ДЕЛО №12-132/2024
УИД 03RS0011-01-2024-002808-69
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
2 декабря 2024 года город Ишимбай
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Шагизиганова Халида Нигматбаевна,
рассмотрев с участием защитника ООО «СпецАвтоХозяйство» Капитоновой О.Н., материалы дела по жалобе ООО «СпецАвтоХозяйство» на постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649 о привлечении к административной ответственности ООО «СпецАвтоХозяйство» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649ООО «СпецАвтоХозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 руб. за осуществление движения 05.08.2024 в 14.46.43 час. по адресу: 10 км 655 м а/д Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск Ишимбайского района Республики Башкортостан водителем тяжеловесного транспортного средств (далее - ТС) МК без модели г.р.з. № принадлежащего на праве собственности ООО «СпецАвтоХозяйство», без специального разрешения с превышением согласно акту №18019 измерения параметров ТС предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «СпецАвтоХозяйство» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указало, что ООО «СпецАвтоХозяйство» является муниципальным предприятием, основным видом деятельности которого является транспортирование твердых бытовых отходов, для чего используются ТС - мусоровозы, находящиеся в собственности заявителя. Мусоровоз перевозил твердые бытовые отходы, которые являются делимым грузом, на перевозку которого не требуется специальное разрешение. Техническое устройство мусоровоза предполагает основную нагрузку на заднюю машины, что обусловлено нахождением крупногабаритных силовых элементов гидроустановки; основная масса спрессованных отходов также приходится на заднюю ось. При этом возможность контролировать собственником вес твердых бытовых отходов при погрузке отсутствует, распределение равномерно нагрузку на оси мусоровывозящей техники не представляется возможным из-за неоднородного характера ТКО. Общество лишено возможности в силу специфики рода деятельности контролировать нагрузку на ось ТС, получить специальное разрешение на движение тяжеловесного ТС, то есть вины общества не имеется. ТС, принадлежащие заявителю, переданы по договорам аренды с экипажем ООО «Южная транспортная компания» для оказания услуг по обращению с ТКО. Услуги оказываются по установленному маршруту. 05.08.2024 в момент фиксации правонарушения ТС направлялось на полигон ООО «Эко-Сити» для выгрузки отходов. Согласно акту приема-передачи ТКО №68566 от 05.08.2024 масса перевозимого ТКО в момент правонарушения составила 9650 т.; в последующие дни заявителем транспортировалась большая масса ТКО, но комплекс по измерению весовых и габаритных параметров ТС не зафиксировал правонарушения. Муниципальное предприятие оказывает социально значимую услугу, необходимую для повседневного удовлетворения публичных нужд.
В судебном заседании защитник ООО «СпецАвтоХозяйство» Капитонова О.Н. поддержала доводы жалобы, просила удовлетворить ее. Пояснила, что согласно письму производителя мусоровоза они не могут контролировать груз. Автомашина едет по одному маршруту каждый день, в последующие дни нарушения не зафиксированы, весовой контроль мог неверно работать. Просила отменить или снизить штраф.
В судебное заседание должностное лицоРостранснадзора Зорина Е.А., законный представитель ООО «СпецАвтоХозяйство»не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательства уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем судья пришел к выводу о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Выслушав защитникаООО «СпецАвтоХозяйство»,исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления,… Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 10 процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильный транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федераций от 21.12.2020 № 2200, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанныЬ значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожныё знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; " транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дорогй (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массй транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Допустимая нагрузка на одиночную ось транспортного средства с двускатными колесами для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось, составляет 10 тонн (Приложение №3).
По результатам рассмотрения жалобы судьей установлено следующее.
Обжалуемое постановление получено виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» 03.09.2024, жалоба подана 11.09.2024, то есть в предусмотренный законом 10-дневный срок.
Исследовав всю совокупность доказательств, государственный инспектор МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зорина Е.А. в своем постановлении от 03.09.2024 № 10652481240330240649пришла к законному и обоснованному выводу о виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, а именно за осуществление движения 05.08.2024 в 14.46.43 час. по адресу: 10 км 655 м а/д Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск Ишимбайского района Республики Башкортостан водителем тяжеловесного транспортного средств МК без модели г.р.з. №, принадлежащего на праве собственности ООО «СпецАвтоХозяйство», без специального разрешения с превышением согласно акту №18019 измерения параметров ТС предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось, тем самым нарушил п. 23. 5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2080 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». На запрос от 21.08.2024 с ФКУ Росдормониторинг на вышеуказанное транспортное средство поступил ответ об отсутствии специального разрешения на движение тяжеловесного ТС с г.р.з. С388УВ02 на дату перевозки - 05.08.2024 по вышеуказанному маршруту. Собственником автомобиля с г.р.з. № является ООО «СпецАвтоХозяйство».
Правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото-видеосъемки - Система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р-(М)ВС 70809, заводской № 70809, имеющим свидетельство о поверке № С-БН-/21-11-2023/298178910.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СпецАвтоХозяйство»,а также правильность квалификации его действий по ч.2 ст. 12.21.1. КоАП РФ подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:
- актом №18019 от 05.08.2024, фотографией, согласно которым по сведениям ФКУ Росдормониторинг у ООО «СпецАвтоХозяйство» специальное разрешение на движение тяжеловесного ТС с г.р.з. № 05.08.2024 по маршруту, проходящему через РБ, автодорога Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск 10 км +655 м, отсутствует; превышение предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС по осевой нагрузке - на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось. Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства от 05.08.2024 соответствует требованиям пункта 33 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348; приведенные в акте сведения о технических характеристиках транспортного средства, в том числе о типе осей, колес на них, об измеренной нагрузке на каждую ось и группы осей позволяют установить обстоятельства, имеющие значение для данного дела об административном правонарушении. Допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что взвешивание произведено с нарушением требований законодательства, должностным лицом и судьей не установлено, ООО «СпецАвтоХозяйство» не представлено, представленная в жалобе таблица измерений веса на полигоне к таким доказательствам не относится, поскольку показывает общий вес, а не осевую нагрузку;
- постановлением государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округуЗориной Е.А. 03.09.2024 № 10652481240330240649, в котором состав административного правонарушения изложен достаточно подробно, все необходимые реквизиты имеются, оно вынесено и подписано уполномоченным должностным лицом;
-паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации ТС, согласно которым ООО «СпецАвтоХозяйство» является собственником ТС с г.р.з. №,
- ответом АО «Ряжский авторемонтный завод» №105 от 22.10.2024, согласно которому при промежуточном положении мусоровоза, когда загруженные ТКО не приняли равномерное распределение по объему кузова, возможно превышение осевой нагрузки на одну из задних осей, которое исчезает при дальнейшей загрузке ТКО;
- сведениями о результате поверки СИ ФБУ «Нижегородский ЦСМ» от 17.06.2024, действительный на момент фиксации административного правонарушения и до 18.06.2025, свидетельство об утверждении типа средств измерений ОС.С.28.004.А № 54906/2, peг. 42677-14, выданное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (имеется в открытом доступе) о соответствии работающего в автоматическом режиме технического средства измерения «Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК-2-Р(М)ВС», заводской номер 70809, установленным техническим требованиям, пригодность его к применению;
- ведомости промеров поперечных и продольных уклонов дорожного покрытия от 12.07.2024, подтверждающие соответствие дорожного полотна до и после места установки АПВГК требованиям завода-изготовителя, об отсутствии дефектов дорожного полотна в месте проезда через пункт весового и габаритного контроля;
- другими доказательствами.
Вопреки доводам жалобы о невозможности контролировать распределение груза и доводам защитника привлекаемого юридического лица о невыдаче специального разрешения при делимости груза, в ответе АО «Ряжский авторемонтный завод» №105 от 22.10.2024 указано о возможном превышении осевой нагрузки на одну из задних осей, при промежуточном положении мусоровоза, когда загруженные ТКО не приняли равномерное распределение по объему кузова,, которое исчезает при дальнейшей загрузке ТКО. Кроме того, юридическое лицо при транспортировке ТКО имеет реальную возможность делить груз и перевозить в пределах допустимой нагрузке на ось.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 апреля 2023 года N 778-О, приведенная норма (пункт 77 указанных Правил), обусловленная необходимостью сохранности автомобильных дорог, направлена на исключение случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Такое подзаконное регулирование обеспечивает соблюдение законодательного запрета на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специального разрешения.
Перечисленные доказательства собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений порядка сбора и оформления доказательств не установлено.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает, что должностное лицо в оспариваемом постановлении правильно и обоснованно пришло к выводу о виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В то же время имеются основания для изменения постановления государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО в части назначенного административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Установлено, что ООО «СпецАвтоХозяйство» является муниципальным предприятием, согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ его учредителем является городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан; вышеуказанное административное правонарушение совершено при осуществлении социально значимой для населения деятельности (вывоз ТКО), необходимой для повседневного удовлетворения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, для устранения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки населенных пунктов в случае допущения несвоевременного вывоза бытовых отходов.
Учитывая вышеизложенное, а также характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося муниципальным предприятием, судья приходит к выводу о том, что имеются исключительные обстоятельства, цель административного наказания в отношении ООО «СпецАвтоХозяйство» может быть достигнута при назначении административного штрафа в размере менее минимального размера на основании положений частей 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного штрафа до 125 000 руб.
При вышеизложенных обстоятельствах наложение ООО «СпецАвтоХозяйство» административного штрафа в установленном санкцией ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ размере - 250000 руб. не отвечает целям административной ответственности, влечет избыточное ограничение прав собственника транспортного средства, в связи с чем с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и интересов субъектов права судья снижает назначенное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 125000 руб. Тем самым, судья изменяет постановление только в части назначенного административного наказания.
Предусмотренных ст.ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ оснований для замены административного штрафа на предупреждение судья не находит, поскольку совершенное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совокупности условий не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649 о привлечении к административной ответственности ООО «СпецАвтоХозяйство» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ- изменить в части размера назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его до 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья подпись Шагизиганова Х.Н.
УИД 03RS0011-01-2024-002808-69
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
2 декабря 2024 года город Ишимбай
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Шагизиганова Халида Нигматбаевна,
рассмотрев с участием защитника ООО «СпецАвтоХозяйство» Капитоновой О.Н., материалы дела по жалобе ООО «СпецАвтоХозяйство» на постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649 о привлечении к административной ответственности ООО «СпецАвтоХозяйство» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649ООО «СпецАвтоХозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 руб. за осуществление движения 05.08.2024 в 14.46.43 час. по адресу: 10 км 655 м а/д Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск Ишимбайского района Республики Башкортостан водителем тяжеловесного транспортного средств (далее - ТС) МК без модели г.р.з. № принадлежащего на праве собственности ООО «СпецАвтоХозяйство», без специального разрешения с превышением согласно акту №18019 измерения параметров ТС предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «СпецАвтоХозяйство» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указало, что ООО «СпецАвтоХозяйство» является муниципальным предприятием, основным видом деятельности которого является транспортирование твердых бытовых отходов, для чего используются ТС - мусоровозы, находящиеся в собственности заявителя. Мусоровоз перевозил твердые бытовые отходы, которые являются делимым грузом, на перевозку которого не требуется специальное разрешение. Техническое устройство мусоровоза предполагает основную нагрузку на заднюю машины, что обусловлено нахождением крупногабаритных силовых элементов гидроустановки; основная масса спрессованных отходов также приходится на заднюю ось. При этом возможность контролировать собственником вес твердых бытовых отходов при погрузке отсутствует, распределение равномерно нагрузку на оси мусоровывозящей техники не представляется возможным из-за неоднородного характера ТКО. Общество лишено возможности в силу специфики рода деятельности контролировать нагрузку на ось ТС, получить специальное разрешение на движение тяжеловесного ТС, то есть вины общества не имеется. ТС, принадлежащие заявителю, переданы по договорам аренды с экипажем ООО «Южная транспортная компания» для оказания услуг по обращению с ТКО. Услуги оказываются по установленному маршруту. 05.08.2024 в момент фиксации правонарушения ТС направлялось на полигон ООО «Эко-Сити» для выгрузки отходов. Согласно акту приема-передачи ТКО №68566 от 05.08.2024 масса перевозимого ТКО в момент правонарушения составила 9650 т.; в последующие дни заявителем транспортировалась большая масса ТКО, но комплекс по измерению весовых и габаритных параметров ТС не зафиксировал правонарушения. Муниципальное предприятие оказывает социально значимую услугу, необходимую для повседневного удовлетворения публичных нужд.
