Дело № 2-4694/2023
УИД 44RS0001-01-2023-004808-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района Костромской области в интересах Лохмачевой ФИО7 к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор Межевского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Лохмачевой Г.П., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что прокуратурой района по обращению Лохмачевой Г.П. проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Лохмачева Г.П., <дата> года рождения, с <дата> состоит на диспансерном учете у терапевта в Межевском отделении ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» с диагнозом «...», включена в региональный регистр льготополучателей и обеспечивается лекарственными препаратами по региональной программе льготного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющимся заболеванием. Лохмачева Г.П. регулярно наблюдается у терапевта Межевского отделения ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», обращается за выпиской льготных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Исходя из медицинских показаний, Лохмачевой Г.П. ежемесячно необходимы средства диагностики глюкозы в крови, из расчета 1 упаковка на месяц. Вместе с тем средствами диагностики глюкозы в крови Лохмачева Г.П. должным образом, на регулярной основе не обеспечивается. Так, несмотря на направленные ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» заявки на средства диагностики глюкозы в крови в период с <дата> по <дата> средства диагностики глюкозы в крови Лохмачевой Г.П. не выдавались, приобретались ею самостоятельно, что свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями департаментом здравоохранения Костромской области. С учетом изложенного прокурор Межевского района Костромской области просит возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать обеспечение Лохмачевой Г.П., <дата> года рождения, медицинскими изделиями – средствами диагностики глюкозы в крови по медицинским показаниям до их отмены лечащим врачом.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», Управление Финансовой службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Тимошенко М.В., действовавшая по поручению прокурора Межевского района Костромской области, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Лохмачева Г.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11.2023 № 520-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а» тест-полоски для определения сахара в крови отпускаются по рецептам врачей бесплатно пациента старше 18 лет, страдающих инсулинозависимым сахарным диабетом. Таким образом, истец, страдающая инсулиннезависимым сахарным диабетом, подлежит обеспечению тест-полосками для определению глюкозы в крови только в случае назначения этих средств диагностики врачебной комиссией.
Третьи лица департамент финансов Костромской области, ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», Управление Финансовой службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Понятие медицинских изделий закреплено в части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, согласно которой медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, включающий, в том числе, сахарный диабет.
Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890, в соответствии с которым при амбулаторном лечении сахарного диабета по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от 21 июня 2017 года № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем диабет сахарный определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Программа).
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.
При этом Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение граждан, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, изделиями медицинского назначения – тестами для определения глюкозы крови к глюкометру.
По смыслу приведенных правовых норм федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, Лохмачева Г.П., <дата> года рождения, с <дата> состоит на учете в Межевском отделении ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» с диагнозом «...», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг.
Таким образом, Лохмачева Г.П. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а потому истец должна быть бесплатно обеспечена лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в необходимом размере.
Судом установлено, что лечащим врачом-эндокринологом ОГБУЗ «Вохомская Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» Лохмачевой Г.П. в связи с имеющимся у нее заболеванием рекомендован контроль уровня глюкозы в крови не менее 4 раз в сутки 2-3 раза в неделю.
Из счета пациента на истекший период <дата> следует, что тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови Лохмачевой Г.П. не выдавались.
При этом заявки на обеспечение, в том числе, Лохмачевой Г.П. тест-полосками к глюкометру неоднократно направлялись ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» в департамент здравоохранения Костромской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Лохмачева Г.П. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови не обеспечена, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что Лохмачева Г.П. вправе получать социальную поддержку от государства в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что тест-полоски рекомендованы ей лечащим врачом в связи с имеющимся у нее заболеванием «сахарный диабет», суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора Межевского района Костромской области и возложения на ответчика обязанности организовать обеспечение Лохмачевой Г.П. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Межевского района Костромской области в интересах Лохмачевой ФИО8 удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения Костромской области (ОГРН №) организовать обеспечение Лохмачевой ФИО9, <дата> года рождения, (паспорт №) медицинскими изделиями – тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2023.