Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Елдратова В.В., с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3, представителя ответчика - администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО4, действующего на основании Устава, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании очистить захламленные территори,
установил:
<адрес> Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании очистить захламленные территории.
Исковое заявление мотивировано тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> Чувашской Республики, установлено, что Муниципальным образованием «<данные изъяты> сельское поселение <адрес> Чувашской Республики» нарушаются требования природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами. В ходе обследования территории <адрес> выявлено, что между домами №№ и № по <адрес> и рядом с хозяйством № по ул. <данные изъяты> с. <данные изъяты> имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Отходы размещены вдоль оврага (бумага, дерево, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стеклянные и иные отходы). Несанкционированные свалки занимают площадь около 300 кв.м, примерным объемом около 30 м3 и 100 кв.м., примерным объемом 20м3 соответственно.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, и просил его удовлетворить, поскольку на территории <данные изъяты> сельского поселения располагаются несанкционированные свалки отходов производства и потребления. При этом выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности. Полагает, что администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики не производит участия в деятельности по охране окружающей среды, экологический контроль с ее стороны отсутствует, не исполняются обязанности по организации содержания территории поселения, возложенные на нее федеральным законодательством, нормативно-правовыми и иными актами, тем самым, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц <данные изъяты> сельского поселения на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, на охрану здоровья и право граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО4, действующий на основании Устава, с иском согласился, обязался устранить выявленные нарушения в ближайшее время и впредь не допускать их.
Суд, изучив письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование и транспортировка отхода потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка) и по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, старшим помощником прокурора <адрес> Чувашской Республики на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики с участием врио главы поселения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, в ходе которой было установлено, что между домами №№ и № по <адрес> и рядом с хозяйством № по <адрес> <адрес> выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Отходы размещены вдоль оврага (бумага, дерево, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стеклянные и иные отходы). Несанкционированные свалки занимают площадь около 300 кв.м, примерным объемом около 30 м3 и 100 кв.м., примерным объемом 20м3 соответственно.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела данная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, наличие неконтролируемой свалки на территории населенного пункта может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий (болезней, общих для человека и животных) и эпизоотий (инфекционных болезней животных). В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их размещения возникает неприятных запах, в непосредственной близости от жилых домов, что соответственно нарушает право неопределенного круга лиц, то есть проживающих, а также которые могут находиться в названных выше местах.
Образованная на территории сельского поселения свалок, свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по регулярной очистке территорий муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных ст. 38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей <данные изъяты> сельского поселения на благоприятную окружающую среду.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Таким образом, установив, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики и расположенных в пределах муниципального образования, обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, при этом мер к ликвидации данных свалок не принимается и ответчиком администрацией <данные изъяты> сельского поселения фактически не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу, утилизации данных бытовых отходов, а также отсутствует организация обращения бытовых отходов, суд приходит к выводу, о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него функций в сфере решения данного вопроса местного значения и принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.
При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд приходит выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами – очистить захламленную территорию, расположенную между домами №№ и № по <адрес> Чувашской Республики, примерным объемом около 30 м3, и рядом с хозяйством № по ул<адрес>, примерным объемом около 20м3.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Батыревский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: В.В. Елдратов
Копия верна:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.