Решение по делу № 2а-1047/2021 от 07.07.2021

УИД № 44RS0028-01-2021-001502-73

№ 2а-1047/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кострома

03 декабря 2021 г.

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Юрченко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьмичева А.В. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление в аренду земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмичев А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее - администрация) о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление в аренду земельный участок. Административный иск обосновал тем, что он обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 1 044 кв.м, расположенного по адресу: (адрес), для ведения садоводства. ДДММГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок согласно планово-картографическому материалу Минского сельского поселения относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пастбища. С данным отказом не согласен ввиду следующего. Планово-картографические материалы Минского сельского поселения не относят спорный земельный участок к виду угодий пастбища. Из представленного материла невозможно определить к какой категории относится земельный участок. Кроме того, на основании генерального плана Минского сельского поселения, который изготовлен на подложке планово-картографического материала, земельный участок не относится в виду угодий - пастбища. Отказ администрации ничем не мотивирован и не подтверждается никакими документами. Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», содержание вида разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственное назначение», включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1.-1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В число видов разрешенного использования с кодами 1.1.-1.18 входит вид с кодом 1.7 - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных и т.д. По основаниям ст.ст. 39.1., 39.6, п. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) просит суд признать незаконным отказ администрации, возложить на администрацию обязанность предварительно согласовать предоставление ему в аренду земельного участка сроком на 10 лет.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец изменил исковые требования, указав, что поскольку при рассмотрении дела выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером , являющийся ориентиром был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами и , просил возложить на администрацию обязанность предварительно согласовать предоставление в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 1044 кв.м, расположенного по адресу: (адрес) в координатах характерных точек.

Административный истец Кузьмичев А.В., его представитель по устному ходатайству Бечин Р.С. в судебном заседании каждый в отдельности заявленные требования поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Иванова О.А. административный иск не признала.. Представили письменный отзыв на административный иск, в котором указали, что по результатам рассмотрения заявления Кузьмичева А.В. от ДДММГГГГ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка администрацией принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (исх. от ДДММГГГГ з). В соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Минского сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта (адрес). Согласно планово-картографических материалов Минского сельского поселения испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашни (в отказе администрации допущена техническая ошибка: вид угодий ошибочно указан «пастбище»). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительных регламентов для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации Административным истцом испрашивался земельный участок для ведения садоводства. Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 ведение садоводства - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей. Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашни, не позволит использовать земельный участок в заявленных целях, а именно для ведения садоводства, и будет препятствовать рациональному использованию земельного участка. Отказ администрации Костромского муниципального района является законным и обоснованным. Просили в удовлетворении административного иска Кузьмичеву А.В. отказать.

В судебном заседании ДДММГГГГ представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра Бондарева Е.В. пояснила, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами и . Также представила на обозрение планы 2006 года «Установление, согласование, картографическое описание границ муниципального образования «Минское сельское поселение» Костромского муниципального района Костромской области.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района в судебное заседание представителя не направили, просили рассматривать дело без их участия.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОПХ « Минское» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий, а именно, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что административный истец Кузьмичев А.В. обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 1 044 кв.м, расположенного по адресу: (адрес), для ведения садоводства.

28.04. 2021 года в ответе администрации исх. Кузьмичеву А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок согласно планово-картографическому материалу Минского сельского поселения относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пастбища (как указано в отзыве на иск, в ответе допущена ошибка, вид угодий - пашни).

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.

Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

В пункте 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 указано, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения об утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации.

В соответствии с генеральным планом, правилами землепользования и застройки Минского сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится за границами населенного пункта (адрес).

Согласно планово-картографических материалов Минского сельского поселения, подготовленных ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие», утвержденный главой администрации Костромского муниципального района в 2008 году, испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Вид угодий - пашни.

Земельным кодексом Российской Федерации в подп. 8 п. 1 ст. 1 предусмотрен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Нормами пп. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что:

1) земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса;

2) земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правилами пп. 1, 2 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, ст. 79 ЗК РФ определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В силу ч. 6 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительных регламентов для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного суда РФ 04.06.2014)).

Согласно постановлению главы администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ «О дополнительной передаче земель в ведение сельских советов» п.2 постановлено: изъять от ОПХ «Минское» земельный участок площадью 69,3 га, из них пашни 68,8 га, леса 0,4 га, дорога 0,1 га и передать дополнительно его в ведение Минского сельского совета для обеспечения местного населения земельными участками для личных подсобных хозяйств (л.д. 82).

Из названного постановления следует, что были переданы земли - пашни, леса и дорога.

Сторонами не оспаривалось и подтверждается ответом Департамента лесного хозяйства Костромской области от ДДММГГГГ, что спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится (л.д. 31).

С этого же времени сведений о том, что были изменены категория либо вид разрешенного использования нет, в ходе рассмотрения дела не представлено.

Административным истцом испрашивается земельный участок для ведения садоводства. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 ведение садоводства - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Доводы административного истца о том, что спорный участок обозначен по контурам не как «пашни», суд во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым для определения категории земельного участка.

Соответственно, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий: пашни - это не позволит использовать земельный участок в заявленных целях, а именно для ведения садоводства, и будет препятствовать рациональному использованию земельного участка.

Также суд полагает, что доводы административного истца о том, что имеются сведения о предоставлении рядом расположенных к истребуемому земельному участку земельных участков иным гражданам, внимания не заслуживают, так как к предмету и основаниям настоящего административного дела, отношения не имеют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе Кузьмичеву А.В. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Кузьмичеву А.В. в удовлетворении административного иска к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление в аренду земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

О.В. Гурьянова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 14.12.2021.

2а-1047/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмичев Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района
Другие
Бечин Роман Сергеевич
Администрация Минского сельского поселения Костромского района Костромской области
ОПХ "Минское"
Управление Росреестра по Костромской области
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
27.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее