Решение по делу № 2-11515/2024 от 01.07.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2024 года                                  <адрес>,

<адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сорокина Ю.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБУ «Красногорская городская служба» о взыскании денежных средств,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к МБУ «Красногорская городская служба», в котором просит взыскать с ответчика денежную сумму в размере 103 810,28 руб. за нанесённый ущерб по превышению оплаты за тепловую энергию по отоплению из-за бездействия по поверке ОДПУ тепловой энергии по отоплению.

В обоснование исковых требований указано, что в МКД по адресу: <адрес>, срок поверки ОДПУ тепловой энергии на отопление истек ДД.ММ.ГГГГ. МБУ «Красногорская городская служба» как управляющая организация бездействовала, не выполняла свои обязательства по метрологической поверке всех ОДПУ, в том числе и по тепловой энергии на отопление, тем самым оказывала коммунальные услуги ненадлежащего качества. В связи с чем, МБУ «Красногорская городская служба» перевела МКД в разряд необорудованных ОДПУ и производила доначисления собственникам МКД, исходя из расчета по нормативам. Вышеуказанные обстоятельства и оказание коммунальных услуг ненадлежащим образом, а также причиненный ущерб подтверждаются ответами на обращения истца в АО «Красногорская теплосеть», ООО «Рубин», ООО «МосОблЕИРЦ» и платежной квитанцией за май 2024 <адрес> превышение начислений по лицевому счету истца с ДД.ММ.ГГГГ до подачи иска составило 1 539,46 руб., что за период июль 2023 – декабрь 2024 (срок проведения гипотетической поверки ОДПУ силами ООО «Рубин») составит 27 710,28 руб., из которых 18 473,52 руб. истец оплатил на счет АО «Красногорская теплосеть». Оценка нанесенного ущерба истцу от результатов оказания МБУ «Красногорская городская служба» коммунальных услуг ненадлежащего качества составила: ущерб по превышению оплаты за тепловую энергию по отоплению – 27 710,28 руб., компенсация морального вреда – 25 000 руб., компенсация за потерянное время – 50 000 руб., расходы по госпошлине – 300 руб., почтовые расходы – 800 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика МБУ «Красногорская городская служба» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам письменных возражений.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из содержания приведенных норм следует, что приоритетным способом определения объема поставленных энергоресурсов является способ, основанный на измерениях прибора учета.

Аналогичные нормы содержатся и в Жилищном кодексе РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Расчет платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") определено, что "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

Общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несет управляющая организация (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Нормами ст. 161 ЖК РФ, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 59(1) Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Пунктом 60 Правил предусмотрено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.

В силу пункта 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.

Согласно абзацу 2 пункта 42(1) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Иных способов расчета платы за коммунальную услугу по отоплению действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, доля в праве общей долевой собственности 1/4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50-АБN 946714 от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> был допущен к эксплуатации общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Следовательно, исходя из содержания приведенных выше норм, плата за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию подлежала расчету исходя из показаний общедомового прибора учета.

Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Так, в силу требований пункта 2 Правил N 354 коллективный (общедомовый) прибор учета, представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Вместе с тем, из ответа АО «Красногорская теплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в АО «Красногорская теплосеть» и в ООО «МосОблЕИРЦ» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, последовательно и правомерно применяется порядок начисления платы за отопление согласно способу оплаты «равномерно в течение календарного года» (по 1/12), определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Указанный порядок органами государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в соответствии со своими полномочиями до настоящего времени не изменялся. Указанный выше МКД был оборудован коммерческим прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии на отопление, срок поверки которого истек ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, согласно положениям законодательства РФ в сфере теплоснабжения, такой ОДПУ считается неисправным, а данный МКД после указанной даты считается не оборудованным ОДПУ.

Из уведомления ООО «Рубин» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на общем собрании собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ -ВТ8-2022/2, принято решение об избрании в качестве управляющей организации для управления МКД: ООО «Рубин». На основании решения ГУ РГЖНиСТ МО о внесении изменений в реестр лицензий <адрес> №Р82985020 от ДД.ММ.ГГГГ УО ООО «Рубин» приступает к управлению МКД с ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее управляющей организацией МКД по адресу: <адрес>, является МБУ «Красногорская городская служба».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в АО «Красногорская теплосеть» с заявлением об указании причин перерасчета по л/с 2101000377 за май 2024 на сумму 9029 руб.

Из ответа АО «Красногорская теплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что на примере жилого помещения общей площадью 84,2 кв.м., объем тепловой энергии на отопление, подлежащий оплате равномерно с января 2024 года в соответствии с п. 42(1) Правил , составляет 1,2209 Гкал в месяц (84 кв.м.*0,0145 Гкал/кв.м.), что по действующим тарифам на тепловую энергию, установленным для АО «Красногорская теплосеть» органами регулирования, с января по июнь 2024 г. составляет 3 511,97 руб. в месяц.

По итогам проведенной проверки за 2023 г. в адрес ООО «МосОблЕИРЦ» направлены соответствующие поручения для приведения начислений за отопление с января 2024 г. в соответствии с требованиями п. 42(1) Правил , и отражения таких начислений по лицевым счетам и в платежных документах, что, согласно информации ООО «МосОблЕИРЦ», должно отражаться в очередных платежных документах частями дополнительно к текущим начислениям за отопление в течение 3-х расчетных периодов (апрель-июнь 2024) по алгоритму как разность между размером платы за отопление, подлежащим оплате с января 2024, и размером платы, начисленным в январе, феврале и марте 2024 до подведения итогов за 2023, и для жилого помещения составляет по 1539,46 руб. в месяц (3511,97 руб. – 1972,51 руб.) за апрель-июнь 2024.

В свою очередь, АО «Красногорская теплосеть» допускает возможность корректировки платы за отопление по итогам 2024 в соответствии с Правилами , при вводе ОДПУ в эксплуатацию в установленном порядке после проведения метрологической поверки средств измерений, входящих в состав прибора учета, и при предоставлении в адрес АО «Красногорская теплосеть» соответствующих достоверных показаний работоспособного ОДПУ за 2024. Согласно обязанности, возложенной на УО положениями ЖК РФ.

Таким образом, судом установлено, что норматив АО «Красногорская теплосеть» применяется к периоду с января 2024 года, что опровергает доводы истца о применении норматива в 2023 году, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о возмещении ущерба за 2023 года на сумму 9236,76 руб. суд не усматривает.

Также истцом заявлено требование о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба по декабрь 2024 г. (срок проведения гипотетической поверки ОДПУ силами ООО «Рубин»).

Согласно гарантийному письму от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Рубин» проверка ОДПУ будет проведена после получения документации на указанные приборы учета от управляющей организации обслуживающей МКД, в связи с чем, просит перенести срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств в виде показаний ОДПУ за спорный период в подтверждение доводов превышения расходов за отопление по нормативу и возможных сумм при расчете по данным ОДПУ в случае проведения своевременной поверки.

Доплата в размере 1539,46 руб. в месяц установлена истцу за период апрель-июнь 2024 г., что подтверждается ответом АО «Красногорская теплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ , и носит временный характер.

Кроме того, как установлено судом и не оспаривалось сторонами прибор учета ОДПУ, установленный в многоквартирному доме по адресу: <адрес>, неисправен, в связи с чем показания данного ОДПУ не могут быть положены в основу расчета при проверке на корректность произведенных начислений за отопление.

Предъявление истцом требований о взыскании денежных средств по декабрь 2024 г. предполагает наступление ответственности ответчика в будущем, что законом не допустимо и может привести к неосновательному обогащению истца.

Также суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ к управлению МКД приступает УО ООО «Рубин», в связи с чем ответчик не может нести ответственность за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, проверив расчеты, представленные сторонами, суд соглашается с порядком начисления ответчика, поскольку расчет выполнен в соответствии с методикой расчета платы за тепловую энергию, предусмотренной действующим законодательством (Правилами N 354 от ДД.ММ.ГГГГ), расчетно-нормативным методом (до ДД.ММ.ГГГГ по показаниям прибора учета МКД, переданным в теплоснабжающую организацию в установленные законодателем сроки, далее, в течение трех месяцев, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, а затем по нормативу, поскольку прибор учета, установленных на дом, выведен из эксплуатации), и является арифметически верным.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Допустимых, достоверных и достаточных доказательств иного объема коммунального ресурса истцом не представлено.

В этой связи исковые требования о взыскании с ответчика ущерба в размере 27 710,28 руб. нельзя признать правомерными.

Отказывая в удовлетворении требований истца суд также исходит из того, увеличение размера платы за отопление связано в том числе с бездействием самих собственников, поскольку истцом не представлено доказательств того, что собственниками МКД предпринимались необходимые меры для проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в целях принятия решения о замене ОДПУ, срок службы которого истек, и им не доводилась информация об истечении срока эксплуатации прибора учета.

Кроме того суд отмечает отсутствие объективных данных, указывающих на виновноее поведение ответчика, поскольку истцом не представлено доказательств вины ответчика в непринятии мер по своевременной поверке (замене) прибора учета.

Исходя из содержания приведенных выше норм, выбранный истцом способ защиты своих прав закону не соответствует.

Оснований удовлетворения исковых требований в части компенсации морального вреда и потерянного времени суд также не усматривает, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт совершения виновных действий со стороны ответчика с целью причинения истцу вреда здоровью, а также наличия причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступлением неблагоприятных последствий.

Расчет компенсации за потерянное время истцом произведен, исходя из ежемесячной оплаты по последнему месту работы из расчета 10 000 руб. в день, вместе с тем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств трудоустройства и вынужденного прогула по вине ответчика, а также размера заработка не предоставлено.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении основного требования, оснований для взыскания с ответчика госпошлины и почтовых расходов не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к МБУ «Красногорская городская служба» о взыскании денежных средств – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Сорокин

2-11515/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Добровольский Александр Николаевич
Ответчики
МБУ "Красногорская городская служба"
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2024Подготовка дела (собеседование)
13.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2024Судебное заседание
22.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее