Дело № 2-1895/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
при секретаре Д.Р. Алимовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветошко Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной льготной пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с выплатой недополученной суммы пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ветошко Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной льготной пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с выплатой недополученной суммы пенсии.
В обоснование иска указала, что она постоянно проживала в г. Новозыбкове Брянской области в период с 26.04.1986по 13.05.1987, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, соответственно относится к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы в соответствии с п.п.9 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 и имеет бессрочное удостоверение о подтверждении ее статуса.
В соответствии со ст.35 указанного Закона имеет право на досрочную пенсию по старости с сокращением пенсионного возраста на 3,5 года.
С мая 2008 истец работает в ГУЗ УОКБ, поэтому в соответствии с Порядком организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР Ульяновской области с ГУЗ УОКБ по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсий сотрудникам Учреждения, 25.09.2015 в адрес УПФР в Железнодорожном районе г.Ульяновска были направлены электронные копии изображений документов истца для назначения пенсии по старости, в том числе удостоверение о подтверждении статуса лица, пострадавшего от радиационного загрязнения.
Пенсия по старости с уменьшением возраста с 10.06.2016 истцу не была назначена по неизвестной причине, никакие документы из ПФР не поступали. В итоге, истцу назначили пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста всего на 2,4 года, то есть с 01.08.2018 года.
В феврале 2018 после поступления звонка сотрудника ответчика о необходимости обращения в ПФР по вопросу о перерасчете пенсии в связи с допущенной ошибкой сотрудниками ПФР, истец обратилась с таким заявлением, на что ей было выслано решение об отказе в перерасчете пенсии.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать ответчика назначить досрочную льготную пенсию по старости с 10.07.2016 в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать произвести перерасчет пенсии с 10.07.2016 по 01.08.2017 с выплатой недополученной суммы пенсии, взыскать судебные расходы.
Истец Ветошко Е.А., представитель истца Фролова В.А. (доверенность от 21.05.2018) в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что 25.09.2015 в УПФР по Железнодорожному району г.Ульяновска специалистом ГУЗ УОКБ был направлен макет выплатного дела со всеми документами, однако, никакого ответа не последовало. Впервые с вопросом о назначении пенсии истица обратилась в УПФР по Заволжскому району г.Ульяновска 01.08.2017 года. 18.12.2017 истица подала заявление в УПФР по Заволжскому району г.Ульяновска о назначении пенсии, и досрочно пенсия была назначена в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.08.2017 года. При обращении на консультации к специалистам Пенсионного фонда истцу никто не объяснил, что право у нее возникло с 01.07.2016 года и ей необходимо подать заявление.
Представитель ответчика – Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Дубрикова А.Б. (доверенность от 16.05.2018) в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, пояснив, что Ветошко Е.А. имеет право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсия по любому основанию назначается на заявительной основе, но Ветошко Е.А. впервые с заявлением о назначении пенсии обратилась 18.12.2017 года. Законных оснований для назначения и выплаты пенсии с 10.07.2016 года не имеется.
Представитель третьего лица - ГУЗ УОКБ Вавилова С.Н. (доверенность №18 от 07.06.2018) в судебном заседании пояснила, что в сентябре 2015 года она, как специалист ОК, направила в соответствии с Порядком организации информационного взаимодействия территориальных органов ПФР Ульяновской области с ГУЗ УОКБ документы Ветошко Е.А. в электронной форме, однако, расписка о получении документов не поступила, но сотрудник УПФР в Железнодорожном районе г.Ульяновска по телефону пояснил, что документы поступили. Пакет документов не содержал самого заявления Ветошко Е.А. о назначении пенсии.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение и доводы участников процесса, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно части 4 статьи 1 этого же Закона порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Положения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливают, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, которым, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Статья 30 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Из письменных материалов дела следует, что Ветошко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, добровольно выехала из зоны отселения, что подтверждено удостоверением серии №, выданным 16.06.2008 года.
С 01.08.2017 Ветошко Е.А. является получателем пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению на основании ст.10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Аналогичное положение содержит п.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, суд, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к выводу о том, что исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о выплате этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы, то есть в данном случае ранее, чем с 01.08.2017, то есть с даты, с который соответствующая пенсия и была назначена истцу.
Доводы истца о том, что право на назначение требуемой пенсии возникло у истца с 10.07.2016, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В судебном заседании по материалам пенсионного дела установлено, что ранее Ветошко Е.А. с заявлением о назначении пенсии в ГУ-УПФР не обращалась, что в судебном заседании подтвердила и сторона истца.
Тот факт, что в рамках Порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР Ульяновской области с ГУЗ УОКБ по представлению документов, необходимых для назначения пенсий сотрудникам ГУЗ УОКБ, в УПФР были направлены документы истца в электронной форме для заблаговременной работы по подготовке документов на лиц, выходящих на пенсию, не свидетельствует об обращении самой Ветошко Е.А. с заявлением о назначении пенсии и не может служить основанием для назначения пенсии с 10.07.2016 года.
Доводы стороны истца о том, что сотрудниками Пенсионного фонда была дана Ветошко Е.А. неверная консультация о моменте возникновения права на получение льготной пенсии, в судебном заседании не были подтверждены. Кроме того, данные основания также не опровергают вышеприведенных выводов суда, поскольку действующее пенсионное законодательство не возлагает обязанности на органы ПФР извещать граждан о наличии у них права на пенсию.
В судебном заседании установлено, что после направления макета выплатного дела 25.09.2015 года представителем работодателя ГУЗ УОКБ в нарушение п.4.7 Порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР Ульяновской области с ГУЗ УОКБ по представлению документов, необходимых для назначения пенсий сотрудникам ГУЗ УОКБ не была получена расписка, подтверждающая получение пакета документов органами ПФР, сама Ветошко Е.А. до 01.08.2017 в УПФР по вопросу назначения пенсии не обращалась.
С учетом анализа приведенного выше законодательства, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ветошко Е.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ветошко Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о назначении досрочной льготной пенсии по старости с 10.07.2016 в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 10.07.2016 по 01.08.2017 с выплатой недополученной суммы пенсии, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер