РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2023 года                                                                                    г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Бектемировой С.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таимовым У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», Асхабалиеву Магомеду Назировичу, Самойленко Валерию Михайловичу, Аташевой Кипаят Магомедовне, Алиевой Наиде Зиявутдиновне, Бондарь Владимиру Федоровичу, Алиевой Саиде Зиявутдиновне, Гаджиалиевой Магликаят Магомедовне, Мирошниченко Елене Васильевне, Мотовской Евгении Ойзеровне о возложении обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации объекта культурного наследия,

Установил:

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области обратилась в суд с иском к ответчикам, указав, что на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897 г., арх.Домонтович К.К.» по адресу: <адрес>, регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия 301411237170005, использующийся как многоквартирный дом. В результате осмотра объекта культурного наследия установлено, что здание находится неудовлетворительном техническом состоянии: наблюдается отдельными местами обрушение штукатурки, система водоотведения с кровли нарушена, нарушена историческая расстекловка, на поверхности кирпичной кладки наблюдаются следы высолов и увлажнения, металлические отливы по междуэтажному карнизу покрыты ржавчиной, выявленные дефекты образовались в результате длительного срока эксплуатации, в связи с чем, истец просит суд обязать ответчиков в шестимесячный срок, в порядке предусмотренном действующим законодательством, разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>; В месячный срок со дня разработки проектной документации, в порядке предусмотренным действующим законодательством, представить ее на согласование в уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия; В течение шести месяцев со дня согласования проектной документации, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>, в соответствии с согласованной проектной документацией.

Представитель истца Иванова Ю.В. – в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчики Мотовская Е.О., Самойленко В.М. и их представитель действующий на основании доверенности - Зенин В.А. – иск не признали, просили в его удовлетворении отказать. Дополнительно представитель Зенин В.А. пояснил, что истец, ссылаясь в иске на ст.47.3 ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» доказательств того, что состояние указанного задания ухудшилось, не представлено. В материалах дела имеется письменное возражение.

Представители третьих лиц «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» Шумеленко И.В. и представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Бобров Д.А. в судебном заседании оставили разрешение вопроса на усмотрение суда, представили письменные отзывы на исковое заявление.

Иные участники судебного разбирательства не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия, которое направлено на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Частью 2 статьи 47.3 данного Федерального закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу статьи 56.1 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Астраханского областного совета народных депутатов от 03.12.1987 года №680, постановлением главы администрации Астраханской области от 27.10.1999 №437, постановлением главы администрации Астраханской области от 25.01.1999 №19, Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.11.2017 года за №127023-р «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия как объект культурного наследия регионального значения, регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия 301411237170005, использующийся как многоквартирный дом.

Согласно акту обследования от 27.01.2023 года №06 специалистами Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области совместно с Государственным автономным учреждением Астраханской области «Научно-производственное учреждение «Наследие» произведен визуальный осмотр фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>, по результатам которой, выявлены ряд дефектов, которые образовались в результате длительного срока эксплуатации.

На основании постановления Правительства Астраханской области № 374 от 26.10.2016 года «Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области», постановления Правительства Астраханской области от 13.12.2016 года №444-П «О службе государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области» с 01.01.2017 года функции государственного органа уполномоченного в области сохранения культурного наследия исполняет служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, на которую возложены обязанности по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Требования об обязании собственников об исполнении обязательств по разработке научно-проектной документации для реставрации объекта культурного наследия, а также о проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия истцом не направлялись. Основанием для обращения в суд послужил акт осмотра №06 от 27.01.2023 года объекта культурного наследия «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>, и то, что собственники многоквартирного дома несут бремя содержания принадлежащего ему имущества.

По смыслу пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственной охране подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр.

Из положений части 3 статьи 15 Федерального закона следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статья 16 Федерального закона).

Согласно статье 42 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43 Федерального закона).

В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно разъяснительному письму Министерства культуры Российской Федерации №212-01.1.-39-ВА от 19 июля 2017г. о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Суд считает, что отсутствие указаний истцом на конкретные действия, которые ответчики должны выполнить в соответствии с действующим законодательством, фактически лишает их возможности приводить аргументированную позицию по иску, что не позволяет сделать однозначный и объективный вывод.

Кроме того, удовлетворение исковых требований в заявленном объеме вызовет затруднение при исполнении решения суда, приведет к невозможности их принудительного исполнения.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>; представить ее на согласование в уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия и провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Сундукова С.Г., 1897г., арх.Домонтович К.К.» (литер А) по адресу: : <адрес>, в соответствии с согласованной проектной документацией, без определения порядка проведения работ по подготовке проектной документации, объема работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Также заслуживают внимания доводы представителя ответчиков Зенина В.А. о том, что истцом не представлено в порядке ст.56 ГПК РФ доказательств, ухудшения состояния объекта культурного значения, в связи с чем, ссылка в исковом заявлении на акт осмотра от 27.01.2023 года не может быть принята во внимание.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░:

2-1505/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области
Ответчики
Гаджиалиева Магликаят Магомедовна
Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
Мотовская Евгения Ойзеровна
Аташева Кипаят Магомедовна
Мирошниченко Елена Васильевна
Самойленко Валерий Михайлович
Бондарь Владимир Федорович
Асхабалиев Магомед Назирович
Алиева Наида Зиявутдинова
Алиева Саида Зиявутдиновна
Другие
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области"
Зенин Владимир Александрович
Иванова Юлия Владимировна
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Старкова Светлана Алексеевна
Короткова Нина Анатольевна
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Бектемирова С.Ш
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Подготовка дела (собеседование)
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее