Судья Каманина Н.П. Дело№33а-2872/2020
(УИД 37RS022-01-2019-000707-09)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 декабря 2020года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Степановой Л.А., Запятовой Н.А.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А. дело по апелляционным жалобам Администрации города Иваново, Басовой Эльмиры Александровны, Басова Алексея Михайловича на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 04 августа 2020 года по административному исковому заявлению Моттаева Ахмата Бахауовича к Администрации города Иваново, Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области об оспаривании постановления, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Моттаев А.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Иваново №1594 от 06 декабря 2018 года «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» (код вида 2.7) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и 10» и устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что в газете «Рабочий край» от 14 декабря 2018 года было опубликовано постановление Администрации города Иваново №1594 от 06 декабря 2018 года «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» (код вида 2.7) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и 10». В декабре 2018 года истец обращался в Администрацию города Иваново с письмом, в котором указал, что готовящийся проект постановления противоречит действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы во владении и пользовании участком, принадлежащем ему на праве собственности, расположенном по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.12. Основанием послужило письмо Администрации города Иваново о проведении публичных слушаний по указанному проекту, целью которых являлось получение застройщиком разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования. Административный истец сообщал Администрации города Иваново о категорических возражениях и замечаниях по данному проекту и проведению публичных слушаний, однако Администрацией города Иваново его возражения не были приняты во внимание. Моттаев А.Б. полагает, что оспариваемое постановление Администрации города Иваново от 06 декабря 2018 года №1594 принято с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Минстроя РФ №741/пр от 25 апреля 2017 года. По мнению административного истца, в данном случае имеют место быть нарушения требований ГПЗУ № выданного застройщику на основании приказа №167-г от 04.04.2017 г., где указан минимальный отступ от границы со смежным участком, не менее 3 метров. Кроме того, имеются нарушения Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 года №694. Обжалуемым постановлением от лишен возможности эффективно использовать принадлежащий ему земельный участок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Моттаева А.Б. с иском в суд.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда города Иваново к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Садыхов С.Х., Басова Э.А., Басов А.М., Колосов С.С., Егорова И.В., прокуратура Ленинского района г. Иваново.
Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 04 августа 2020 года административные исковые требования Моттаева А.Б. удовлетворены частично: постановление Администрации города Иваново №1594 от 06 декабря 2018 года «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» (код вида 2.7) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и 10» признано незаконным; на Администрацию города Иваново возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Моттаева А.Б. путем повторного рассмотрения заявлений Басовой Э.А. и Садыхова С.Х. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В удовлетворении требований к Департаменту архитектуры и строительства Ивановской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованные лица Басова Э.А., Басов А.М., административный ответчик Администрация города Иваново обратились с апелляционными жалобами, в которых поставили вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Моттаевым А.Б. требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Басов А.М., представитель заинтересованных лиц Басовой Э.А., Басова А.М. – Сорокопудова В.В., представитель административного ответчика Администрации города Иваново – Солдатова А.А. доводы апелляционных жалоб, дополнений к апелляционным жалобам поддержали и просили их удовлетворить, ссылаясь на незаконность вынесенного решения. Представитель административного ответчика – Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Хан С.И., указывая на незаконность и необоснованность решения суда, просил его отменить, апелляционные жалобы удовлетворить. Административный истец Моттаев А.Б. и его представитель Левочкин А.С., полагая решение суда законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении апелляционных жалоб. Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Ленинского района города Иваново Лазарев Э.А. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
В судебное заседание не явились: заинтересованные лица Басова Э.А., Садыхов С.Х., Колосов С.С., Егорова И.В., своевременно и надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, дополнений к ним и возражения на них, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Басовой Э.А. и Садыхову С.Х. на праве общей долевой собственности, а именно по 1/2 доли в праве каждому, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 37:24:040132:103, общей площадью 768 кв.м., расположенный по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.10.
Садыхову С.Х. на праве собственности также принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 454 кв.м., расположенный по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8.
Моттаеву А.Б. принадлежит 58/100 доли в праве общей долевой собственности, Колосову С.С. – 42/100 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 842 кв.м., расположенный по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.12.
Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иваново от 22 марта 2016 года №67-г утвержден градостроительный план земельного участка №RU37302000-00000000003144 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.10.
Согласно градостроительному зонированию указанный земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Иваново, действовавшими по состоянию на 22 марта 2016 года, зона многоэтажной жилой застройки (Ж-3) выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения верхнего уровня этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов) с высокой плотностью застройки, а также объектов обслуживания населения. Для указанной территориальной зоны были установлены условно разрешенные виды использования (в т.ч. автомойки).
25 мая 2016 года Садыхову С.Х. Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации города Иваново выдано разрешение на строительство объекта недвижимости – автомойки.
17 февраля 2017 года осуществлена государственная регистрация права собственности Басовой Э.А., Садыхова С.Х. на объект незавершенного строительства – автомойки со степенью готовности 35%.
Приказом Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Иваново от 04 апреля 2017 года №167-г приказ Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Иваново от 22 марта 2016 года №67-г отменен, утвержден градостроительный план земельного участка №RU37302000-00000000003770 в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040132:103, расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.10. Согласно градостроительному зонированию земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3.
В силу пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка от 04 апреля 2017 года, минимальные отступы, в том числе от границ смежных земельных участков, принимаются в соответствии с требованиями части 12 статьи 28 Правил землепользования и застройки города Иваново (в редакции решения от 29 июня 2016 года №234).
Согласно пункту 12.2 части 12 статьи 28 Правил землепользования и застройки города Иваново (в редакции решения от 29 июня 2016 года №234) для всех территориальных зон (за исключением Сп-1, Сп-2, И, Р-1, Р-2, Р-3) минимальный отступ от границ смежных земельных участков до объектов капитального строительства, если иное не оговорено настоящими Правилами, - не менее 3 метров. Допускается блокировка зданий и сооружений, расположенных на смежных земельных участках, и сокращение минимальных отступов от границ соседних земельных участков (в том числе размещение зданий и сооружений по границе земельных участков) по взаимному согласию их правообладателей и при условии выполнения требований технических регламентов.
25 июля 2017 года Садыхову С.Х. Администрацией города Иваново выдано разрешение на строительство автомойки на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040132:103 с разрешенным использованием - под автомойку.
07 сентября 2018 года Басова Э.А. и Садыхов С.Х. обратились в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иваново Администрации города Иваново с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства для размещения объекта «обслуживание жилой застройки (магазины) (код 2.7), и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – магазина, расположенного на земельных участках: с кадастровым номером №, площадью 768 кв.м., расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.10, и с кадастровым номером №, площадью 454 кв.м., расположенного по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8, в части:
-увеличения процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером № до 60%;
-сокращения минимального отступа от границы земельного участка № до объектов капитального строительства до 0,5 м. (со стороны земельного участка с кадастровым номером 37:24:040132:231);
-уменьшения процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером № до 10%;
-сокращение минимального отступа от границы земельного участка с кадастровым номером № до объектов капитального строительства до 0 м. (со стороны земельного участка с кадастровым номером №);
-сокращения показателя минимально допустимого уровня обеспеченности стоянками для временного хранения легковых автомобилей у объекта – до 14 мест.
На основании данных заявлений, статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рекомендаций Комиссии, постановлением Главы города Иваново от 23 октября 2018 года были назначены публичные слушания по обращениям Басовой Э.А. и Садыхова С.Х. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, расположенных по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и 10, «обслуживание жилой застройки (магазин) (код 2.7) и по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – магазина.
24 октября 2018 года оповещение о начале публичных слушаний по данному проекту было в установленном законом порядке опубликовано в газете «Рабочий край», а также размещено на официальном сайте Главы города Иваново, Администрации города Иваново.
В результате проведения публичных слушаний был составлен протокол публичных слушаний от 12 ноября 2018 года №24, из которого следует, что участником публичных слушаний являлся, в том числе Моттаев А.Б., который выступал с замечаниями о противозаконности вынесения на публичные слушания вопроса о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков объектов капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – магазина, распложенного по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и 10. Возражений от иных участников публичных слушаний не имелось.
На основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссией подготовлены рекомендации о предоставлении Басовой Э.А. и Садыхову С.Х. разрешений, которые направлены Главе города Иваново для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.
Постановлением Администрации города Иваново от 06 декабря 2018 года №1594 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» (код вида 2.7) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства – магазина, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и д.10», Садыхову С.Х. и Басовой Э.А. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках с кадастровым номером №, площадью 768 кв.м., по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.10, и с кадастровым номером №,площадью 454 кв.м., по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8, «обслуживание жилой застройки (магазин) (код вида 2.7), и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства – магазина, расположенного по вышеуказанных земельных участках, в части:
-увеличения процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером № до 60%;
-сокращения минимального отступа от границы земельного участка с кадастровым номером № до объектов капитального строительства до 0,5 м. (со стороны земельного участка с кадастровым номером №);
-уменьшение процента застройки в границах земельного участка с кадастровым номером № до 10%;
-сокращение минимального отступа от границы земельного участка № до объектов капитального строительства до 0 м. (со стороны земельного участка с кадастровым номером №);
-сокращение показателя минимально допустимого уровня обеспеченности стоянками для временного хранения легковых автомобилей у объекта – до 14 мест.
Разрешая заявленные Моттаевым А.Б. требования к Администрации г. Иваново о признании постановления незаконным, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил из того, что на момент обращения Басовой Э.А. и Садыхова С.Х. в Администрацию города Иваново с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, строительство объекта уже было осуществлено; требования технических регламентов о противопожарных расстояниях между заданиями и сооружениями застройщиком соблюдены не были; доказательств наличия характеристик, препятствующих эффективному использованию земельного участка, представлено не было, указанные обстоятельства при вынесении оспариваемого решения не выяснялись; согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не получено, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца Моттаева А.Б. как собственника смежного земельного участка.
В апелляционных жалобах, дополнениях к ним заинтересованные лица Басова Э.А., Басов А.М., административный ответчик Администрация города Иваново оспаривают указанные выводы суда как несоответствующие обстоятельствам дела, указывая на законность и обоснованность принятого органом местного самоуправления решения и отсутствия нарушение прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает, что указанные доводы заинтересованных лиц и административного ответчика являются несостоятельными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
Заинтересованные в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 ГрК РФ).
На основании части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения
В силу положений пункта 5 части 7 статьи 51 ГрК РФ разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
На территории муниципального образования «города Иваново» решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 года №694 утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования города Иванова (далее – Правила).
В части 4 статьи 5 указанных Правил (в ред. решения Ивановской городской Думы от 21.02.2018г. № 519, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) установлено, что принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений с указанием причин принятого решения отнесено к полномочиям Администрации города Иваново.
В соответствии со статьей 14 Правил разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может быть предоставлено как в отношении земельного участка, свободного от застройки, так и в отношении земельного участка, на котором имеются объекты недвижимости.
Если разрешение на условно разрешенный вид использования испрашивается в отношении земельного участка, на котором имеются объекты недвижимости, к заявлению прилагаются, среди прочего выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы на все объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2.2 статьи 14 Правил).
Пунктом 12.2 статьи 28 указанных Правил предусмотрено, что для всех территориальных зон (за исключением Сп-1, Сп-2, И, Р-1, Р-2, Р-3) минимальный отступ от границы земельного участка до объектов капитального строительства, если иное не оговорено настоящими Правилами, - не менее 3 метров. При этом указанным пунктом Правил также установлено, что блокировка зданий и сооружений, расположенных на смежных земельных участках, и сокращение минимальных отступов от границ соседних земельных участков (в том числе, размещение зданий и сооружений по границе земельных участков) допускается по взаимному согласию их правообладателей и при условии выполнения требований технических регламентов.
Земельные участки административного истца и заинтересованного лица расположены в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3.
Зона многоэтажной жилой застройки (Ж-3) выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения верхнего уровня этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов) с высокой плотностью застройки, а также объектов обслуживания населения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Моттаев А.Б., являющийся собственником 58/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.12, являющимся смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером №, – согласия относительно проекта о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не давал, напротив, при проведении публичных слушаний высказал возражения и замечания относительно незаконности вынесения на публичные слушания вопроса о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекта капитального строительства – «обслуживание жилой застройки (магазин)» (код вида 2.7) и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства – магазина, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.Ташкентская, д.8 и дом 10.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается наряду с иными на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, Правила землепользования и застройки территории муниципального образования г. Иваново, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 года № 694, являясь действующим муниципальным нормативным правовым актом, подлежали обязательному применению на территории города Иваново при принятии оспариваемого постановления.
По смыслу упомянутого выше п. 12.2 ст. 28 Правил при обстоятельствах, когда правообладатели соседних земельных участков не согласны с сокращением минимальных отступов от границ соседних земельных участков, оно не допускается.
В этой связи, поскольку административный истец возражал на публичных слушаниях против такого сокращения, его согласия получено не было, то предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства магазина по адресу:г. Иваново, ул. Ташкенсткая, д.10 свидетельствует о нарушении пункта 12.2 статьи 28 Правил землепользования и застройки на территории города Иваново, и как следствие, нарушении соответствующих прав административного истца.
С учетом изложенного, доводы жалобы об отсутствии подтверждений нарушения прав административного истца являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что оснований, предусмотренных частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства у Басовой Э.А. и Садыхова С.Х. не имелось, поскольку принадлежащий им земельный участок соответствовал градостроительному регламенту для территориальной зоны Ж-3, доказательств наличия неблагоприятных характеристик земельного участка для осуществления строительства магазина также не установлено.
Прохождение по территории земельного участка по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская д. 10 красной линии были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 26.06.2012г. признано недействующим постановление Администрации г. Иваново № 200 от 09.02.2010г. об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново на ее отрезке, расположенном в границах указанного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах о том, что земельные участки находятся в зоне с особыми условиями использования территории- охранной зоне инженерных сетей газоснабжения в связи с прохождением по участку газопровода не могут быть приняты во внимание, поскольку при обращении за предоставлением разрешений на отклонение от предельных параметров заявители в качестве неблагоприятных условий ссылались лишь на наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства. Кроме того, само по себе указанное обстоятельство, как и наличие на участке возведенного объекта не свидетельствует о неблагоприятных характеристиках земельного участка, о которых говорится в ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.
Ссылки в жалобах на то, что по территории земельного участка по адресу : г. Иваново, ул. Ташкенская д. 8 проходит красная линия, доказательством того, что земельный участок по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская д. 10, являющийся смежным с земельным участком Моттаева А.Б. и на котором расположена большая часть здания, принадлежащего Басовой Э.А., Садыхову С.Х., обладает характеристиками неблагоприятными для застройки, не являются.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, согласно части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается только при соблюдении требований технических регламентов. В данном случае доказательств, подтверждающих соблюдение технических регламентов, в материалы дела не представлено. Не представлялось таких документов и в администрацию г. Иваново при подаче соответствующего заявления.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, изложены в решении суда. Оснований не согласиться с ними с учетом положений Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, устанавливающий наличие противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, у Судебной коллегии не имеется.
Невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства также является основанием для отказа в выдаче такого разрешения.
Ссылки на наличие градостроительного плана 2016 года, на основании которого выдано первоначальное разрешение на строительство, основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца не являются, учитывая то, что указанный градостроительный план был отменен и выдан новый градостроительный план земельного участка RU37302000-00000000003770 от 04 апреля 2017 года №167-г, в котором предусматривались отступы от границ земельного участка 3 метра.
Также судебная коллегия отмечает, что исходя из положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно предшествовать строительству, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.
При этом обращение за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства после осуществления строительства такого объекта без получения разрешения на строительство (разрешение на строительство магазина получено лишь в 2019 году), противоречит статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешения на строительство, выданные в 2016, 2017 годах, по мнению судебной коллегии, не свидетельствуют о законности оспариваемого постановления, учитывая то, что названные разрешения на строительство выдавались на иной объект (автомойку), с иным назначением и площадью застройки (в разрешениях на строительство 2016, 2017 годов значится площадь застройки 420 кв.м., в разрешении на строительство 2019 г. – 507 кв.м.).
Таким образом, выводы суда о незаконности постановления администрации г. Иваново в части выдачи разрешения на отклонение предельных параметров строительства является правильным.
Согласно статье 2 ГрК РФ, одним из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из системного анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. 10 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20% ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 70%, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 5000 ░░.░.) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20% ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 50%.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 12 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. 10, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.