой декларации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по уплате налога на прибыль за 2018 год, копий платежных поручений по уплате налога на прибыль за 2018 год, копий приказов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы, направленной на соблюдение правил ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электроэнергии» и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единых типовых принципов ведения раздельного учета доходов и расходов», с учетом требований пункта 7 Основ ценообразования предложение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» по учету необходимой валовой выручке на 2020 год налога на прибыль по факту 2018 года и по плану на 2020 год в размере 977 512,21 тысяч рублей отклонено.
На основании рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов, представленных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», экспертных заключений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области» внесены изменения, в таблице Приложения № к решению цифры «19 558 486,20» заменены цифрами «18 319 678,30».
На основании рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов, представленных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», экспертных заключений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания Правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлены с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно: единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области, поставляемой прочим потребителям, согласно Приложению 1 (пункт 1); размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области согласно Приложению 2 (пункт 2); показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области согласно Приложению 3 (пункт 3); единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно Приложению 4 (пункт 4).
Таким образом, при корректировке НВВ на 2020 года, оформленной вышеуказанными решениями, тарифным органом исключены заявленные ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 977 512,21 тысяч рублей (налог на прибыль по факту 2018 года), как экономически необоснованные расходы предыдущих периодов регулирования.
Основанием исключения указанных расходов послужило отсутствие пояснений о причинах и источниках формирования прибыли ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в размере 13 млрд. рублей по итогам 2018 года, а также документальное подтверждение экономической обоснованности распределения (отнесения) на Нижновэнерго прибыли в сумме 4,72 млрд. рублей (что составляет 36,6% от НВВ на содержание за 2018 год) и налога на прибыль в сумме 0,98 млрд. рублей при плановой величине, учтенной на 2018 год, 0,25 млрд. рублей. При этом, факт оплаты налога на прибыль в заявленном размере сторонами не оспаривался.
В рамках рассмотрения данного дела в суде первой инстанции определением суда назначена судебная экспертиза, на разрешение экспертов поставлены вопросы о том, является ли экономически обоснованной сумма налога на прибыль в размере 254 418,30 тысяч рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, об установлении размера налога на прибыль, подлежащего включению в необходимую валовую выручку и определения расчетной величины налога на прибыль за 2018 год, исходя из параметров регулирования филиала «Нижновэнерго». Проведение экспертизы поручено экспертам <данные изъяты>
Согласно заключению экспертов <данные изъяты> по делу № от 13 августа 2020 года:
1) сумма налога на прибыль в размере 254 418,3 тысяч рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактических расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год), в соответствии с решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об становлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиала «Нижновэнерго» не является экономически обоснованной.
2) На основании документов, представленных экспертам, экономически обоснованный размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку «Нижновэнерго» на 2020 год, составляет:
- плановые расходы на 2020 год (в составе неподконтрольных расходов): 849 118,40 тысяч рублей,
- составляющая корректировка НВВ по итогам 2018 года, включаемой в плановую НВВ на 2020 год по филиалу «Нижновэнерго», в части, соответствующей разнице планового и фактического налога на прибыль за 2018 год: 594 700,10 тысяч рублей. Итого 1 443 818,50 тысяч рублей.
3) Расчетная величина налога на прибыль за 2018 год, исходя из параметров регулирования филиала «Нижновэнерго», использованных РСТ Нижегородской области при установлении тарифов на 2018 год, на основании пункта 20 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года №228-э, составляет 1 312 568,55 тысяч рублей.
В экспертном заключении экспертами высшей школы экономики отмечено, что одновременно с действующей формулой расчета величины налога на прибыль в составе неподконтрольных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, утвержденный п.20 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестирования капитала, действует п.20 Основ ценообразования, согласно которому в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организации по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным раздельного учета за последний истекший период.
Регулирующий орган в праве проводить анализ экономической обоснованности величины расходов по налогу на прибыль, отраженных компанией в данных раздельного учета, при этом он исходит из установленного Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике перечня документов, представленных в материалы тарифного дела с заявлением об установлении тарифов, исследует документы, предоставленные сетевой организацией по собственной инициативе, кроме того, регулирующий орган неограничен в возможности получения дополненных документов, поскольку вправе самостоятельно сформулировать в своем запросе перечень дополнительных материалов и требований к ним.
Экспертами был проведен анализ протоколов (экспертных заключений), утвержденных РСТ Нижегородской области с 2015 года, когда нормы пункта 20 Основ ценообразования вступили в законную силу. Начиная с 2015 года и до тарифных периодов 2019-2020 годов РСТ Нижегородской области ежегодно учитывались фактические расходы по налогу на прибыль по предшествующему периоду регулирования, при корректировке ранее установленных плановых значений расходов по налогу на прибыль с учетом фактических расходов. В тоже время, при определении плановой величины расходов по уплате налога на прибыль на очередной период регулирования РСТ Нижегородской области не учитывала суммы фактического налога на прибыль, и исходило из собственных расчетов.
Экспертами был сделан вывод, что при регулировании на 2019-2020 годы фактические расходы по налогу на прибыль не учитывались, нормы пункта 20 Основ ценообразования в электроэнергетике не соблюдались со ссылкой на недостаточность обоснований величины прибыли и налога на прибыль.
По мнению экспертов высшей школы экономики, по итогам определения экономически обоснованных фактических расходов по налогу на прибыль за 2018 год, необходимо:
- учесть соответствующую сумму при определении плановых расходов по налогу на прибыль регулируемой организации на 2020 год,
- учесть соответствующую сумму при расчете корректировке НВВ по итогам 2018 года (включив в расчет корректировки разницу между фактическими расходами по налогу на прибыль за 2018 год, признанными обоснованными регулирующим органом, и плановыми расходами по налогу на прибыль, учтенными в НВВ на 2018 год.
РСТ Нижегородской области расходы по налогу на прибыль на 2020 год были определены по иному алгоритму. При этом, РСТ Нижегородской области у филиала «Нижновэнерго» был запрошен ряд документов, тем не менее РСТ Нижегородской области полученную информацию сочла недостаточной для обоснования величины прибыли и налога на прибыль. Не смотря на то, что информации, предоставленной в тарифном деле, было достаточно для выполнения собственного расчета экономически обоснованной величины налога на прибыль. РСТ Нижегородской области приняла налог на прибыль по факту 2016 года (соответствует плану 2018 года), не выполнив собственного расчета, и не формируя конкретной позиции об обоснованности поэлементного расчета налога на прибыль за 2018 год.
Эксперты <данные изъяты> пришли к выводу, что сумма налога на прибыль в размере 254 418,3 тыс. руб., учтенная в необходимой валовой выручке филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактических расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год), не является экономически обоснованной.
В экспертном заключении экспертам высшей школы экономики был произведен детальный расчет экономически обоснованного размера налога на прибыль за 2018 год, а также экономически обоснованный размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактически расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год).
По ходатайству представителя ответчика, определением суда первой инстанции назначена повторная судебная экспертиза, на разрешение экспертов поставлены вопросы о том, является ли экономически обоснованной сумма налога на прибыль в размере 254 418,30 тысяч рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, об установлении размера налога на прибыль, подлежащего включению в необходимую валовую выручку и определения расчетной величины налога на прибыль за 2018 год, исходя из параметров регулирования филиала «Нижновэнерго». Проведение экспертизы поручено экспертам <данные изъяты>
Согласно заключению экспертов <данные изъяты> по делу №:
1) По мнению экспертов <данные изъяты>, сумма налога на прибыль в размере 254 418,3 тыс. рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактических расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год), в соответствии с решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья – филиала «Нижновэнерго» (в редакции от 27 декабря 2019 года №68/1), не является экономически обоснованной.
2) По мнению экспертов <данные изъяты>, на основании документов, представленных экспертам, экономически обоснованный размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, составляет, составляет 1 162 908,1 тыс.руб., в т.ч. 691 526,4 тыс.руб. (плановые расходы на 2020 год) и 471 381,7 тыс.руб. (корректировка в сумме разности фактически обоснованных и плановых расходов за 2018 год с применением индекса-дефлятора на 2019 год и на 2020 год).
3) По мнению экспертов <данные изъяты>, расчетная величина налога на прибыль за 2018 год, исходя из параметров регулирования филиала «Нижновэнерго», использованных РСТ Нижегородской области при установлении тарифов на 2018 год, на основании пункта 20 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказа ФСТ России от 30 марта 2012 года №228-э, составляет 1 175 384,50 тыс. руб.
В экспертном заключении экспертами <данные изъяты> отмечено, что при регулировании тарифов на 2020 год величину налога на прибыль необходимо определять в соответствии с положениями пункта 20 Основ ценообразования.
Распределение расходов по налогу на прибыль по филиалу «Нижновэнерго» за 2018 год между видами деятельности проведено Обществом следующим образом:
- налог на прибыль по виду деятельности «Технологическое присоединение» определен, исходя из разницы доходов (391 583 тыс. руб.) и расходов (225 915 тыс. руб.) по данному виду деятельности, налоговой ставки (20%) и составил по расчету Общества 33 334 тыс. руб.;
- налог на прибыль по прочим (нерегулируемым) видам деятельности определен, исходя из разницы доходов (221 612 тыс. руб.) и расходов (247 041 тыс. руб.) по данному виду деятельности, налоговой ставки (20%) и составил по расчету Общества -5 086 тыс. руб.;
- налог на прибыль по виду деятельности «услуги по передаче электроэнергии» определен как разница между налогом на прибыль в целом, отнесенным на филиал, и налогом на прибыль по виду деятельности «Технологическое присоединение» и по прочим видам деятельности и составил по расчету Общества 949 464 тыс. руб.
Рассмотрев представленные в материалах тарифного дела расчеты и обосновывающие материалы в отношении величины предлагаемых Обществом и фактических расходов по налогу на прибыль, эксперты <данные изъяты> отметили, что показатели, используемые Обществом для расчета фактической величины налога на прибыль за 2018 год, относимой на филиал «Нижновэнерго», не имеют документального подтверждения в материалах тарифного дела.
По мнению экспертов <данные изъяты>, Обществом не представлен анализ фактических результатов регулируемой деятельности филиала, доказывающий невозможность частичного финансирования расходов по налогу на прибыль за счет иных источников, помимо тарифных, т.ч. за счет дополнительно полученных доходов (в т.ч. взысканных с контрагентов пеней и штрафов), остающихся в распоряжении Общества, и оптимизации (сокращения) подконтрольных (операционных) расходов Общества.
Кроме того, учет фактической величины расходов по налогу на прибыль за 2018 год, относимых на филиал «Нижновэнерго» по данным раздельного учета, без анализа их экономической обоснованности, в т.ч. без оценки наличия имевшихся в распоряжении Общества иных источников покрытия расходов по уплате налога на прибыль, помимо тарифных, противоречит принципу экономической обоснованности, определенному Федеральным законом «Об электроэнергетике» №35-ФЗ в качестве одного из принципов тарифного регулирования.
По мнению экспертов <данные изъяты>, РСТ Нижегородской области справедливо сделан вывод об отсутствии подтверждения экономической обоснованности распределения на «Нижновэнерго» прибыли в сумме 4,72 млрд. руб. (что составляет 36,6% от НВВ на содержание сетей за 2018 год) и фактических расходов по налогу на прибыль в сумме 0,98 млрд. руб.
При этом РСТ Нижегородской области принята к учету в НВВ на 2020 год сумма налога на прибыль на 2020 год в размере 254 418,3 тыс. руб., что соответствует утвержденной величине налога на прибыль на 2018 год и на 2019 год, которая в свою очередь, при установлении НВВ на 2018 год была принята на уровне фактических расходов по налогу на прибыль ПАО «МРСК Центра и Приволжья», распределенных на филиал «Нижновэнерго» за 2016 год. Заявленные Обществом к учету полученные фактические результаты по налогу на прибыль на 2019 год РСТ Нижегородской области отклонены, корректировка расходов по налогу на прибыль за 2018 год в размере разница между фактическими и учтенными при установлении налога на прибыль на 2018 год РСТ Нижегородской области не проводилась.
Эксперты РАНХиГС отметили, что пунктом 20 Основ ценообразования предусматривается учет расходов по налогу на прибыль исходя из фактических расходов за последний истекший период. Иные способы учета расходов по налогу на прибыль, в том числе на уровне утвержденных расходов за предшествующие периоды, либо на уровне фактических расходов за периоды, отличные от последнего истекшего, Основами ценообразования не предусмотрены. Фактические расходы по налогу на прибыль за периоды, предшествующие последнему истекшему периоду, не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованного фактического уровня расходов за последний истекший период ввиду различий в формировании результатов деятельности Общества.
Как следует из Экспертного заключения по предложению о долгосрочных параметрах регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала и величине необходимой валовой выручки, представленному ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Нижновэнерго») на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года», РСТ Нижегородской области сделан вывод об отсутствии подтверждений экономической обоснованности предложений Общества в отношении величины расходов по налогу на прибыль. Указанный вывод, по мнению экспертов <данные изъяты> является обоснованным. Однако собственный анализ с целью определения экономически обоснованного фактического уровня расходов по налогу на прибыль по филиалу «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за 2018 год регулирующим органом на основе имеющихся материалов тарифного дела не проводился, расходы по налогу на прибыль приняты на уровне, соответствующем утверждавшемуся по данной статье расходов на предшествующие периоды регулирования (на 2018 год и на 2019 год), что не соответствует положениям пункта 20 Основ ценообразования.
Детальный анализ представленных материалов тарифного дела, материалов административного дела позволил экспертам <данные изъяты> прийти к выводу, что сумма налога на прибыль в размере 254 418,3 тыс. рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактических расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год), является экономически необоснованной. При этом эксперты <данные изъяты> установили, что показатели, используемые Обществом для расчета фактической величины налога на прибыль за 2018 год, относимой на филиал «Нижновэнерго», не имеют документального подтверждения в материалах тарифного дела.
В экспертном заключении экспертам <данные изъяты> был произведен расчет экономически обоснованного размера налога на прибыль за 2018 год, а также экономически обоснованный размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год (сумма разности плановых и фактически расходов 2018 года, а также плановых расходов на 2020 год).
Как пояснил в судебном заседании эксперт <данные изъяты> ФИО15 размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, а также величина налога на прибыль 2018 года, содержащиеся в заключениях по вопросу 2 и 3 Экспертного заключения, являются расчетными и определяются в зависимости от полноты представленных материалов (документов).
С учетом вышеизложенных обстоятельств, включая заключения судебных экспертиз, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решения тарифного органа в оспариваемых частях не соответствуют положениям пунктов 7 и 20 Основ ценообразования, статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, а решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г.Нижний Новгород на территории Нижегородской области» (в редакции решения от 27 декабря 2019 года №68/1) в части необходимой валовой выручки (НВВ) акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» (ИНН №), г. Нижний Новгород (без учета оплаты потерь) на территории Нижегородской области на 2020 год в размере 18 319 678,30 тысяч рублей (Приложение №1), решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», в части необходимой валовой выручки (НВВ) акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» (ИНН №), г. Нижний Новгород, без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 18 319 678,30 тысяч рублей (пункт 39, Приложение №2), признанию недействующими.
Определяя момент, с которого решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 23 декабря 2010 года №48/2 (в редакции решения от 27 декабря 2019 года №68/1), от 27 декабря 2019 года №68/2 должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции верно руководствовался пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, и признал нормативные правовые акты не действующими со дня их принятия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что экспертные заключения опровергают доводы административного истца о необходимости определения объема затрат по налогу на прибыль исключительно на основании документов бухгалтерской отчетности за предшествующий период; о достаточности имевшихся в материалах тарифного дела документов для учета затрат по налогу на прибыль в заявленном административным истцом объеме, не влияют на законность выводов суда первой инстанции об экономически необоснованной сумме налога на прибыль в размере 254 418,3 тыс. рублей, учтенная в необходимой валовой выручке филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, в соответствии с решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области от 27 декабря 2019 года №68/2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2020 год», от 23 декабря 2010 года №48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья – филиала «Нижновэнерго» (в редакции от 27 декабря 2019 года №68/1), а потому не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылка представителя административного ответчика в апелляционной жалобе на состоявшийся судебный акт о проверке тарифного решения на период 2019 года также не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку предметом проверки являлся иной нормативный правовой акт.
Анализ суммы экономически обоснованных затрат, определённой экспертами <данные изъяты> и <данные изъяты>, содержащийся в апелляционной жалобе не имеет правового значения для проверки законности принятого судом первой инстанции решения, поскольку суд первой инстанции не возложил на региональную службу по тарифам Нижегородской области обязанности установить в заменяющих нормативных актов необходимую валовую выручку в конкретном размере, ввиду того, что принятие заменяющих нормативных правовых актов является исключительной прерогативой региональной службы по тарифам Нижегородской области, а размер налога на прибыль, подлежащий включению в необходимую валовую выручку филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2020 год, а также величина налога на прибыль 2018 года, являются расчетными и определяются в зависимости от полноты представленных материалов (документов).
Исходя из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.
При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Нижегородского областного суда от 9 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи