Копия Дело № 2а-169/2020 года
УИД № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г. Дно Псковской области
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой Н.А.,
при помощнике судьи Карцевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Дновского района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Псковской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткиной Ольге Алексеевне об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП от дд.мм.гг. по исполнительному производству № ***-ИП,
У С Т А Н О В И Л:
31 августа 2020 г. Администрация Дновского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по *** об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП от дд.мм.гг. по исполнительному производству № ***-ИП.
В обоснование заявленных требований указано, что дд.мм.гг. межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств возбуждено исполнительное производство по исполнению решения Дновского районного суда Псковской области от 16 апреля 2020 года, которым на Администрацию района возложена обязанность предоставить данные изъяты за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлением судебного пристава-исполнителя от дд.мм.гг. с Администрации района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Административный истец полагает, что установленная законодательством процедура приобретения жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок, при том, что Администрацией района принимаются все возможные меры для скорейшего исполнения судебного решения, в связи с чем имеются основания к освобождению от уплаты исполнительского сбора.
Определением о принятии административного искового заявления и подготовке административного дела к судебному разбирательству от дд.мм.гг. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткина О.А., а также в качестве заинтересованного лица данные изъяты
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Дновского района Кротов С.Н. заявленные требования поддержал и пояснил, что после вступления в законную силу решения суда Администрация Дновского района сразу начала принимать меры по включению данные изъяты в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году. дд.мм.гг. из Комитета по социальной защите Псковской области поступили сведения о том, что данные изъяты не может быть включен в данный список в связи с отсутствием финансирования. Данная информация была предоставлена в службу судебных приставов. дд.мм.гг. в Администрацию Дновского района поступили официальные сведения, что данные изъяты включен в вышеуказанный список и будут выделены денежные средства на приобретения ему жилого помещения. В настоящее время планируется осуществлять действия, направленные на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, исполнение решение в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок объективно невозможно.
Административный соответчик УФСС России по Псковской области, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в деле не направил, о рассмотрении дела без участия своего представителя не просил.
Соответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткина О.А., в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, о рассмотрении дела без своего участия не просила.
Заинтересованное лицо данные изъяты в судебное заседание также не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил о рассмотрении дела без его участия.
При таких обстоятельствах дело, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, рассмотрено без участия административных соответчиков и заинтересованного лица.
Оценив представленные доказательства, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Дновского районного суда Псковской области от дд.мм.гг., вступившим в законную силу дд.мм.гг., на Администрацию Дновского района возложена обязанность по предоставлению данные изъяты за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв. м в черте *** (л.д. 8-13).
дд.мм.гг. судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Исаковой Е.А. возбуждено соответствующее исполнительное производство № ***-ИП (л.д. 17).
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства; постановление получено должником дд.мм.гг. (л.д. 17).
Требования исполнительного документа не исполнены в указанные сроки, а также на момент рассмотрения настоящего дела в суде.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткиной О.А. от дд.мм.гг. с Администрации Дновского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д. 18).
Часть 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, а частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный приставом, Администрация Дновского района указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, однако его исполнение в установленный срок объективно невозможно.
Действительно, Законом Псковской области от 3 июня 2011 года № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципального образования «Дновский район» наделены государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства, приобретения жилых помещений, по принятию решения о предоставлении лицам из указанной категории жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет (ст. 1). При этом финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год (ст. 2).
Положением о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от дд.мм.гг. № ***, определено, что Комитет по социальной защите Псковской области (далее - Комитет) ежегодно в срок до 5 февраля текущего года на основании предусмотренного п. 13 ст. 7 Закона области от 9 января 2013 года № 1241-ОЗ подтверждения о наличии у лиц, которым в текущем году исполняется 18 лет, лиц от 18 лет и старше права на предоставление жилых помещений в текущем году формирует и направляет в территориальные отделы Комитета по социальной защите Псковской области (далее - территориальные отделы Комитета) выписки из Списка в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе (городском округе) (далее также - выписки из Списка).
Территориальные отделы Комитета в течение 5 рабочих дней после получения выписки из Списка направляют: а) в местную администрацию соответствующего муниципального района (городского округа) - выписку из Списка; б) каждому из лиц, указанных в выписке из Списка, - письменное уведомление, содержащее наименование и адрес администрации соответствующего муниципального района (городского округа), в котором указанному лицу должно быть предоставлено жилое помещение в текущем году. (п. 4).
Местная администрация соответствующего муниципального района (городского округа), в котором должны быть предоставлены жилые помещения лицам, указанным в выписке из Списка, в срок, обеспечивающий предоставление указанным лицам жилого помещения в соответствии с п. 3 настоящего Положения:
а) осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, действия с целью заключения муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) направляет в Комитет заявку на предоставление денежных средств для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с указанием объема средств, определенных ценой муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений, в пределах объема субвенции, предоставляемой местному бюджету для осуществления государственных полномочий, рассчитанной согласно Методике, являющейся приложением к Закону области 3 июня 2011 года № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
в) принимает решение о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключает с указанными лицами договоры найма специализированных жилых помещений на срок пять лет. (п. 5).
Таким образом, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из указанной категории ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья.
При этом Администрацией Дновского района дд.мм.гг. после вступления решения суда в законную силу (л.д. 14) направлялось обращение в Комитет по социальной защите Псковской области о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения решения суда, на что дд.мм.гг. получен ответ (л.д. 15) о том, что вопрос о выделении денежных средств на исполнение указанного судебного решения планируется рассмотреть при формировании областного бюджета на 2021 год.
В судебное заседание представителем административного истца предоставлена информация Территориального отдела Дновского района Комитета по социальной защите Псковской области от дд.мм.гг., согласно которой в Администрацию Дновского района направлена выписка из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году за счет дополнительных средств субсидии федерального бюджета. В указанную выписку включен данные изъяты
Исходя из установленных обстоятельств дела и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока невозможно реальное исполнение решения суда об обеспечении данные изъяты как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Дно специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что финансирование данных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления за счет средств бюджета Псковской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок; срок обращения в суд административным истцом соблюден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Дновского района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Псковской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткиной Ольге Алексеевне об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП от дд.мм.гг. по исполнительному производству № ***-ИП удовлетворить.
Освободить Администрацию Дновского района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткиной Ольги Алексеевны от дд.мм.гг. в рамках исполнительного производства № ***-ИП от дд.мм.гг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дновский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 23 сентября 2020 года.
Председательствующий: Михайлова Н.А.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.