Решение от 08.12.2021 по делу № 2а-823/2021 от 08.11.2021

Дело №2а-823/2021 (УИД: 48RS0008-01-2021-001231-03)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2021 года                                                                                 п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи             Наставшевой О.А.,

при секретаре                                       Сергиенко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-823/2021 по административному иску прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района Липецкой области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением изначально к Борисову Андрею Александровичу о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование заявленного требования указывает на то, что прокуратурой Добринского района проведен мониторинг Интернет-сайтов на предмет выявления запрещенной к распространению информации. В ходе проверки Интернет – ресурсов выявлен сайт с URL-адресом:                                    <адрес> размещающий на своей странице запрещенную информацию, а именно: информацию с предложением приобрести медицинские справки в детский сад от педиатра, об освобождении от уроков физической культуры, об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций и прочие. Вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием интернет-сайта может любой пользователь. Действующим законодательством РФ предусмотрен запрет на распространение указанной информации. В целях ограничения доступа к интернет - странице <адрес> сети «Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ. Просит суд признать информацию размещенную на <адрес> информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

В судебном заседании прокурор Казельская В.Н. исковые требования поддержала относительно признания информации запрещенной; к ответчику Борисову А.А. не поддержала, указав, что прокуратурой был проверен отзыв ответчика относительно утраты паспорта, данное обстоятельство нашло свое подтверждение, Борисов А.А. является ненадлежащим ответчиком.

Административный ответчик Борисов А.А. в судебное заседание не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Суду представил отзыв, согласно которому указал, что указанный в административном иске сайт, зарегистрировало неустановленное лицо с использованием его паспорта, который был утерян в 2017г. К данному сообщению приложил копию постановления оперуполномоченного ГУР 3 о/п УМВД России по Калининградскому району Санкт-Петербурга об отказе в возбуждении уголовного дела.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело о признании информации запрещенной к распространению без участия представителя территориального органа Роскомнадзора. Возражений относительно удовлетворения административного иска не представил.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

    Согласно ч.1 и ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.3 ст.78 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2020 г. №972н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.

Согласно п.2 и п.3 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «14» сентября 2020 г. № 972н) справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. Справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

УК РФ предусмотрен ответственность по ст. 324 УК РФ, а КоАП РФ по ст. 19.23 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что помощником прокурора Добринского района Липецкой области ФИО5 19.10.2021г. проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной к распространению информации, о чем составлен соответствующий акт осмотра Интернет - страниц сайта <адрес>

По результатам осмотра установлено, что при открытии интернет-браузера «CHROME» и введении в поисковую строку «Яндекс» слов «купить медицинскую справку- освобождение» открывается список сайтов, одними из которых являются электронная страница с URL-адресом: https://krasnodarr.medspravkii.ru/spravki/osvobozhdenie-ot-fizkulturi.html, на котором размещено предложение о продаже медицинских справок об освобождении от уроков физической культуры, об освобождении от уроков физической культуры, об отсутствии противопоказаний для посещения спортивных секций, в детский сад от педиатра и прочие.

Из приложения к акту осмотра - изображений страниц сайта следует (из информации), что медицинские справки предоставляется без фактического осмотра и посещения врача, информация содержит явное предложение о продаже медицинских справок, в не оказании услуг медицинского характера. Заказ справок происходит онлайн. Для получения медицинской справки необходимо ФИО пациента, название учебного учреждения, дата и рождения получателя, номер для связи. Указано, что справка доставляется курьером по любому адресу в Краснодаре, расчет возможен на месте. Справку можно получить без очередей т траты времени на хождение по поликлиникам. Указано, что документ выдается без очередей, медосмотров, анализов.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2012 г, регистрационный N 24366).

Согласно пункту 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

Таким образом, заочный порядок прохождения соответствующего обследования и осмотров не предусмотрен.

Страница сайта сети «Интернет» не требует регистрации и не содержит иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет», вследствие чего информация становится доступной для неограниченного круга лиц.

На момент проверки соответствующий сетевой адрес по поисковой системе «http://eais.rkn.gov.ru/» (универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет»), размещённым на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет, отсутствует.

Ст. 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Ст. 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка и их использование, передача либо сбыт.

Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).

С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.

В целях ограничения доступа к Интернет странице <адрес>, в сети «Интернет», содержащую запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

Изначально исковые требования предъявлены к Борисову Андрею Александровичу 29.12.1990 г.р., поскольку ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», дало административному истцу ответ, что администратором доменного имени medspravkii.ru, является именно Борисов А.А., что презюмирует его в качестве административного ответчика в соответствии с п.3 п.78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ». Однако, как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, Борисов А.А. является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку доводы Борисова А.А. об утрате паспорта нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 265.4 – 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░:

<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.12.2021 ░.

2а-823/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Добринского района Липецкой области
Ответчики
Борисов Андрей Александрович
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи. информационных технологий и массовых коммунакаций
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Судья
Наставшева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
08.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее