Дело № 2А-15/2022
УИД 65RS0014-01-2021-000485-43
Решение
Именем Российской Федерации
04 марта 2022 года город Томари
Томаринский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего Солодковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сложневой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Томаринского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
27 октября 2021 Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области (далее – МРИ ФНС России № 2 по Сахалинской области) в лице начальника Инспекции ФИО3 обратилось в Томаринский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 172403 рубля, пени в размере 464 рубля 05 копеек, указав в обоснование административного иска, со ссылкой на пункт 1 статьи 23, пункт 3 статьи 75, статьи 31, 45, 48, 52, 69, 70, 75, 388, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, о том, что на налоговом учете Инспекции в качестве налогоплательщика состоит ФИО1, имеющий в собственности объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении от 03 августа 2020 гола №, которое было направлено в его адрес. В установленный законом срок – не позднее 01 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом, налог ФИО1 не уплачен. В этой связи в адрес последнего направлено требование об уплате налога от 21 декабря 2020 года №, указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
22 декабря 2021 года от административного ответчика ФИО1 поступил отзыв на административный иск, в котором указывает о несогласии с заявленными требованиями по следующим основаниям. В его собственности имеется земельный участок по адресу: Московская область, Подольский район, с/<адрес>, вблизи <адрес>, кадастровый №, площадью 3030 +/- 19, кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (подсобный земельный участок); а также в собственности находится земельный участок по адресу: Московская область, Подольский район, с/<адрес>, вблизи <адрес>, кадастровый №, площадью 425 +/-7, кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В налоговом уведомлении от 15 августа 2019 года установлен срок уплаты налога не позднее 02 декабря 2019 года: транспортный налог в размере <данные изъяты> рублей, земельный налог в размере <данные изъяты> рублей, налоговый период:2016, 2017, 2018 годы. Налоговое уведомление от 03 августа 2020 года № направлено в его адрес, установлен налоговый период – 2019 года, налог подлежал уплате до 01 декабря 2020 года в размере <данные изъяты> рубля. В налоговом уведомлении от 15 августа 2019 года № срок уплаты налога был установлен не позднее 02 декабря 2019 года, в Томаринский районный суд Инспекция обратилась 27 октября 2021 года с требованием о взыскании земельного налога в размере <данные изъяты> рубля за налоговый период – 2019 год, за пределами установленного статьёй 48 НК РФ срока, спустя 10 месяцев и 29 дней после ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием о признании недоимки и штрафа безнадежными. Кроме того, максимальный размер ставок ограничен и зафиксирован в НК РФ, 0, 3% - для земель сельхозназначения, личного подсобного хозяйства и прочие, предусмотренные пп.1 п.1 ст.394 НК РФ. Однако налог в налоговом уведомлении от 03 августа 2020 года № расчитан по налоговой ставке 1,50%, что противоречит законодательству и необоснованно увеличивает сумму налогов, которая для него является кабальной, так как один содержит семью с двумя малолетними детьми, не имея собственного жилья, арендует частную квартиру. В связи с чем просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Определением Томаринского районного суда от 23 декабря 2021 года произведена замена административного истца МРИ ФНС России №2 по Сахалинской области на УФНС России по Сахалинской области на основании статьи 44 КАС РФ.
При рассмотрении дела стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения не присутствовали, представитель административного истца не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие, заявленные требования поддержали, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного производства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного производства Российской Федерации (КАС РФ) установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (часть 3 статьи 75 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе к следующей категории: физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пункт 10).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 1); 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).
Пунктом 1 статьи 4 НК РФ установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из материалов дела и не оспорено административным ответчиком, в собственности ФИО1 с 27 января 2016 года находится земельный участок с кадастровым номером №, и с 10 мая 2016 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: Московская область, Подольский район, с/<адрес>, вблизи д<адрес>
03 августа 2020 года в адрес ФИО1 налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 03 августа 2020 года об уплате земельного налога за 2019 год, исчисленного по налоговой ставке 1,50% на указанные земельные участки в размере <данные изъяты> рублей – земельный участок с кадастровым номером №; и в размере <данные изъяты> рублей – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, всего на общую сумму <данные изъяты> рубля.
В связи с неуплатой земельного налога ФИО1, что им также не оспаривается, налоговым органом направлено в его адрес требование № от 21 декабря 2020 года об уплате земельного налога (недоимки) в размере <данные изъяты> рубля, а также пени в размере <данные изъяты> рублей, с указанием о необходимости уплаты задолженности и пени в срок до 15 февраля 2021 года, с приложением обоснования (расчета) суммы пени.
24 марта 2021 года в судебный участок №16 Томаринского района поступило заявление налогового органа № от 16 марта 2021 года о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 в части взыскания недоимки по земельному налогу в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В связи в поступлением 23 июня 2021 года от ФИО1 возражения на указанный судебный приказ, определением мирового судьи судебного участка №16 Томаринского района от 06 августа 2021 года восстановлен срок подачи возражений на указанный судебный приказ, и определением мирового судьи от 30 августа 2021 года судебный приказ от 26 марта 2021 года №/2021 отменен.
Принимая во внимание дату направления в суд указанного административного иска – 25 октября 2021 года, шестимесячный срок для обращения в суд с настоящим требованием, установленный частью 3 статьи 48 НК РФ, административным истцом соблюден.
Представленный административным истцом расчет задолженности по налогу и пени судом проверен. С учетом представленных административным истцом сведений об основании исчисления земельного налога по ставке 1,50% за 2019 год, представленных административным ответчиком сведений об обращении в Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск Московской области, изменения вида разрешенного использования не ранее апреля 2021 года – для ведения личного подсобного хозяйства по земельному участку с кадастровым номером №, и для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) – с кадастровым номером <данные изъяты>, вопреки возражениям административного ответчика данный расчет и начисление земельного налога за 2019 год является верным, применяется судом при разрешении заявленных требований.
Поскольку факт неуплаты задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек подтвержден вышеприведенными материалами дела, постольку заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со статьёй 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку административный истец при подаче административного иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, в этой связи с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Томаринский городской округ» в размере, определенном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, что составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ – ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░