Решение по делу № 2-1527/2021 от 21.07.2021

66RS0051-01-2021-002012-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов Свердловской области                                                             09 сентября 2021 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Замятиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1527/2021 по иску

           Шершуновича (Лысевича) Александра Анатольевича к администрации Серовского городского округа о признании действий (бездействия) об отказе в выплате материальной помощи на лечение и зубопротезирование незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Шершунович (Лысевич) А.А. обратился с исковым заявлением в Серовский районный суд к администрации Серовского городского округа о признании действий (бездействия) об отказе в выплате материальной помощи на лечение и зубопротезирование незаконными.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право с 25.09.2006г. на получение материальной помощи на лечение и зубопротезирование. 09.04.2021г. в ООО «Ферростом» им было получение лечение зубов, понесены затраты на лечение на сумму 3300 руб. 00коп. 26.04.2021г. он обратился к ГАУ социального обслуживание Свердловской области «Комплексный     центр социального обслуживания населения г. Серова» и к главе администрации Серовского городского округа, однако в получении материальной помощи ему было отказано.

В судебное заседание истец Шершунович (Лысевич) А.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает, в предварительном судебном заседании истец просил суд определить надлежащего ответчика и взыскать с ответчика материальную помощь для ветерана боевых действий в размере 3 300 рублей, в связи с понесенными им затратами на лечение зубов, признать решение от 12.05.2021г. об отказе в выплате материальной помощи незаконным.

Представитель ответчика – Кирсанова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом и в срок, представила возражение на иск, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований. Считает, что решение принято в соответствии с действующим Порядком оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа №749 от 15.07.2017г. Также считает администрацию Серовского городского округа ненадлежащим ответчиком.

Заинтересованное лицо – законный представитель ГАУ социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Серова» Петрова И.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указала также о том, что с исковыми требованиями не согласна. В предварительном судебном заседании поясняла, что ГАУ социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Серова» принимает документы на выплату материальной помощи, после принятия решения, доводит его до заявителя. Истец свое право реализовал в 2019 г., в следующий раз он может обратиться в 2022г.

            Заинтересованное лицо – законный представитель отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодежной политики Мельникова Н.А. в судебное заседание не явилась, представила 08.09.2021г. возражение на иск, в котором также подтвердила, что в 2019г. выплата материальной помощи была истцу произведена, таким образом свое право истец реализовал, в соответствии с Порядком оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, утвержденный постановлением администрации Серовского городского округа от 15.05.2017г. №749 материальная помощь оказывается не чаще одного раза в три года. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Судья, изучив письменные материалы гражданского дела и доводы участвующих в деле лиц, представленные в деле доказательства, на предмет их относимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем полном, объективном и непосредственном их исследовании, приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно ст. 6.1 вышеуказанного Федерального закона, правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ); военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды.

Пунктом 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Порядок принятия муниципальных правовых актов указанного типа и вступления их в силу, определяется уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 47 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

    В соответствии с п. 4, 5 ст. 43 Устава Серовского городского округа, глава городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами. Указанные муниципальные правовые акты (постановления) вступают в силу со дня их подписания, если иной срок не оговорен в самом правовом акте (п. 1 ст. 44 Устава Серовского городского округа).

    Постановлением администрации Серовского городского округа № 749 от 15.05.2017, утвержден Порядок оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, на территории г.Серова и Серовского городского округа, утверждён (далее Порядок).

    В соответствии с п. 2 пп. 1 Порядка к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, признанные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении судебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

               Согласно п.4 Порядка главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа, направляемых на выплату материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, является отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодёжной политики».

    В соответствии с п.5 Порядка право на получение материальной помощи на лечение и зубопротезирование имеют ветераны боевых действий, постоянно проживающие на территории Серовского городского округа.

    Порядок выплаты материальной помощи на лечение и протезирование, предусмотрен в пп. 1 п. 7 Порядка, согласно которому, лицу имеющему статус «Ветеран боевых действий» для получения материальной помощи необходимо предоставить в ГАУ социальной защиты населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Серова» документы: заявление об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование; документ, подтверждающий статус «Ветерана боевых действий»; договор на оказание услуг по лечению и зубопротезированию с лечебным учреждением, оказывающим услуги по лечению и зубопротезированию, и акт выполненных работ, являющихся приложением к договору; оригинал платёжных документов, подтверждающих оплату услуг по лечению и зубопротезированию в лечебном учреждении, оказывающим услуги по лечению и зубопротезированию; документ с указанием номера лицевого счета.

    Согласно п.8 Порядка документы рассматриваются Комиссией, состав которой утверждается постановлением администрации Серовского городского округа. Комиссия является постоянно действующим органом. Председателем Комиссии является заместитель главы администрации Серовского городского округа. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

    Комиссия правомочна решать вопросы, если на ее заседании присутствуют не менее половины ее членов. Заседание Комиссии ведет председатель. Решения на заседании Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

    Решение Комиссии о предоставлении материальной помощи на лечение и зубопротезирование оформляется протоколом. На основании протокола заседания Комиссии отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодежной политики» готовит проект постановления администрации Серовского городского округа о выделении денежных средств на выплату материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранам боевых действий.

               Согласно п.10 Порядка осуществление выплат материальной помощи на зубопротезирование МБУК «Городской Дом культуры» производит на основании приказа отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодежной политики» «Об осуществлении МБУК «Городской Дом культуры» полномочий органа местного самоуправления Серовского городского округа по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом».

    По результатам рассмотрения поданных документов, комиссия вправе принять решение об отказе в предоставлении материальной помощи на лечение и зубопротезирование лицу в следующих случаях:

    - непредставление заявителем документов, указанных в п.1 ст.7 Порядка,

    - заявление и документы поданы по истечении трех месяцев со дня оказания услуги по лечению и зубопротезированию;

    - с момента получения заявителем материальной помощи на лечение и зубопротезирование прошло менее трех лет (в редакции, действующей с 12.05.2021г. с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Серовского городского округа от 12.05.2021).

    Таким образом, исходя из положений п.4 и п.8 Порядка следует, что решение по материальной помощи принимается Комиссией, тогда как выплата производится отраслевым органом администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодёжной политики». В связи с чем, суд соглашается с позицией ответчика администрации Серовского городского округа о том, что она является не надлежащим ответчиком, в связи с чем, суд определяет ответчиками по данному требованию Комиссию по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий и отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодёжной политики».

    Согласно п. 6 Порядка (в редакции действующей с 14.02.2019г., с учетом изменений, внесенных постановлением №363 от 14.02.2019г.) размер выплаты материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранам боевых действий определяется Комиссией по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи в зависимости от фактических затрат, понесенных Заявителем, но не может превышать 8 000 рублей. Материальная помощь на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий оказывается не чаще одного раза в три года.

Как установлено в судебном заседании, истец Шершунович (Лысевич) А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с 25.09.2006г. имеет статус «Ветеран боевых действий», что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий серии ВВ , выданного Министерством внутренних дел Российской Федерации 25.09.2006г., зарегистрирован с 24.06.2019г. по адресу: <адрес>.

Согласно акту от 09.04.2021г. истцу была оказана медицинская помощь в ООО «Ферростом» на сумму 3 300 рублей, вызванной лечением зубов.

26.04.2021г. истец обратился в ГАУ социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Серова» и к главе администрации Серовского городского округа с просьбой оказать материальную помощь на лечение и зубопротезирование. Согласно ответу главы Серовского городского округа от 25.05.2021г. на данное обращение, заявителю разъяснено, что материальная помощь в соответствии с п. 6 Порядка оказывается не чаще одного раза в три года. В связи с тем, что в 2019 материальная помощь на лечение и зубопротезирование была оказана, право считается реализованным. Аналогичный ответ был дан 11.05.2021г. ГАУ социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Серова».

Не согласившись с данными ответами, считая свои права нарушенными, Шершунович (Лысевич) А.А. обратился в суд, аргументируя свою позицию тем, что постановлением администрации Серовского городского округа от 10.03.2021г. № 258 «О внесении изменений в муниципальную программу «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Серовского городского округа» на 2017 - 2024 годы, утвержденную постановлением администрации Серовского городского округа от 21.12.2016 », внесены изменения в раздел 4 «Методика расчета целевых показателей муниципальной программы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Серовского городского округа» на 2017- 2024 годы», где в целевом показателе 16 Количество ветеранов боевых действий, получивших материальную помощь на лечение и зубопротезирование указано, что «Согласно Порядку оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, утвержденному постановлением администрации Серовского городского округа от 15.05.2017г. года , материальная помощь выплачивается ветеранам боевых действий, постоянно проживающим на территории Серовского городского округа, в соответствии с документами, подтверждающими оплату услуг по лечению и зубопротезированию, но не более 8 (восьми) тысяч рублей в финансовый год». Истец считает, что постановлением администрации Серовского городского округа от 10.03.2021г. автоматически прекратилось действие постановления администрации Серовского городского округа от 14.02.2019г. «О внесении изменений в Порядок оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, утвержденного постановлением администрации Серовского городского округа от 15.05.017г. », т.к. акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий от 18.10.2019г., в рамках поступившего заявления Лысевич А.А. и приложенных к нему документов, Комиссией принято решение о выплате материальной помощи на лечение и зубопротезирование в размере 3 930 рублей.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Серовского городского округа от 24.10.2019г. , Лысевичу А.А. оказана материальная помощь в рамках принятого Комиссией решения в размере 3 930 рублей. Факт получения материальной помощи истцом в 2019г. не опровергнут истцом в ходе судебного заседания, также подтверждается Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий от 18.10.2019г., постановлением главы Серовского городского округа от 24.10.2019г., платежным поручением от 28.10.2019г. о перечислении Лысевичу А.А. суммы материальной помощи в размере 3 930 руб.00коп.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий от 12.05.2021г., в рамках поступившего заявления Лысевич А.А. и приложенных к нему документов, Комиссией принято решение об отказе истцу в материальной помощи на лечение и зубопротезирование в размере 3 300 рублей в связи с реализацией права 24.10.2019г.

Согласно содержанию утверждённого Порядка, последний предусматривает единовременную разовую выплату материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранам боевых действий, размер которой не может превышать 8000 рублей, и не предусматривает накопительный порядок.

Доводы истца о том, что постановление администрации Серовского городского округа от 10.03.2021г. фактически отменило действие предыдущего постановления администрации Серовского городского округа от 14.02.2019г. «О внесении изменений в Порядок оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, утвержденного постановлением Администрации Серовского городского округа от 15.05.2017г. » являются ошибочными, основанными на неверном понимании назначения двух правовых актов. Постановление администрации Серовского городского округа от 10.03.2021г. вносит изменение в муниципальную программу «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Серовского городского округа» на 2017 - 2024 годы, утвержденную постановлением администрации Серовского городского округа от 21.12.2016 № 2133», которая по своему содержанию имеет иное правовое значение и в силу п. 35 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", является документом стратегического планирования, содержащего комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Указанный документ, по своему содержанию не является нормативно-правовым актом, понятие которого раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому к признакам нормативно-правового акта относятся: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Тогда как постановлением администрации Серовского городского округа от 14.02.2019г. № 363 «О внесении изменений в Порядок оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий», внесены изменения в постановление администрации Серовского городского округа от 15.05.2017 г. №749. Данное постановление отвечает признакам нормативно-правового акта, является действующим, тем самым предусматривает определенные основания для назначения материальной помощи, а именно «материальная помощь на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий оказывается не чаще одного раза в три года».

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ранее 24.10.2019 истцу уже была оказана материальная помощь в рамках Порядка оказания материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, суд считает решение Комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий об отказе в выплате материальной помощи от 12.05.2021г. законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования не подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с ч. 2 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ при отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.           В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи. Таким образом, истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, поэтому государственная пошлина в связи с рассмотрением дела не подлежит взысканию с истца.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шершуновича (Лысевича) Александра Анатольевича к Комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании материальной помощи на лечение и зубопротезирование ветеранов боевых действий, отраслевому органу администрации Серовского городского округа «Управление культуры и молодёжной политики» о признании действий (бездействия) от отказе в выплате материальной помощи на лечение и зубопротезирование незаконным - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Серовский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                   Е.В. Александрова

2-1527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шершунович Александр Анатольевич
Ответчики
Администрация Серовского городского округа
Другие
ООА СГО "Управление культуры и молодежной политики"
ГБУ СОН СО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Серова"
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Александрова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
serovsky.svd.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация административного искового заявления
21.07.2021Передача материалов судье
26.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2021Предварительное судебное заседание
09.08.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2021Предварительное судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее