Решение по делу № 2а-2462/2019 от 11.03.2019

дело № 2а-2462/2019

66RS0001-01-2019-001875-94

Мотивированное решение суда изготовлено 21.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2019 г.                                                                                     гор. Екатеринбург

    Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.

    при секретаре Расулеве М.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Прохоренко Артема Александровича к ГУФСИН России по Свердловской области, заместителю начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устинову Е.Г. о признании незаконным ответа на жалобу от 05.02.2019 ,

У С Т А Н О В И Л:

    В суд обратился административный истец Прохоренко А.А. с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение заместителя начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устинова Е.Г. от 05.02.2019 об отклонении жалобы на необоснованные и незаконные постановку и продолжение профилактического учета в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области; обязать административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены решения ФКУ ИК-56 ГКУФСИН России по Свердловской области от 12.04.2017 о продлении профилактического учета.

    Свои исковые требования административный истец мотивирует тем, что 10.12.2018 он направил в Прокуратуру Свердловской области жалобу на ответ заместителя начальника ГУФСИН России по Свердловской области от 28.08.2018 на неправомерную постановку на профилактический учет в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, как лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию. Указанная жалоба была перенаправлена в ГУФСИН России по Свердловской области. 05.02.2019 на указанную жалобу был дан ответ заместителем начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устиновым Е.Г., в котором он сообщает, что администрацией ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области нарушений при постановке на профилактический учет административного истца допущено не было.

С данным ответом не согласен, т.к. 02.06.2015 на заседании комиссии ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области он был поставлен на профилактический учет, как лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию. 12.04.2017 на заседании комиссии профилактический учет был продлен. В личном деле административного истца имеются лишь выписки из указанных протоколов, более никаких документов не содержится, что является нарушением Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20.05.2013. За время нахождения на профучете в ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области с ним не было проведено ни одной беседы, т.к. содержание его на профучете не имело иных целей, кроме как отражение в характеристике осужденного негативных сведений. Данные действия административных ответчиков, по мнению административного истца, нарушают его права, свободы и законные интересы, т.к. указываются в характеристике, что может помешать подаче ходатайств о помиловании либо об условно-досрочном освобождении.

    В судебном заседании административный истец Прохоренко А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.

    Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области Ворошилова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, как по существу, так в связи с пропуском срока обращения в суд с административным иском. О постановке на профилактический учет административный истец узнал в 2015 г., с административным иском обратился в 2019 г., т.е. с нарушением установленного законом срока.

Административный ответчик заместитель начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устинов Е.Г., заинтересованное лицо представитель ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

    Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. В данном случае такая совокупность обстоятельств отсутствует.

    В судебном заседании установлено, что Прохоренко А.А. осужден 14.06.2011 Санкт-Петербургским городским судом по ч. 2 ст. 209, п. «а,б,ж,з,к,л» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 162 УК РФ, ч.ч. 3 и 5 ст. 69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанный приговор вступил в законную силу 02.02.2012.

    С 18.05.2015 Прохоренко А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, 17.12.2017 убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

    Решением комиссии по профилактике правонарушений среди осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, оформленным протоколом от 02.06.2015, Прохоренко А.А. поставлен на профилактический учет, как лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию. Данное решение комиссии Прохоренко А.А. не обжаловал.

    Основанием для постановки Прохоренко А.А. на профилактический учет послужил рапорт начальника оперативного отдела ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области о том, что приговором Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2011 установлен факт участия Прохоренко А.А. в устойчивой вооруженной группе (банде), созданной с целью применения к гражданам физического насилия. Участники данной группы поддерживали взгляды и ценностные ориентиры, основанные на национальной и расовой вражде по отношению к выходцам районов Кавказа, Азии, Африки, т.е. совершали преступления экстремистского характера.

    22.03.2017 старший специалист ОСПРО ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области обратился с рапортом к начальнику учреждении, в котором указал, что осужденный Прохоренко А.А. находится на профилактическом учете, как лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию. В ходе проведения бесед с другими осужденными, содержащимися совместно в одной камере с осужденным Прохоренко А.А., стало известно, что в среде осужденных он продолжает пропагандировать и распространять идеи экстремизма. С учетом изложенного, должностное лицо посчитало целесообразным продлить нахождение осужденного Прохоренко А.А. на оперативно-профилактическом учете.

    12.04.2017 на заседании комиссии по профилактике правонарушений среди осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в отношении осужденного Прохоренко А.А. был продлен профилактический учет.

    26.01.2018 на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт заместителя начальника ОР о том, что осужденный Прохоренко А.А. подлежит постановке на профилактический учет, как лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию.

    22.11.2018 на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт старшего оперуполномоченного Токарева И.Г. о том, что в отношении осужденного Прохоренко А.А. должна быть продлена работа по профилактическому учету, как в отношении лица, изучающего, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию, на срок 3 месяца.

    28.11.2018 на заседании комиссии по профилактике правонарушений среди осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, была продлена профилактическая работа с осужденным Прохоренко А.А., как исповедующим или распространяющим экстремистскую идеологию, сроком на 3 месяца.

Согласно психологической справке от 23.11.2018 были даны рекомендации о продлении профилактического учета в отношении осужденного Прохоренко А.А.

    25.02.2019 на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю поступил рапорт старшего оперуполномоченного Токарева И.Г. о том, что в отношении осужденного Прохоренко А.А. должна быть продлена работа по профилактическому учету, как в отношении лица, изучающего, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию на срок 3 месяца.

    26.02.2019 на заседании комиссии по профилактике правонарушений среди осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, была продлена профилактическая работа с осужденным Прохоренко А.А., как исповедующим или распространяющим экстремистскую идеологию, сроком на 3 месяца.

    10.12.2018 Прохоренко А.А. направил в Прокуратуру Свердловской области жалобу на ответ заместителя начальника ГУФСИН России по Свердловской области от 28.08.2018 на неправомерную постановку на профилактический учет в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.

    17.01.2019 указанная жалоба была направлена в ГУФСИН России по Свердловской области.

    05.02.2019 на указанную жалобу был дан ответ заместителем начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устиновым Е.Г., в котором он сообщает, что администрацией ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области при постановке на профилактический учет административного истца нарушений допущено не было.

    Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

    Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

    Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" установлены правила постановки, продления, снятия осужденных с профилактического учета.

    Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий (п. 2 указанной Инструкции).     Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п. 5 Инструкции).

    Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (п. 8 указанной Инструкцией).

    Пунктами 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33 указанной Инструкции установлено, что индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

    На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

    - лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

    Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:

- всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;

- проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;

- изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;

- привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе;

- использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников;

- применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

    Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

    Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

    Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

    Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

    Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

    На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

    По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

    Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия (п. 40 Инструкции).

    Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

    - решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС.

    При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции (п.п. 40 и 43 указанной Инструкции).

    В силу ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

    Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч. ч. 1, 6 ст. 15 УИК РФ).

    В данном случае 17.01.2019 в ГУФСИН России по Свердловской области поступила жалоба осужденного Прохоренко А.А., на которую в установленные законом сроки был дан мотивированный и обоснованный ответ. В данном ответе даны разъяснения законодательства, которые регулируют постановку и снятие с профилактического учета осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

    Таким образом, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков допущено не было.

    Также суд отмечает, что постановка осужденного на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав, свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденных каких-либо обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством осуществления профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.

    Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Прохоренко А.А. в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Прохоренко Артема Александровича к ГУФСИН России по Свердловской области, заместителю начальника ГУФСИН России по Свердловской области Устинову Е.Г. о признании незаконным ответа на жалобу от 05.02.2019 отказать.

     Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга.

Судья:                                                                                                     Черных О.А.

2а-2462/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прохоренко Артем Александрович
Прохоренко А.А.
Ответчики
Заместитель начальника ГУФСИН РФ по СО Устинов Е.Г.
Другие
ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области
ГУФСИН РФ по СО
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
11.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
13.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2019[Адм.] Судебное заседание
11.03.2019Регистрация административного искового заявления
11.03.2019Передача материалов судье
13.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2019Судебное заседание
16.05.2019Судебное заседание
21.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2019Дело оформлено
04.07.2019Дело передано в архив
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
27.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее