Решение по делу № 2а-1721/2021 от 18.08.2021

Дело № 2а-1721/2021                                

УИД 27RS0008-01-2021-002176-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года      г. Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Зыковой М.В.,

при секретере судебного заседания Пешковой А.А.,

с участием

административного истца Кочешкова В.Г., отбывающего наказание в <адрес>, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочешкова Владимира Геннадьевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ

Административный истец Кочешков В.Г. обратился в Ленинский районный суд гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с указанным административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, мотивировав это тем, что 10.11.2017 он прибыл в ИУ ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю для отбывания наказания по приговору суда, в виде пожизненного лишения свободы, где и содержится по настоящее время. С момента его поступления в учреждение и до настоящего времени, в камере его проживания, отсутствует горячее водоснабжение, что является ненадлежащими условиями содержания. Отсутствие горячего водоснабжения создает истцу определенные проблемы, так как умываться, бриться и стирать вещи приходится в холодной (ледяной) воде.

Просит суд признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении горячем водоснабжением камеры его проживания при отбывании наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 10.11.2017 по настоящее время, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 210 000 руб.; возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

Определением от 20.08.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (УФСИН России по Хабаровскому краю), в качестве заинтересованных лиц: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (УФК по Хабаровскому краю); Минфин России.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, заявлений либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, имеется ходатайство от представителя ответчиков на рассмотрение дела в его отсутствие, так же предоставлены возражения относительно заявленного иска. В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков, заинтересованных лиц.

Административный истец, участвовавший в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил принять во внимания решения судов по аналогичным делам.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как следует из части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 названной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 29.05.2012 № 1238-0, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина, и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.

В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их право послушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). В соответствии с пунктом 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно подпункту 1 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

В силу статьи 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

В силу пункта 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 УИК РФ.

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу статей 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под факторами среды обитания понимаются, в том числе, социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии с пунктом 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Как установлено судом, сторонами не оспаривается, Кочешков В.Г. осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием в ИК особого режима и прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 10.11.2017 для дальнейшего отбывания наказания и отбывает наказание в указанном исправительном учреждении по настоящее время.

По материалам дела установлено, что на момент начала постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, система водоснабжения и канализации были спроектированы в соответствии с «Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России», горячая вода подается только на хозяйственно-бытовые нужды объекта от сетей теплоснабжения. Исправительное учреждение находится в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края, где услуги по обеспечению граждан холодным водоснабжением осуществляется ООО «Водоснабжение» и сезонным отоплением - ООО «Шел ТЭК», услуг по горячему водоснабжению ни одна из организаций в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края не предоставляет. Помывка осужденных осуществляется в душевых горячей водой, нагретой в электрических водонагревателях накопительного типа. Проектной документацией не предусмотрено горячее водоснабжения в камерах, где осужденные отбывают наказание. Горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники.

Вышеизложенные факты сторонами не опровергнуты.

В соответствии с подпунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1454/пр от 20.10.2017, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25.11.2010 «Дело «К.Р. против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа; горячая вода используется в душевых помещениях, в прачечных, куда могут сдать осужденные постельное и нательное белье, однако в камеру исправительного учреждения, где отбывал наказание истец, горячая вода не подавалась, в связи с чем истец вынужден при выполнении гигиенических процедур, стирке костюмов и нижнего белья, влажной уборке камеры, использовать холодную воду, что в силу вышеизложенных требований закона является нарушением условий содержания истца в исправительном учреждении, следовательно, действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в камере, где административный истец отбывает наказание в указанный им период, обосновано и подлежит удовлетворению.

Решением от 14.01.2021 Амурского городского суда Хабаровского края по иску исполняющего обязанности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требования ст. 99, ч.3 ст. 101 УИК РФ, ст.ст.1,8 Федерального закона РФ « О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», обеспечив горячим водоснабжением жилые камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенные для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, исхожу из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации, за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых. Каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено (доказательств обратного, суду не представлено).

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, заявленный административным истцом период нарушения прав (с 10.11.2017 по 14.09.2021), суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении за период с 10.11.2017 по 14.09.2021 в размере 3000,00 руб.

Приведенная административным истцом ссылка на решения иных судов Российской Федерации, взыскивающих компенсацию за аналогичные нарушения условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, судом во внимание не принимается, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, высказанная позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Суд признает незаконными и нарушающим права осужденного Кочешкова В.Г. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением - в камере, где отбывает наказание административный истец; считает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу Кочешкова В.Г. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000,00 руб., исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая, что ФКУ ИК-6 предпринимаются меры для устранения имеющихся недостатков и на организацию горячего водоснабжения в исправительном учреждении по временным схемам, что у казенного учреждения отсутствуют собственные средства, необходимые для завершения строительства и запуска газовой котельной в эксплуатацию, либо для оборудования каждой камеры отдельным водонагревательным прибором.

В остальной части иска надлежит отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в связи с отсутствием денежных средств на счете, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" реализует публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, является ответчиком по делу, а следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации так же имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы надлежит отнести за счет бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 227.1, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Кочешкова Владимира Геннадьевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении горячим водоснабжением камеры нахождения осужденного Кочешкова Владимира Геннадьевича при отбывании наказания в ФКУ-ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 10 ноября 2017 г. по 14 сентября 2021 г.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказания России в пользу Кочешкова Владимира Геннадьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с 10 ноября 2017 г. по 14 сентября 2021 г. в размере 3000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение 1 месяца со дня принятия решения судом.

Судья М.В. Зыкова согласовано______________М.В.Зыкова

2а-1721/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кочешков Владимир Геннадьевич
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Управление федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю
ФСИН России
Другие
УФК по Хабаровскому краю
МИНФИН России
Суд
Ленинский районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Зыкова Мария Васильевна
Дело на странице суда
leninsky.hbr.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Подготовка дела (собеседование)
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее