№2-556/2015 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2015г. с.Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего судьи Ермака А.Г.,
при секретаре Григорович И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Ханкайский муниципальный район к Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения и Шевченко Е.К. о признании недействительными актов органов местного самоуправления и сделок с жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Ханкайский муниципальный район к ответчикам о признании недействительными актов органов местного самоуправления и сделок с жилым помещением, по тем основаниям, что Шевченко Е.К. проходил службу в органах прокуратуры в должности старшего помощника прокурора Ханкайского района. Шевченко Е.К. обратился с заявлением к Главе Камень-Рыболовского сельского поселения о признании его нуждающимся в жилом помещении. Заявление Шевченко Е.К. было зарегистрировано в « Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения» ДД.ММ.ГГГГ №. На заседании жилищной комиссии при администрации сельского поселения было решено признать Шевченко Е.К. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании указанного решения администрацией сельского поселения, принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № Шевченко Е.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанные решения жилищной комиссии и администрации сельского поселения противоречат требованиям действующего законодательства. Камень-Рыболовское сельское поселение не наделялось государственными полномочиями по обеспечению сотрудников прокуратуры жилыми помещениями. Шевченко Е.К. малоимущим не признавался и с учетом имеющегося дохода не относился к этой категории граждан. На заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. принято решение предоставить Шевченко Е.К. жилое помещение на условиях договора найма служебного жилого помещения, по адресу: с<адрес>. Между администрацией сельского поселения и Шевченко Е.К. ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор найма служебного жилого помещения № на спорную квартиру в связи с прохождением службы в должности старшего помощника прокурора района. Указанные решение жилищно-бытовой комиссии, постановление администрации сельского поселения и договор найма служебного жилого помещения противоречат требованиям закона и подлежат признанию недействительными.
Постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № «О снятии с квартир статуса служебных жилых помещений и о заключении договоров социального найма» с указанной квартиры снят статус служебного жилого помещения.
Между администрацией сельского поселения и Шевченко Е.К. на данную квартиру ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор социального найма №
Решением Ханкайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. признано право собственности Шевченко Е.К. на спорную квартиру. Оценка законности заключения договоров специализированного и социального найма жилья судом не давалась. Суд исходил из факта наличия этих договоров.
Однако договор социального найма с Шевченко Е.К. заключен в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального найма.
Поскольку, спорное жилое помещение предоставлено Шевченко Е.К. на условиях договора социального найма не в рамках реализации органом местного самоуправления специальных государственных полномочий, то оснований для обеспечения Шевченко Е.К. жилым помещением без его признания малоимущим гражданином у администрации сельского поселения не имелось.
В судебном заседании старший прокурор отдела по обеспечению участия прокурора Приморского края в гражданских делах исковые требования поддержала в полном объёме, суду пояснила, что спорное жилое помещение предоставлено Шевченко Е.К. на условиях договора социального найма не в рамках реализации органом местного самоуправления специальных государственных полномочий, то оснований для обеспечения Шевченко Е.К. жилым помещением без его признания малоимущим у администрации сельского поселения не имелось. Решения органов местного самоуправления и заключенные на их основании договоры о предоставлении Шевченко Е.К. жилья по договорам специализированного и социального найма жилого помещения ничтожны, поскольку посягают на публичные интересы муниципального образования, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Представитель Администрации Ханкайского муниципального района, исковые требования прокурора поддержал, просит их удовлетворить.
Ответчик Шевченко Е.К. исковые требования не признал, и просит принять решение в соответствии с законом.
Глава Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Зубок П.А в судебном заседании пояснил, что действительно ответчик Шевченко Е.К. малоимущим не признавался. Спорное жилье было предоставлено Шевченко Е.К. как нуждающегося в жилье.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании Шевченко Е.К. проходил службу в органах прокуратуры в должности старшего помощника прокурора Ханкайского района.
Шевченко Е.К. ДД.ММ.ГГГГ. года обратился с заявлением к главе Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения о признании нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Камень-Рыболовское сельское поселение не наделялось государственными полномочиями по обеспечению сотрудников прокуратуры жилыми помещениями.
Ответчик Шевченко Е.К. малоимущим в соответствии с Законом Приморского края от 15.05.2006 № 360-КЗ «О порядке признания органами местного самоуправления Приморского края граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» не признавался и с учетом имеющегося дохода не относился к этой категории граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», а также во исполнение приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 № 155 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Камень-Рыболовское сельское поселение» между ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с одной стороны и Камень-Рыболовским сельским поселением с другой подписан передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому из федеральной собственности в собственность муниципального образования передан ряд объектов недвижимого имущества, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении статуса служебного жилого помещения квартирам, расположенным в <адрес> присвоен статус служебного жилого помещения.
На заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ принято решение предоставить Шевченко Е.К. жилое помещение на условиях договора найма служебного жилого помещения, по адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом №.
Постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Шевченко Е.К. на условиях договора найма служебного жилого помещения предоставлена <адрес>.
Между администрацией сельского поселения и Шевченко Е.К. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения № спорную квартиру в связи с прохождением службы старшим помощником прокурора района.
Указанные решение жилищно-бытовой комиссии, постановление администрации сельского поселения и договор найма служебного жилого помещения противоречат требованиям закона и подлежат признанию недействительными.
В силу пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий прокуроров и следователей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако, в отличие от ранее существовавшего правового регулирования, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений с последующей компенсацией их стоимости, а предусмотрено их приобретение за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 (ред. от 07.12.2011) «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год (в том числе) Генеральной прокуратуре Российской Федерации на улучшение жилищных условий прокуроров используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Учитывая, то обстоятельство, что на момент принятия решения органом местного самоуправления о предоставлении Шевченко Е.К. жилого помещения из специализированного жилищного фонда, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с целью обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий прокурорских работников, предусматривал приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обеспечение Шевченко Е.К. жилым помещением по основаниям, связанным с наличием у него статуса сотрудника органов прокуратуры, могло быть осуществлено исключительно в этом порядке.
Таким образом, Шевченко Е.К. не мог быть обеспечен служебным жилым помещением муниципального жилищного фонда как сотрудник прокуратуры.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с квартир статуса служебных жилых помещений и о заключении договоров социального найма» с указанной квартиры снят статус служебного жилого помещения.
Между администрацией сельского поселения и Шевченко Е.К. на данную квартиру ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма №
Однако договор социального найма с Шевченко Е.К. заключен в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального найма.
Поскольку, спорное жилое помещение предоставлено Шевченко Е.К. на условиях договора социального найма не в рамках реализации органом местного самоуправления специальных государственных полномочий, то оснований для обеспечения ответчика жилым помещением без его признания малоимущим, у администрации сельского поселения не имелось.
Согласно статьям 57 (части 3, 4) и 63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в данном случае решения органов местного самоуправления и заключенные на их основании договоры о предоставлении Шевченко Е.К. жилья по договорам специализированного и социального найма жилого помещения ничтожны, поскольку посягают на публичные интересы муниципального образования, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Ханкайский муниципальный район к Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения и Шевченко Е.К. о признании недействительными актов органов местного самоуправления и сделок с жилым помещением - удовлетворить.
Признать: пункт 3 решения жилищной комиссии при администрации Камень-Рыболовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 1 постановление администрации Камень-Рыболовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма «Шевченко Е.К.»; пункт 1.3 решения жилищной комиссии при администрации Камень-Рыболовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Шевченко Е.К. жилого помещения на условиях договора найма служебного жилого помещения, по адресу: <адрес>»; пункт 3 постановления администрации Камень-Рыболовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «о предоставлении на условиях договора найма служебного жилого помещения Шевченко Е.К., старшему помощнику прокурора района, служебного жилого помещения по адресу: с<адрес> договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения и Шевченко Е.К. на <адрес>; договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Камень-Рыболовского сельского поселения и Шевченко Е.К. на <адрес> недействительными.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ханкайский районный суд в течение месяца, с 14.09.2015г. со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: