Дело № 2а-541/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 14 сентября 2021 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Баранцевой Е.А.,
при секретаре Логиновой К.С.,
с участием прокурора Кайгородова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску отдела МВД России по Усть-Катавскому городскому округу Челябинской области к Суханову Виталию Юрьевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Начальник отдела МВД России по Усть-Катавскому городскому округу Челябинской области (далее - ОМВД России по УКГО) обратился в суд с иском об установлении административного надзора в отношении Суханова В.Ю. сроком на один год и установлении ему административных ограничений: обязательно являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить выезд за пределы Усть-Катавского городского округа Челябинской области без согласования с органами внутренних дел, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что решением Усть-Катавского городского суда от 16 июня 2017 года в отношении Суханова В.Ю. установлен административный надзор сроком до 26 января 2021 года с административными ограничениями. Из мест лишения свободы Суханов В.Ю. освобожден 6 апреля 2015 года, срок погашения судимости истекает 6 апреля 2023 года. 22 июля 2019 года Суханов В.Ю. поставлен на профилактический учет в ОУУП и ПДН ОМВД России по УКГО. Решением Усть-Катавского городского суда от 18 декабря 2019 года в отношении Суханова В.Ю. срок административного надзора продлен на шесть месяцев, до 27 июля 2021 года. В течение года после продления административного надзора Суханов В.Ю. дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.19.24, ст.20.21 КоАП РФ. Суханов В.Ю. проживает с семьей, характеризуется удовлетворительно, официально не трудоустроен. Поскольку судимость до настоящего времени не снята и не погашена, осужден за совершение тяжкого преступления, необходимо установить Суханову В.Ю. административной надзор.
Представитель административного истца ОМВД России по УКГО Дударев Л.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Суханов В.Ю. копию искового заявления получил, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1,3,4 ст. 272 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя административного истца, административного ответчика, поскольку они надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела, их участие в судебном заседании обязательным не является.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее ФЗ №64 от 06.04.2011 г.) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Частью третьей ст.3 ФЗ №64 от 06.04.2011 года предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре, Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).
Исходя из изложенного административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), статья 2 Закона).
Из представленных материалов следует, что приговором Усть-Катавского городского суда от 07 мая 2014 года Суханов В.Ю. осужден по ч. 3 ст. 134 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на один год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.6-7).
Из мест лишения свободы Суханов В.Ю. освободился 06 апреля 2015 по отбытию срока наказания (л.д.22-23).
Согласно представленным документам Суханову В.Ю. устанавливался административный надзор решением Усть-Катавского городского суда от 16 июня 2017 года сроком до 26 января 2021 года, также на него были возложены административные ограничения. Решением от 18 декабря 2020 года административный надзор Суханову В.Ю. был продлен на срок шесть месяцев с 27 января 2021 года (л.д.8-10, 11-12).
На основании пункта «г» ч.3 ст.86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суханов В.Ю. осуждался за совершение тяжкого преступления, освободился из мест лишения свободы 06 апреля 2015г., срок погашения судимости истекает 06 апреля 2023 г.
Суханов В.Ю. в течение года два раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.19.24 КоАП РФ - 16 апреля 2021 года, ст.20.21 КоАП РФ - 21 июня 2021 года, что подтверждается справкой ИАЗ, постановлениями о привлечении к административной ответственности (л.д. 13, 14-15, 18-21).
Поскольку Суханов В.Ю. приговором Усть-Катавского городского суда от 07 мая 2014 года был осужден за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетней, в настоящее время освободился из мест лишения свободы 09 мая 2017 года, судимость за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетней не снята и не погашена, он 2 раза в течение года совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и против порядка управления, имеются законные основания для установления в отношении Суханова В.Ю. административного надзора.
Пунктом 1 ч.1 ст.5 ФЗ №64 от 06.04.2011 г. предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Следовательно, Суханову В.Ю. необходимо установить административный надзор сроком на один год.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 ФЗ №64 от 06.04.2011 г. срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Статьёй 4 ФЗ №64 от 06.04.2011 г. предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.
Вместе с тем, суд находит неправильным указание в исковом заявлении требований относительно запрета выезда за пределы муниципального района по месту жительства, с уточнением, что такой выезд запрещен без предварительного согласования с органом внутренних дел, поскольку является излишним и не соответствует пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ, в случаях предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными жизненными обстоятельствами.
При этом закон не предусматривает никакого иного порядка, кроме как установленного приведенной выше нормой, а потому требования о возможности несоблюдения установленного ограничения противоречат нормам материального права.
Таким образом, каких-либо оснований видоизменять вид ограничения, предусмотренный Федеральным законом № 64-ФЗ, у суда не имеется, в связи с чем суд полагает необходимым уточнить административные ограничения.
С учётом требований ст.4 ФЗ №64 от 06.04.2011 г. в целях контроля и предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, Суханову В.Ю., учитывая, что административное правонарушение по ст.20.21 КоАП РФ совершено им в состоянии алкогольного опьянения, необходимо установить административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета выезда за пределы Усть-Катавского городского округа Челябинской области, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Руководствуясь ст. 177, 178-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить Суханову Виталию Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> административный надзор на один год.
Установить Суханову Виталию Юрьевичу следующие административные ограничения:
обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить выезд за пределы Усть-Катавского городского округа Челябинской области, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия судом решения в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.
Председательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силуа