№ 2-475/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Буйнакск 25 сентября 2015 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Мамаева Р.И.,
при секретаре Аскеровой М.С.
с участием представителя истца Нурутдинова М.Г.,
от ответчика отдела Военного комиссариата по г. Буйнакску и Буйнакскому району – Тагирбекова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурутдинова И.М. к ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району о признании решения военного комиссара РД от 17.07.2015 № 1/2635 и начальника ОВК РД по г. Буйнакску и Буйнакскому району неправомерными, обязании поставить на воинский учет и выдать документы воинского учета, а также признании прошедшими военную службу по призыву,
установил:
Нурутдинов И.М. обратился в Буйнакский районный суд с вышеназванным иском. Заявлением от 25.09.2015 истец уточнил исковые требования и просит признать решение начальника отдела военного комиссариата РД по г. Буйнакску и Буйнакскому району незаконным и обязать начальника ОВК РД по г. Буйнакску и Буйнакскому району поставить на воинский учет и выдать соответствующие документы воинского учета.
Свои требования истец мотивирует тем, что 11 мая 2001 г. он был призван на военную службу военным комиссариатом г. Буйнакска и Буйнакского района, которую проходил в войсковой части № в п. Рощинский Самарской области. В начале октября 2002 г. из-за неприязненных отношений командованием войсковой части он был вынужден уехать домой, оставив расположение части. По приезду домой вместе с отцом поехал к военному комиссару г. Буйнакска Чабаеву, который выдал предписание от 11.10.2002 и отправил его военному прокурору в/ч № Буйнакского гарнизона. В прокуратуре отец написал заявление, а он дал объяснения. После этого его отпустили домой и сказали, что вызовут. 18.12.2002 от военного прокурора он получил сообщение о том, что материал по заявлению направлен военному прокурору Самарского гарнизона и о принятом решении указанный прокурор уведомит. Пока военный прокурор рассматривал заявление, срок военной службы истек. О принятом решении его так и не уведомили. Его отец обращался к главному военному прокурору и Министру обороны РФ, однако должного ответа не получил. В связи с этим он выехал в расположение своей части в Самарской области, где ему сказали о том, что войсковая часть давно расформирована. После этого он неоднократно обращался в ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району с просьбой о постановке на воинский учет, однако ему было отказано. Согласно архивных справок и ответа военного прокурора Самарского гарнизона уголовное дело в отношении него прекращено из-за отсутствия состава преступления. 24.06.2015 он обратился к военному комиссару РД с заявлением о постановке на воинский учет, однако ему вновь было отказано со ссылкой на приказ МО РФ от 25.02.2000 № 18
11.08.2015 ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району также отказано в постановке на воинский учет, в связи с чем на основании ст. ст. 10, 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» просит исковое заявление удовлетворить с учетом сделанных уточнений.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал с учетом уточнений, просит их удовлетворить.
Представитель ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району РД исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 25.02.2000 № 18 документом, на основании которых осуществляется постановка граждан на воинский учет по месту жительства для солдат и сержантов является: военный билет, учетно-послужная карточка и предписание, выданное воинской частью, откуда гражданин уволен и направлен для постановки на воинский учет. Войсковая часть №, где проходил военную службу истец, расформирован, в связи с чем он лишен возможности представить документы об исключении из списков личного состава части.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями, изложенными в преамбуле Федерального закона РФ N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе, воинский учет, пребывание в запасе.
Согласно статье 8 названного закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
-освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
-проходящих военную службу;
-отбывающих наказание в виде лишения свободы;
-женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
-постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ).
В силу ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
- состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;
- при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
фамилия, имя и отчество;
дата рождения;
место жительства и место пребывания;
семейное положение;
образование;
место работы;
годность к военной службе по состоянию здоровья;
профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях.
Согласно п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники); граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные): мужского пола, пребывающие в запасе; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет.
Как усматривается из представленных материалов, Нурутдинов И.М. был призван на службу и отправлен для её прохождения 11 мая 2001 года в воинскую часть № Перед призывом в Вооруженные силы РФ Нурутдинову И.М. был выдан военный билет серии АК №№. Из в/ч № истец был переведен сначала в в/ч №, а затем 15.01.2002 – в в/ч №
В связи с необходимостью трудоустройства, заявитель неоднократно обращался в военный комиссариат с заявлением о проставлении отметки о состоянии на воинском учете. Так, в материалах дела имеются его заявления, датированные 24.06.2015, 11.08.2015 гг. с просьбой поставить его на воинский учет. На основании ранее поданных обращений в ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району 26.02.2015 направлялись анкеты-запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ, Филиал ЦА МО РФ, филиал архива по ЦВО, командиру в/ч №.
Однако в удовлетворении его заявления ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району РД отказано со ссылкой на приказ Министра обороны РФ № *18 от 25.02.2000, указав при этом, что основанием для постановки на воинский учет для солдат и сержантов является военный билет, учетно-послужная карточка и предписание, выданное воинской частью, откуда гражданин уволен.
Вместе с тем с тем суд полагает, что оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и исключающих постановку Нурутдинова И.М. на воинский учет, не установлено.
Указанное в отказе военного комиссариата основание, то есть отсутствие в военкомате учетно-послужной карточки и предписания суд признает незаконным, поскольку оно не согласуется с положениями Федерального закона № 53-ФЗ и ст. 8 в частности. Указанный в нем перечень лиц, в который не подпадает истец, является исчерпывающим.
Воинский учет граждан, находящихся в запасе осуществляется по военным билетам.
Кроме того, военный билет является документом воинского учета, в нем содержатся все сведения о лицах, подлежащих воинскому учету.
В военном билете истца имеются отметки о прохождении службы по призыву в разных воинских частях.
Как следует из архивной справки от 17.04.2015, приказом командира войсковой части № № 8 от 15.01.2002 рядовой Нурутдинов И.М. назначен на должность водителя-электрика радиорелейной роты. Приказом командира указанной части от 07.10.2002 № 198 истец с 09.10.2002 выведен за штат роты в связи с самовольным оставлением воинской части.
При этом при возвращении домой, истец обратился в ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району, которым ему выдано предписание убыть 11.10.2002 в военную прокуратуру в\ч № Буйнакского гарнизона. Отцом истца военному прокурору подано заявление о противоправных действиях командования в/ч №, которым материалы по заявлению направлены военному прокурору Самарского гарнизона.
Согласно письму заместителя военного прокурора Самарского гарнизона от 31.03.2015 30 сентября 2002 года в отношении Нурутдинова И.М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 334 УК РФ. 30 мая 2003 года указанное уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в действиях Нурутдинова И.М. состава преступления.
В связи с расформированием в/ч № истец лишен возможности представить предписание об увольнении. Кроме того, из архивной справки также усматривается, что в приказах командира части за период с 08.10.2002 по 31.12.2005 исключение из списков войсковой части Нурутдинова И.М. не отражено.
Указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Нурутдинова И.М. удовлетворить.
Признать решение начальника ОВК по г. Буйнакску и Буйнакскому району об отказе в постановке на воинский учет Нурутдинова И.М. незаконным.
Обязать отдел военного комиссариата по г. Буйнакску и Буйнакскому району поставить Нурутдинов И.М. на воинский учет и выдать документы воинского учета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.И. Мамаев