В судебном заседании защитник ООО «СпецАвтоХозяйство» Капитонова О.Н. поддержала доводы жалобы, просила удовлетворить ее. Пояснила, что согласно письму производителя мусоровоза они не могут контролировать груз. Автомашина едет по одному маршруту каждый день, в последующие дни нарушения не зафиксированы, весовой контроль мог неверно работать. Просила отменить или снизить штраф.
В судебное заседание должностное лицоРостранснадзора Зорина Е.А., законный представитель ООО «СпецАвтоХозяйство»не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательства уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем судья пришел к выводу о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Выслушав защитникаООО «СпецАвтоХозяйство»,исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п.8 ч. 2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления,… Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 10 процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильный транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федераций от 21.12.2020 № 2200, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанныЬ значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожныё знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; " транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дорогй (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массй транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Допустимая нагрузка на одиночную ось транспортного средства с двускатными колесами для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось, составляет 10 тонн (Приложение №3).
По результатам рассмотрения жалобы судьей установлено следующее.
Обжалуемое постановление получено виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» 03.09.2024, жалоба подана 11.09.2024, то есть в предусмотренный законом 10-дневный срок.
Исследовав всю совокупность доказательств, государственный инспектор МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зорина Е.А. в своем постановлении от 03.09.2024 № 10652481240330240649пришла к законному и обоснованному выводу о виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, а именно за осуществление движения 05.08.2024 в 14.46.43 час. по адресу: 10 км 655 м а/д Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск Ишимбайского района Республики Башкортостан водителем тяжеловесного транспортного средств МК без модели г.р.з. №, принадлежащего на праве собственности ООО «СпецАвтоХозяйство», без специального разрешения с превышением согласно акту №18019 измерения параметров ТС предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось, тем самым нарушил п. 23. 5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2080 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». На запрос от 21.08.2024 с ФКУ Росдормониторинг на вышеуказанное транспортное средство поступил ответ об отсутствии специального разрешения на движение тяжеловесного ТС с г.р.з. С388УВ02 на дату перевозки - 05.08.2024 по вышеуказанному маршруту. Собственником автомобиля с г.р.з. № является ООО «СпецАвтоХозяйство».
Правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото-видеосъемки - Система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р-(М)ВС 70809, заводской № 70809, имеющим свидетельство о поверке № С-БН-/21-11-2023/298178910.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СпецАвтоХозяйство»,а также правильность квалификации его действий по ч.2 ст. 12.21.1. КоАП РФ подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:
- актом №18019 от 05.08.2024, фотографией, согласно которым по сведениям ФКУ Росдормониторинг у ООО «СпецАвтоХозяйство» специальное разрешение на движение тяжеловесного ТС с г.р.з. № 05.08.2024 по маршруту, проходящему через РБ, автодорога Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск 10 км +655 м, отсутствует; превышение предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного ТС по осевой нагрузке - на 12.39 % (0.991 т) на ось №2(погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8.991 т на ось №2 при допустимой нагрузке 8.0 т на ось. Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства от 05.08.2024 соответствует требованиям пункта 33 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348; приведенные в акте сведения о технических характеристиках транспортного средства, в том числе о типе осей, колес на них, об измеренной нагрузке на каждую ось и группы осей позволяют установить обстоятельства, имеющие значение для данного дела об административном правонарушении. Допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что взвешивание произведено с нарушением требований законодательства, должностным лицом и судьей не установлено, ООО «СпецАвтоХозяйство» не представлено, представленная в жалобе таблица измерений веса на полигоне к таким доказательствам не относится, поскольку показывает общий вес, а не осевую нагрузку;
- постановлением государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округуЗориной Е.А. 03.09.2024 № 10652481240330240649, в котором состав административного правонарушения изложен достаточно подробно, все необходимые реквизиты имеются, оно вынесено и подписано уполномоченным должностным лицом;
-паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации ТС, согласно которым ООО «СпецАвтоХозяйство» является собственником ТС с г.р.з. №,
- ответом АО «Ряжский авторемонтный завод» №105 от 22.10.2024, согласно которому при промежуточном положении мусоровоза, когда загруженные ТКО не приняли равномерное распределение по объему кузова, возможно превышение осевой нагрузки на одну из задних осей, которое исчезает при дальнейшей загрузке ТКО;
- сведениями о результате поверки СИ ФБУ «Нижегородский ЦСМ» от 17.06.2024, действительный на момент фиксации административного правонарушения и до 18.06.2025, свидетельство об утверждении типа средств измерений ОС.С.28.004.А № 54906/2, peг. 42677-14, выданное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (имеется в открытом доступе) о соответствии работающего в автоматическом режиме технического средства измерения «Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК-2-Р(М)ВС», заводской номер 70809, установленным техническим требованиям, пригодность его к применению;
- ведомости промеров поперечных и продольных уклонов дорожного покрытия от 12.07.2024, подтверждающие соответствие дорожного полотна до и после места установки АПВГК требованиям завода-изготовителя, об отсутствии дефектов дорожного полотна в месте проезда через пункт весового и габаритного контроля;
- другими доказательствами.
Вопреки доводам жалобы о невозможности контролировать распределение груза и доводам защитника привлекаемого юридического лица о невыдаче специального разрешения при делимости груза, в ответе АО «Ряжский авторемонтный завод» №105 от 22.10.2024 указано о возможном превышении осевой нагрузки на одну из задних осей, при промежуточном положении мусоровоза, когда загруженные ТКО не приняли равномерное распределение по объему кузова,, которое исчезает при дальнейшей загрузке ТКО. Кроме того, юридическое лицо при транспортировке ТКО имеет реальную возможность делить груз и перевозить в пределах допустимой нагрузке на ось.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 апреля 2023 года N 778-О, приведенная норма (пункт 77 указанных Правил), обусловленная необходимостью сохранности автомобильных дорог, направлена на исключение случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Такое подзаконное регулирование обеспечивает соблюдение законодательного запрета на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специального разрешения.
Перечисленные доказательства собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений порядка сбора и оформления доказательств не установлено.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд считает, что должностное лицо в оспариваемом постановлении правильно и обоснованно пришло к выводу о виновности ООО «СпецАвтоХозяйство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В то же время имеются основания для изменения постановления государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ПФО в части назначенного административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Установлено, что ООО «СпецАвтоХозяйство» является муниципальным предприятием, согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ его учредителем является городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан; вышеуказанное административное правонарушение совершено при осуществлении социально значимой для населения деятельности (вывоз ТКО), необходимой для повседневного удовлетворения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, для устранения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки населенных пунктов в случае допущения несвоевременного вывоза бытовых отходов.
Учитывая вышеизложенное, а также характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося муниципальным предприятием, судья приходит к выводу о том, что имеются исключительные обстоятельства, цель административного наказания в отношении ООО «СпецАвтоХозяйство» может быть достигнута при назначении административного штрафа в размере менее минимального размера на основании положений частей 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного штрафа до 125 000 руб.
При вышеизложенных обстоятельствах наложение ООО «СпецАвтоХозяйство» административного штрафа в установленном санкцией ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ размере - 250000 руб. не отвечает целям административной ответственности, влечет избыточное ограничение прав собственника транспортного средства, в связи с чем с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и интересов субъектов права судья снижает назначенное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 125000 руб. Тем самым, судья изменяет постановление только в части назначенного административного наказания.
Предусмотренных ст.ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ оснований для замены административного штрафа на предупреждение судья не находит, поскольку совершенное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совокупности условий не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Зориной Е.А. от 03.09.2024 № 10652481240330240649 о привлечении к административной ответственности ООО «СпецАвтоХозяйство» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ- изменить в части размера назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его до 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья подпись Шагизиганова Х.Н.