Дело № 2 – 1042/2020
УИД №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре Сабанцевой С.М., помощнике Емашовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Балаболкиной ФИО7 к обществу с ограниченной ответственностью «СпецЭнергоСтрой» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Балаболкина М.В. обратилась в суд с указанным иском, в его обоснование указав, что в период с августа 2017 по январь 2019 года являлась работником организации ответчика. При увольнении ей не была в полном объеме выплачена заработная плата и компенсация за неиспользованный отпуск. Неправомерными действиями руководства организации ответчика ей причинены нравственные страдания, которые она оценила в 50 000 рублей. Просила взыскать с ООО «СпецЭнергоСтрой» задолженность по заработной плате в сумме 171 803 рубля 14 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 32 477 рублей 43 копейки, компенсацию за задержку выплат заработной платы в сумме 22 952 рубля 28 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
В судебном заседании истец Балаболкина М.В. участия не принимала, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «СпецЭнергоСтрой», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд в отсутствие возражений со стороны истца, счел возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.08.2017 между истцом и ООО «СпецЭнергоСтрой» был заключен трудовой договор, в соответствии с которым организация приняла на себя обязательства предоставить последней работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объеме оплачивать ее труд. Стороны договорились, что Балаболкина М.В. принимается на работу на должность юриста по основному месту работы. Договором предусмотрено, что общество выплачивает работнику 13 000 рублей должностного оклада в месяц и 15 процентов районного коэффициента.
29.01.2019 истец уволена по собственному желанию.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказами по личному составу, копией трудового договора и записями в трудовой книжке.
В силу абзаца 6 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилам внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику работодателем ежемесячно в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно трудовому договору, заключенному с истцом, организация обязалась выплачивать заработную плату не реже, чем каждые полмесяца (30 числа текущего месяца за первую половину месяца и 15 числа, следующего за отработанным – окончательный расчет за отработанный месяц) (п. 4.4).
Судом установлено, что начисленная истцу заработная плата и компенсация за неиспользованный отпуск до настоящего времени не выплачена, что стороной ответчика не оспорено.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст.140 ТК РФ).
Положениями ч. 1 ст. 127 ТК РФ предусмотрено, что при прекращении трудового договора, работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.
В соответствии с п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, изданных на основании Постановления СНК СССР от 02.02.1930, которые применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, в силу ст. 423 ТК РФ, работнику при увольнении должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному им у данного работодателя времени.
При этом в соответствии с п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках при исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
В силу ст. 56 ГПК РФ обязанность представить доказательства, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы, отсутствие или наличие задолженности по заработной плате, выплаты полного расчета при увольнении работника, лежит на работодателе.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск по существу, суд считает их необоснованными в силу следующего.
Из расчетного листа за январь 2019 года, то есть последний рабочий месяц в организации ответчика, последним произведен расчет компенсации за неиспользованный отпуск, который составил 32,67 дней. Указанный расчет проверен судом и признан арифметически верным.
При этом, из указанного письменного документа прямо усматривается, что указанная компенсация в сумме 70 289 рублей 83 копейки учтена обществом в общей сумме задолженности предприятия перед работником в размере 171 803 рублей 14 копеек.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, с ответчика подлежит взысканию задолженность по заработной плате и компенсация за неиспользованный отпуск в общей сумме 171 803 рубля 14 копеек.
Таким образом, дополнительное возложение обязанности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 32477 рублей 43 копейки за 39,67 дней, как того просит истец, приведет к двойному взысканию, что действующим законодательством не допускается.
В связи с чем, требования о взыскании с ООО «СпецЭнергоСтрой» компенсации за неиспользованный отпуск в размере 32 477 рублей 43 копейки удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из представленного истцом суду расчета следует, что сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск составляет 22 952 рубля 28 копеек.
Представителем ответчика данный расчет не оспаривался.
Однако, суд не может с ним согласиться, в том числе, ввиду того, что истцу во взыскании компенсации за неиспользованный отпуск отказано.
Так, расчет выглядит следующим образом.
Как указывалось ранее, в соответствии с трудовым договором заработная плата истца составляла 13 000 рублей должностного оклада в месяц и 15 процентов районного коэффициента, что в совокупности равняется 14 950 рублям.
Таким образом, исходя из размера заработной платы в сумме 14 950 рублей, периода просрочки с 15.01.2018 по 29.01.2019 (дата увольнения) и указанных выше правовых норм, сумма компенсации составляет 2 814 рублей 84 копейки.
Далее, с 30.01.2019 по 13.04.2020 (дата вынесения решения) компенсация исходя из общей суммы задолженности в размере 171 803 рубля 14 копеек, составляет 35 328 рублей 45 копеек.
При таких обстоятельствах, требования Балаболкиной М.В. о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск подлежит удовлетворению в сумме 38 143 рубля 29 копеек (2 814,83 + 35 328,45).
Относительно требований истца о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 № 538-О-О часть 2 статьи 237 ТК РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 63 постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения прав работника нашел свое подтверждение в процессе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании компенсации морального вреда. Сам факт нарушения неправомерными действиями работодателя имущественных прав работника (невыплаты своевременно заработной платы) является основанием для удовлетворения его требования о компенсации морального вреда.
Определяя размер денежных средств, подлежащих взысканию, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности срока нарушения прав истца на получение заработной платы, в течение которого она была лишена основного источника дохода, приходит к выводу, что с ответчика в пользу Балаболкиной М.В. в счет компенсации морального вреда подлежит взысканию сумма в размере 10 000 рублей, считая данную сумму отвечающей объему и характеру причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя. Данный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, согласуется с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, а с другой - не допустить неосновательного обогащения заинтересованной стороны и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
Учитывая, что на основании пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в суд, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 5 599 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета (5 299 (за требование имущественного характера) + 300 рублей (за требование неимущественного характера о компенсации морального вреда).
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания задолженности по заработной плате за период с ноября 2018 года по январь 2019 года в размере 44 850 рублей подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.103, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СпецЭнергоСтрой» в пользу Балаболкиной ФИО8 задолженность по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 171 803 рубля 14 копеек (с учетом НДФЛ), проценты (денежную компенсацию) в размере 38 143 рубля 29 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решение в части взыскания задолженности по заработной плате с ноября 2018 года по январь 2019 года в размере 44 850 рублей (с учетом НДФЛ) подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СпецЭнергоСтрой» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 5 599 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение составлено 20.04.2020.
Судья Н.А. Ерофеева